Конспект занятия «Зимушка-зима»
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
познавательно-коммуникативного занятия в средней группе
«Зимушка-зима»
Программное содержание. Закреплять знания детей о времени года зима, о природных явлениях, приметах зимой; уточнить представления о свойствах снега, его многоцветии. Развивать мышление, внимание, наблюдательность. Умение пользоваться технологическими картами. Расширять активный словарный запас у детей: волшебная, морозит, раскрашивает окна, белое покрывало; умение выразительно читать стихи. Устанавливать причинно-следственные связи, используя предметно-схематичную модель. Воспитывать чувство эмоциональной отзывчивости, умение внимательно слушать друг друга, не перебивая.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин с изображением зимы, заучивание стихов, чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», загадывание загадок о зиме, д/у «Когда это бывает?», ТРИЗ «Хорошо - плохо», экскурсии по территории детского сада, рисование зимнего пейзажа, опыты и эксперименты со снегом, льдом.
Оборудование: снег в тарелке, разноцветные стекла, салфетки для детей, коврик зимний, плоскостные деревья, бумажные снежинки, разноцветные фонарики; предметно - схематические модели, технологические карты; кукла Зимушка, баночки с водой, гуашь разноцветная, веревочки для льдинок.
Ход занятия.
Начало занятия: звучит музыка метели.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня лежит на столе? (загадываю загадку)
Он пушистый, серебристый
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Дети: Снег.
Воспитатель: Это Зимушка-зима принесла нам снег в группу. А какой снег?
Дети: Белый, пушистый, холодный, блестящий, серебристый.
Воспитатель: Из чего состоит снег?
Дети: Из снежинок.
Воспитатель: Какими бывают снежинки?
Дети: Крупинками, большими хлопьями, мохнатыми.
Воспитатель: Возьмите снег в руки. Что с ним произошло?
Дети: Он растаял, потому что боится тепла?
Воспитатель: Попробуйте кулачком потоптать снег. Что с ним происходит и почему?
Дети: Он хрустит, трещит, т.к. ломаются лучики у снежинок.
Воспитатель: Ребята, хотите увидеть и узнать, почему снег ночью кажется темным, фиолетовым.
Опыт: Берем фонарик, подносим его к темному стеклу и освещаем им снег. Он получается фиолетовым, подносим фонарик к красному стеклу, снег смотрится розовым, как при утреннем рассвете.
Воспитатель: Значит, снег может казаться разного цвета в зависимости от света, который на него падает. В какое время года снег покрывает землю? А зачем нужен снег?
Дети: Зимой. Укутывать деревья, землю.
Воспитатель: Что еще может покрывать снег?
Дети: Деревья, дома, машины.
Воспитатель: Поэтому снег и называют белым «снежным покрывалом», потому что он может лежать везде. А хотите мы с вами окажемся на зимней полянке?
Дети: Да.
Идем на полянку. Д/ упражнение «Мы идем с тобой на лыжах»
(Приходим на белый, голубой, фиолетовый коврик, где лежат детские подушечки, вокруг расставлены деревья).
Воспитатель: Похожа наша полянка на зимнюю? Что можно еще добавить или чем-то украсить нашу полянку?
Дети: Снежинками.
Воспитатель: Давайте украсим наши деревья снежинками.
Дети наклеивают на деревья, заранее приготовленные снежинки.
Воспитатель: Вот теперь это полянка по-настоящему стала снежной.
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто-то в гости к нам пришел. Да это же…
Дети: Зимушка- зима (кукла).
Воспитатель: Как вы догадались? Почему? Обратите внимание на одежду, ее цвет.
Дети: Одежда белая, с голубым отливом, воздушная, легкая как снег, меховая шапочка на голове.
Воспитатель: Какая бывает зима?
Дети: Белая, холодная, морозная, ледяная, ветреная, добрая, снежная, сердитая, вьюжная, волшебная, шаловливая, раскрашивает окна, заметает дорожки, покрывает землю, деревья.
Воспитатель: Зимушка не просто пришла, ну и что-то принесла (достаю разноцветные фонарики). Как вы думаете, что это за фонарики?
Дети: Это любимые цвета Зимушки-зимы.
Воспитатель показывает фонарики по одному друг за другом. Что может быть зимой белым цветом?
Дети: Снег, снеговик, белый медведь, белый заяц.
Воспитатель: Что может быть зеленого цвета?
Дети: Елочка.
Воспитатель: Что может быть голубым?
Дети: Снег на свету, небо, облака.
Воспитатель: А фиолетовым?
Дети: Снег утром, в темное время суток.
Воспитатель: А красным?
Дети: Грудка у снегиря, хохолок у дятла, ягоды рябинки.
Воспитатель: Вот молодцы. Зимушка-зима любит слушать стихи про себя и своих друзей. Кто у нее друзья?
Дети: Снеговик, снежинки, Снегурочка, Дед Мороз, метель, вьюга.
Дети рассказывают стихи по картам - схемам «Снежный кролик», «Вот зима кругом бело», «Как на горке снег…», «Варежка», «Раз рука, два рука».
Воспитатель хвалит каждого ребенка.
Воспитатель: А какие приметы зимы вы знаете?
Дети: Кошка лежит клубком – к морозу.
Кошка крепко спит – к теплу.
Собаки катаются – будет снег.
Ребята гуляют – тепло на улице.
Ворона сидит на макушке и каркает – к снегу.
Лес шумит – к теплу.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Воспитатель: Посмотрите на карточки, и скажите, какая нарисована зима здесь.
Дети: Сердитая, злая. Потому что ветер дует холодный, метет вьюга, пурга, люди сидят в домах и топят печки, мороз щиплет руки, нос.
Воспитатель: Какая же Зимушка-зима нарисована на этой карточке?
Дети: Добрая, ветер теплый, снег идет хлопьями, дети катаются на лыжах, санках, коньках, лепят снеговиков.
Воспитатель: А что любите делать вы зимой?
Дети: Играть в снежки, лепить снеговиков, кататься на санках, лыжах, коньках (дети имитируют свои действия).
Воспитатель: Какой любимый праздник у вас зимой? Почему?
Дети: Новый год! Дарят подарки, приходит Дед Мороз и Снегурочка, украшают дома, елочки.
Воспитатель: Зимушка предлагает вам украсить наши деревья на участке на улице. Как вы думаете, чем можно украсить?
Ответы.
Воспитатель: А мы с вами будем делать ледяные игрушки. Вы знаете как?
Дети по схеме - карте рассказывают, как изготавливают ледяные игрушки.
Воспитатель при необходимости им помогает.
Продуктивная деятельность: на столах стоят баночки с водой, разноцветная гуашь, кисточки, веревочки, формы для заливания воды.
Дети самостоятельно делают воду разноцветной, помогаю вложить в формы веревочки и заливать воду.
Воспитатель с куклой хвалит детей за выполненную работу, нацеливает их на дальнейшую деятельность.
Воспитатель: А Зимушка-зима с вами не прощается, она будет жить с нами в группе, играть с вами в разные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Зимушка-зима"
Данный материал можно использовать для проведения открытого занятия.Занятие развивает связную речь детей,формирует временные понятия....
Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР
В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....
Конспект занятия "Зимушка-зима Сибирская краса"
интегрированное занятие : художественное творчество, музыка....
Конспект занятия "Зимушка-зима" для подготовительных групп
Программное содержание:1) Расширять и уточнять знания детей о зиме и ее характерных признаках.2) Формировать умения и навыки понимать и употреблять в речи вопросительные предложения с вопросительными ...
Конспект-занятия "Зимушка-зима"
Конспект в старшей группе «Зимушка-зима» с применением ИКТ...
Конспект занятия: «Зимушка - зима».
Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов...
Конспект занятия "Зимушка-зима"
Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей...