Педагогический совет в форме деловой игры "Что? Где? Когда?"
статья
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов «Что? Когда? Почему?»
Тема: «Ребенок на пороге к школе»
Цели игры:
Определить наиболее важные психологические характеристики готовности ребенка к школе;
Повышение компетентности педагогов в области подготовки детей к школе;
Формирование навыков позитивного общения воспитателей, умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Плакат с компонентами психологической готовности, информационные листы на каждого педагога деловой игры, карточки с педагогическими ситуациями, карточки с характеристиками психологической готовности.
Ход игры:
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги и гости! Сегодня я предлагаю вашему вниманию деловую игру «Что?Когда?Почему?»
Разминка.
Вопросы-шутки:
Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней НЕДЕЛИ(позавчера, вчера, сегодня, завтра ,послезавтра)
В какой земле сеют капусту? (капусту не сеют, а сеют семена)
Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (которые остановились)
Может ли страус назвать себя птицей?(он не умеет говорит).
Без чего хлеба не испечешь? (без корочки)
Ведущий. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше-до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе» ?Для чего это нужно знать? Попробуем разобраться.
Педагоги делятся на группы. Перед вами игровое поле и волчок ,который вы раскручиваете и выбираете вопрос.
Задание№1
Итак ,первый вопрос. Какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители?
Второй вопрос. Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, «идеальный» первоклассник? (Самостоятельность, крепкое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, застенчивость, адекватная самооценка, эгоизм и демонстративность, высокая познавательная активность, умение планировать и контролировать деятельность.)
Третий вопрос. Что нового возникает в жизни ребенка с того момента ,как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1.Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить ,что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2.Возникают отношения «ученик-учитель» .Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3.Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития .А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах,-во многом зависит от нас ,взрослых.
Четвертый вопрос. Раскройте важность физической готовности
ребенка к обучению в школе.
Правильный ответ. Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки. Нередко именно из-за недостаточного физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно развивать у ребенка ловкость, координацию движений, гибкость, силу. Выносливость тесно связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные ученики даже при наличии у них высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Поэтому необходимо укреплять здоровье ребенка, задолго до поступления в школу.
Пятый вопрос. Что произойдет ,если ребенок в момент поступления в
школу не будет психологически готов к такому серьезному и ответственному моменту?
Возникнет школьная дезадаптация.
Ведущий. Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность-это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя» психологическая готовность к школе ?Прежде чем ответить на вопрос ,познакомьтесь с информацией на плакате.
На доске можно повесить плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:
*интеллектуальную готовность;
*мотивационную(социально-личностная)готовность;
*волевую готовность;
*коммуникативную готовность.
Педагогам раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Интеллектуальная готовность - способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений рук и их координации. Способность самостоятельно принимать решения, сформированность интеллектуальных умений, развитие памяти и внимания, логического мышления и связной речи.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6–7-и годам ребенок должен знать:
• свой адрес и название города, в котором он живет;
• название страны и ее столицы;
• имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
• времена года, их последовательность и основные признаки;
• названия месяцев, дней недели;
• основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения.
Важная составляющая школьной готовности – произвольность поведения. Что же означает это понятие? Действовать согласно правилам и требованиям, а не сиюминутным желаниям, сознательно подчинять свои действия правилу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физическая готовность – развитие ребенка, соответствующее его возрасту. Достигнуть необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития в процессе подготовки к школе может только здоровый ребенок.
Вывод: Поэтому психологическая готовность ребенка к школе – это комплексное развитие интеллектуального, эмоционального и личностного потенциала маленького человека.
Задание№2
Педагогические ситуации.
Ведущий. Давайте на примерах посмотрим как мы в реальной жизни готовим детей к школе.
*Мама Светы с вечера собирает пакет в бассейн. Света спрашивает у мамы: »А ты мне шапочку купальную положила ,а мыло, а мочалку?»
-да, отвечает мама.
В бассейне Света достала из пакета вещи, а полотенца не оказалось. Воспитатель спрашивает у Светы: »А где же полотенце?»
-мама забыла положить,-отвечает Света.
Как бы вы поступили на месте Светиной мамы в данной ситуации?
Вывод: родители довольно часто берут на себя все обязанности ,даже посильные ребенку, не надеясь на него. Говорят:» ты не сможешь, еще не умеешь ,не так сделаешь». Тем самым мы подавляем инициативу у ребенка развитие самостоятельности., т. е. социальной готовности . Необходимо развивать самостоятельность. Например: подготовить пакет в бассейн, который вы можете потом проверить.
*Девочка играет, а мама зовет ее заниматься. Приговаривая» будешь играть, ничему не научишься». Правильно ли поступила мама?
Вывод: игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ребенок учится всему только играя. Без желания и интереса ребенка смысла в занятиях не будет.
*Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят:
-Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Как вы считаете, оправдано ли стремление Гришиных родителей как можно больше прочитать ребенку книг?
Важно подчеркнуть
Поспешность сделать из ребенка «начитанного всезнайку» неоправданна. Обычно в таких случаях ребенку читают все подряд, не сообразуясь с его возрастом и возможностью правильно воспринимать весь объем сведений. Ребенок не усваивает содержание книг осмысленно. Это приводит к переутомлению, неусидчивости, неумению сосредотачиваться, проявлять устойчивый интерес к содержанию прочитанного.
Нет необходимости каждый раз ребенку читать или рассказывать что-то новое. Маленькие дети глубже усваивают уже однажды прочитанные книги; встречаясь с ними, как со старыми знакомыми, они стараются «подсказать» рассказчику ,что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил неточность. Здесь маленький слушатель проявляет высокую активность.
*Родители пятилетней Ксении стараются дать ей как можно больше сведений, много читают и рассказывают, учат считать ,читать, заучивают с ней наизусть стихотворения. Они с гордостью говорят: «Ксения знает много стихов, на память знает чуть ли не всю сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» ,с интересом слушает книги, предназначенные для школьников. Уже читает, считает до ста…Развита не по годам. Думаем, что ей легко будет учиться».
Проанализируйте приведенное высказывание родителей и дайте им оценку. Как вы полагаете, в чем заключается подготовка ребенка к школе?
*Родители Игоря говорят: «Мы хотим, чтобы сын хорошо учился, но не знаем, как подготовить его к школе. Ведь дать Игорю знания в системе мы не умеем. Зато считаем нужным воспитывать у него трудолюбие, усидчивость, следим, чтобы любое дело выполнял старательно и не бросал его на полпути. Следим, чтобы он постоянно был занят чем-то полезным, помогал нам, взрослым, и не слонялся без дела. Рассказываем ему о школе, стараемся внушить, что учение-это труд, и, для того чтобы стать хорошим учеником, нужно быть прилежным во всех делах».
Проанализируйте высказывание родителей и дайте им оценку. Каково ваше мнение в вопросе подготовки детей к обучению в школе?
* Родители четырехлетней Оли боятся перезагрузки детского ума: «мала еще-не поймет»-и потому не считают нужным объяснять или говорить о том, что ребенок видел или слышал, но не понял. Если же девочка просит что-то объяснить, отвечают ей:-Тебе еще рано об этом знать. Подрастешь-узнаешь. Они считают: «Еще до школы далеко .Да и вообще, стоит ли ребенка готовить к учению? Вот пойдет в школу, там его будут учить учителя».
Проанализируйте высказывание родителей. Если вы считаете нужным готовить ребенка к школе заранее ,то когда, по вашему мнению, следует начинать такую подготовку?
*Илюша(5лет)предпочитает шумные игры, а занятия ,требующие сосредаточенности ,не любит. Вот и сейчас выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше ,но не старался. Но мама, посмотрев его работу, говорит:
-Хорошо, молодец! Для нее главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр»и создает новый, ничуть не лучше прежнего.
-А это хорошо?-спрашивает он ,заранее уверенный, что его похвалят.
-И это хорошо. Молодец. Ты же у меня все умеешь!
Мать считает: «Подумаешь-не дорисовал! Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдет в школу-научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел-лишь бы занят был .Вот пойдет в школу, тогда…»
Проанализируйте прочитанное и сделайте предложение, как может сказаться захваливание ребенка на его готовности к обучению в школе. В каких случаях можно похвалить ребенка? Почему в подготовке к школе так важно умение ребенка доводить начатое дело до конца?
Важно подчеркнуть
Если ребенок постоянно слышит похвалу, то постепенно привыкает к тому, что все дается ему легко и просто, усилия и старания не нужны. И тогда может произойти, что у ребенка не сформировано серьезное отношение к занятиям, что у него образовался неправильный навык держать ручку, что у него нет усидчивости, терпения, настойчивости. О таком ребенке иногда говорят: «неспособный»А оказывается ,дело в другом :вовремя не выработаны у будущего первоклассника навыки учебной деятельности.
Важно следить, чтобы ребенок всегда доводил любую работу до конца. И здесь немаловажную роль играет ваше отношение, ваша требовательность к делам ребенка. Если он видит, что вы серьезно относитесь к его делам ,то у него повышается ответственность к их выполнению. Хвалить можно лишь за старания, за приложенные усилия, за преодоление трудностей. Объективная оценка результатов деятельности ребенка помогает ему проявлять усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьезному делу.
*Моя дочь посещает подготовительную группу детского сада. В июне ей исполняется 6 лет. Она не умеет писать и читать ,знает только буквы, совсем не умеет решать математические задачки .При этом некоторые дети в группе уже бегло читают. Я бы хотела отдать дочь в школу, но опасаюсь, что она не готова к обучению .Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Может быть, нам еще на один год остаться в детском саду? Посоветуйте ,-говорит родитель.
Правильный ответ. Многие родители считают ,что именно интеллектуальная готовность является главной составляющей готовности к школе, а ее основа-это обучение детей навыкам письма, чтения и счета. Данное убеждение неверно .
Для ребенка ,поступающего в школу, наиболее важны определенный кругозор, миропонимание, опираясь на которые учитель сможет решать задачи обучения. Успешность школьного обучения во многом зависит и от возраста ребенка, поступающего в первый класс. Перед тем как отдать своего шестилетнего малыша в школу, подумайте, а стоит ли? Ведь далеко не все шестилетки готовы отказаться от игрушек и сидеть за партой. Бывает, что и в 7 лет ребенок еще предпочитает игру учебной деятельности.
*«Бабушка о своей внучке: «Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо «золотой» ребенок.
Внимание! Вопросы.
1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?
2. Какими знаниями должен обладать ребенок 6-7 лет?
Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.
*«Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу».
Внимание! Вопросы.
1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?
Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.
*«Сережа был довольно развитым мальчиком. К моменту поступления в школу он мог читать, знал много стихов. Но, несмотря на то, что Сережа пошел в школу с большой радостью, с первых дней учебы он стал нарушать школьную дисциплину: вертелся на уроках, не слушал объяснений учителя.
Внимание! Вопросы:
1. Что послужило причиной неуспехов в школе?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию волевой готовности?
Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.
*Мама рассказывает: «С двух лет Маша находится в обществе детей, но все равно очень робкая, несмелая, застенчивая. На занятиях активности не проявляет. От сверстников старается держаться подальше. Думаю, в школьном коллективе ей может быть нелегко».
Внимание! Вопросы:
1. Права ли мама в своих волнениях?
2. Каковы ваши рекомендации по формированию коммуникативной готовности?
Коммуникативная готовность предполагает умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться, то есть качества, обеспечивающее безболезненную адаптацию ребенка, способствующие его благоприятному развитию.
*Говорит одна мама: «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда он не рисует и не лепит, как все дети в д/саду, да он и не стремится к этому, да и мы не поощряем. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!»
Внимание! Вопросы:
1. Оцените семейное воспитание Павлика?
2. Можно ли предвидеть результаты учения Павлика?
Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития. У детей, со слабой мелкой моторикой будут трудности с письмом. Необходимо упражнять пальцы рук, развивать силу и выносливость мышц кисти.
Ведущий. Предлагаю заключительное задание. Вы должны расположить предложенные карточки в таблице в соответствии с характеристиками каждой готовности.
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Волевая готовность
Коммуникативная готовность
Физическая готовность
*Любознательность
*Желание получать новые знания
*Усидчивость
*Работоспособность
*Запас элементарных сведений об окружающем мире
*Позитивное отношение к учителям, школе, учебной деятельности
*Умение контролировать свои эмоции
*Физически и психически развит
*Способность к обобщению и классификации
*Осознание себя будущим учеником
*Стремление доводить начатое дело до конца
*Достаточно развиты двигательные умения и навыки
*Умение войти в детское общество ,действовать совместно с другими
Ведущий. Уважаемые педагоги! Вы отлично справились с заданиями, надеюсь, что предложенная тема была интересной. Информация, которую вы получили, станет для вас полезной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет в форме деловой игры «Олимпийская карусель»
Распространение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх способствует формированию у педагогов и детей принципов благородного поведения, стремлению к гармоничному развитию физическ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»
Цель: Повышение эффективности процессуальной деятельности педагогов и внедрение современных воспитательных технологий в воспитательно – образовательный процесс....
педагогический совет в форме деловой игры
педагогический совет в ДОУ, прошедший в формк деловой игры...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ( в форме деловой игры) «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ»
- Повысить эффективность педагогического процесса посредством изучения материалов педагогов – наставников «Умные игры для малышей» педагогами в индивидуальном порядке.- Использовать дидактические игры...
Конспект педагогического совета в форме деловой игры "Знатоки проектного метода"
С помощью данного педсовета можно выявить уровень знаний педагогов о таком методе как проектная деятельность с детьми, а также отработать практические навыки...
Педагогический совет в форме деловой игры «Обучение связной речи детей дошкольного возраста»
Активизировать деятельность педагогов с детьми....
Педагогический совет в форме Деловой игры для педагогов «Телемост».
Педагогический совет в форме Деловой игры для педагогов «Телемост» был проведён с целью: закрепления и уточнения знаний педагогов о требованиях ФГОС к РППС дошкольного учр...