«Социализация личности в образовательном пространстве»
статья

Беликова Светлана Александровна

В указанной статье дан анализ проблемы социализации  детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_sotsializatsii_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация личности в образовательном пространстве»

Беликова С.А. – заместитель заведующего по ВМР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области»

E-mail: lady.osa2007@ yandex.ru 

Аннотация. В указанной статье дан анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста. Социализация детей осуществляется, прежде всего, в семье и обществе: в дошкольном образовательном учреждении и опосредованно через средства массовой информации. Каждый из вышеперечисленных факторов оказывает существенное влияние на социализацию личности ребенка.

Ключевые слова: социализация, образовательное пространство, личность, ребенок, семья, дошкольный возраст.

Дошкольный период значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации.

Социальное развитие (социализация) - это процесс усвоения и дальнейшего развития человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, развитие социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности, которые позволяют человеку     комфортно и успешно существовать в обществе других людей.

Социализация дошкольника находится в образовательном пространстве, в которое входят семья, образовательные учреждения, общество (сверстники, друзья, соседи и т.д.), СМИ. Важно отметить, что у каждого ребенка образовательное пространство имеет свой качественный набор составляющих. Одни дети находятся в полной семье, другие в приюте, кто-то посещает детский сад, кто-то - нет, есть дети из семей, находящихся в социально - опасном положении, которые не имеют доступа к социально - культурному пространству. Следовательно, каждый ребенок имеет свое пространство, свою семью с ее наполненностью различными событиями, свои возможности для посещения культурно - досуговых мероприятий и т.д. Это подтверждает, что преобразование индивида в индивидуальность происходит через социализацию посредством качества приобщения к культурным традициям и духовно нравственным ценностям.

Всем давно известно, что социализация личности происходит на протяжении всей жизни человека, но основы её успешной реализации закладываются именно в детстве. В дошкольном возрасте дети осваивают нормы поведения, ребенок активно овладевает механизмами социализации. С самого рождения ребенок окружен семьей и другими людьми. С первыми шагами в эту жизнь в процессе взаимодействия с людьми малыш получает определенный социальный опыт, который в дальнейшем влияет на его развитие личности.

Ребенок, взаимодействуя в обществе с детьми и взрослыми, становится личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными особенностями.

Самым главным социальным институтом является семья, где закладывается фундамент социализации личности ребенка. В семьях, где ребенок находится в центре внимания и чувствует любовь и заботу родителей и других родных, которые с ним занимаются, освоение социальных норм происходит легко и без трудностей. Однако, в семьях, находящихся в социально-опасном положении, где ребенок слышит брань, ненормативную лексику, является очевидцем скандалов, ребенок не сумеет овладеть социальными нормами в полном объеме. Если ребенок будет находиться в эмоциональном напряжении по поводу конфликтов в семье, он замкнется и перестанет общаться с окружающими его людьми, либо же начнет копировать поведение родителей и вести себя подобным образом в дошкольном учреждении, что окажет негативное влияние на его общение  с ровесниками.

Если же в семье ребенок гиперопекаем, то у него тоже могут возникнуть проблемы с социализацией. Родители, выполняющие работу вместо ребенка (одевание, кормление и т.п.) мешают ему нормально развиваться и существовать в обществе.

Одной из основных составляющих образовательного пространства  является дошкольное образование. Дошкольное учреждение является первым институтом социализации ребенка и представляет мини-социум, который становится основой для построения его отношений с социальным окружением. Важная роль здесь принадлежит воспитателям, а также родителям, открывающим ребенку картину мира.

Реализация ребенка в обществе, как уникальной индивидуальности личности, в значительной степени зависит от того, чем будет заполнена образовательная среда, какие правила поведения будут заложены ребенку, с какими социальными ролями он будет знаком. В дошкольном образовательном учреждении дети учатся играть, сотрудничать, осваивать социальные навыки, которые позволяют приобрести первый важный опыт социального общения с ровесниками. В своей игровой деятельности ребенок моделирует социальные отношения, формирует свое отношение к сюжету, осваивает новые навыки, которые, в конечном счете, развивают способность действовать в разных ситуациях общения. Моделируя образовательную среду важно понимать то, с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка, и в какой степени она окажется развивающей и интересной для него.

Поэтому, главная цель дошкольного учреждения – это социализация личности ребенка, обучение нормам поведения, развитие общих представлений об окружающем мире, помощь в подготовке ребенка к полноценной жизни в современном обществе.

Следует отметить, что средства массовой информации с каждым днем заполняют нашу жизнь все больше и больше, и заменяют детям полноценное общение со сверстниками. Жить в современном обществе и игнорировать такие явления, как телевидение и интернет, совершенно невозможно, поэтому зачастую ребёнок оказывается предоставленным самому себе, в то время как самосознание ребенка пока еще недостаточно сформировано. В данном случае дети, как наиболее впечатлительные и неискушенные зрители, подвергаются огромному воздействию со стороны визуальных средств массовой информации. Вместо освоения социальных норм, умения взаимодействовать с обществом посредством сюжетно-ролевых игр, дети большую часть своего времени уделяют компьютерным играм. Вместо сказки на ночь, дети получают порцию «мультиков», которые негативно влияют на развитие личности дошкольника. Не все мультипликационные фильмы позволяют ребёнку-дошкольнику определить грань между добром и злом, а в некоторых случаях, искажают детское представление о нравственных началах, нормах поведения в обществе.

В качестве итога можно сделать вывод, что социализация ребенка дошкольного возраста является самым ответственным процессом, требующим приложения существенных усилий. Родители и педагоги должны осознавать, что дальнейшая жизнь ребенка зависит от его успешной социализации и создавать необходимые условия для данного процесса.

Список литературы

1. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 200 с.

2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

3. Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. – В.Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 132 с.

4. Попова А.Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/Молодой ученый, 2015. №1. –. 477 - 479


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка

Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каки...

Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка.

Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жи...

Эссе "Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве ДОУ"

Актуальность этой темы обусловлена тем, что социализация и индивидуализация личности идет на протяжении всей жизни человека, а основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Дошкольное детст...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ

В условиях современных требований к дошкольному образованию, которые определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, инновационные технологии являются усло...

Консультация для воспитателей "Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников"

Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система дошкольного образования, обозначены новые о...

"Модель интерактивного ресурсного центра как пространство для успешной социализации личности"

Актуальность настоящего проекта определяется рядом факторов политического, культурного и социального развития России и мировыми процессами в целом.Одним из главных направлений работы ресурсного интера...

Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве ДОУ.

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧАЩЕ ВСЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И УГРОЗА. ПРИ ЭТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАКТУЕТСЯ КАК ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ, КОГД...