Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка
статья по теме
Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Проектируя образовательное пространство, важно создать условия для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создания душевного благополучия. Необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Социализация дошкольников в образовательном процессе должна способствовать не только формированию у ребёнка социально-значимых качеств, умений, поведения, но и актуализировать его Я, поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности. Индивидуализация детей должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач (установления контактов, отношений с другими людьми, участия в совместной деятельности, общении и т.д.). Социализация-индивидуализация детей может выступать как процесс, механизм, результат взаимосвязей, взаимопереходов между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Институт детства
Кафедра дошкольного образования
Курсовая работа
Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка.
слушатель К.Т.К.
Елистратова Светлана Ивановна
воспитатель ГБДОУ №45
Невского района
2012
Содержание:
Введение……………………………………………………………………… …..3
Глава 1
Социализация и индивидуализация личности ребенка в образовательном пространстве детского сада………………………………………………………5
Основные понятия социализации и индивидуализации………………..5
Образовательное пространство………………………………………….10
Глава 2
Технологические основы влияния образовательного пространства детского сада на личность ребенка………………………………………………………..12
Формы совместной деятельности……………………………………….12
Развивающая среда……………………………………………………...14
Работа с семьей…………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……………………………………….......23
Приложение………………………………………………………………………24
Введение
Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в демократическом, многонациональном и поликультурном обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия – миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка, время, когда определяются траектории его дальнейшего развития.
Сегодня объективно возросло влияние личности на судьбы исторического процесса, а так же появилась колоссальная для каждого человека ответственность за эти судьбы перед прошлым, настоящим и последующими поколениями человечества. В связи с этим особо актуальным является вопрос о создании условий для проявления индивидуальности человека, его творческого начала. Изначально каждый человек индивидуален и неповторим. Зачастую, взрослея и адаптируясь к социуму, он, как правило, частично утрачивает свою неповторимость. Условия и истоки успешной социализации личности кроятся в детском возрасте.
Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” называется в числе одной из социально значимых задач современного российского общества. В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Цель данной работы показать, как образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Проектируя образовательное пространство, важно создать условия для физического комфорта ребенка, его эстетического развития, создания душевного благополучия. Необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума. Социализация дошкольников в образовательном процессе должна способствовать не только формированию у ребёнка социально-значимых качеств, умений, поведения, но и актуализировать его Я, поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности. Индивидуализация детей должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач (установления контактов, отношений с другими людьми, участия в совместной деятельности, общении и т.д.). Социализация-индивидуализация детей может выступать как процесс, механизм, результат взаимосвязей, взаимопереходов между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности.
Глава 1
Социализация и индивидуализация личности ребенка в образовательном пространстве детского сада
Основные понятия социализации и индивидуализации
Социализация и индивидуализация как основа социогенеза и сущностные характеристики процесса социального развития человека. Понятие социального развития в широком и в узком смысле слова. Педагогический подход к пониманию социального развития как результата социального воспитания. Понимание социализации в разных психологических и педагогических теориях. Отличительные характеристики процесса социализации у взрослых и детей. Я-социальное, личностное как результат социализации, его содержательная характеристика.
Индивидуализация – основа становления индивидуального, внутреннего, сущностного Я. Социально-адаптивная индивидуальность – результат гармонизации Я-социального и Я-индивидуального.
Ребенок становится социальным существом, человеком разумным, личностью со всеми присущими ей общими, типичными и индивидуальными свойствами только в обществе, взаимодействуя с себе подобными.
Становление личности и индивидуальности ребенка осуществляется в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации. Социализация и индивидуализация являются психологическими механизмами социального развития человека. Именно в процессе социального развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе. Внимание ученых прежде всего к вопросам становления социальной сущности человека естественно, так как его развитие, жизнедеятельность и деятельность возможны только в обществе. Общественная сущность личности как атрибутивной характеристики каждого человеческого субъекта, благодаря чему он регулирует свои отношения с объективной действительностью, признается как зарубежными, так и отечественными учеными (Т.Айзенк, Дж.Гилфорд, Э.Кречмер, А.Маслоу, Г.Олпорт, К.Юнг, К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и мн. др.).
Понятие "социальное развитие" рассматривается как в широком, так и в узком смысле слова. Под социальным развитием в широком смысле понимается процесс становления человека как социального существа под влиянием общества. Л.С.Выготский пишет: "Слово "социальное" в самом широком смысле обозначает, что все культурное является социальным. Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому самая постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития".
Таким образом, с одной стороны, понятие "социальное развитие" рассматривается как широкое, вбирающее в себя понятие "личность", а процесс социального развития выступает условием формирования личности. В более узком значении социальное развитие рассматривают как процесс, который сопровождает формирование личности и составляет ее сущность.
Главный смысл социального развития ребёнка заключается в присвоении общественной сущности человека – от самовосприятия, рефлексии, самооценки, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, интериоризованных социальных мотивов, потребности в самореализации своих возможностей, субъективного осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и значения в нём.
В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Процесс усвоения социокультурного опыта называют социализацией. В то же время человек
приобретает и всё большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. происходит его индивидуализация. По сути, индивидуализация и социализация являются необходимыми, неразрывно взаимосвязанными компонентами единого процесса социально-личностного развития, определённый уровень которого порождает самодетерминацию, самоуправление личности, сознательно организующей свою собственную жизнь, а значит, и определяющей в той или иной мере своё собственное развитие.
Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность - это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.
Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социальных сообществах.
Индивидуальность - целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый, уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным, единственным в своём роде, а не ещё одним человеком среди множества других людей.
Развивающие функции процесса социализации состоят в том, что индивид присваивает общечеловеческие культурные ценности, которые позволяют ему жить в обществе и взаимодействовать с людьми. У человека формируются социально значимые свойства, формы и способы жизни в социуме, социальные способности и опыт, социальная компетенция и компетентность, социальная направленность личности. Таким образом, результатом социализации является становление Я-социального, личностного, обладающего опытом многообразных социально-коммуникативных действий, ролей, норм, правил и способов поведения и деятельности в обществе.
Развивающие позитивные функции индивидуализации состоят в том, что благодаря этому процессу у человека формируются самопринятие, самоуважение, самостоятельность, ответственность, свобода творческой
мысли, собственная позиция по отношению к действительности, возможно,
отличная от точки зрения и взглядов других людей, потребность в самовыражении, самоактуализации и самопрезентации.
Итак, две стороны процесса социального развития приводят каждый к
своему конечному результату: социализация – к формированию Я- социального, внешнего, а индивидуализация – Я- сущностного, внутреннего, индивидуального.
Формирование индивидуальности ребенка предполагает развитие в нем
качеств субъекта. Субъектом ребенок может стать лишь в деятельности. Общеизвестно, что деятельность – главное и необходимое условие развития психики и формирования личности человека. Поэтому в организации
педагогической работы важно реализовывать субъектно-деятельностный
подход. Воспитательно-образовательный процесс предполагает организацию различных видов деятельности ребенка, но не всегда ребенок в ней является субъектом. Поэтому необходима такая деятельность, в которой ребенок выступал бы настоящим субъектом, что предполагает свободный ее выбор, интерес к ней малыша и проявление в ней максимальной его активности, инициативности и самостоятельности.
Т.е. развитие человека протекает не только в результате целеполагающей воспитательной деятельности, но и под влиянием всех условий жизни, всей системы отношений, в которые включается ребенок, и разнообразных воздействий той социальной среды, в которой он живет. Таким образом, процесс социализации осуществляется и без специально организованного воздействия на ребенка, и при создании определенных условий, т.е. при создании развивающего образовательного пространства группы детского сада.
Образовательное пространство.
Создание образовательной среды способствует проявлению природных задатков детей дошкольного возраста и их развитию. Пространство – это освоенная среда (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленная для решения воспитательных задач”. Оно рождается внутри педагогической действительности благодаря специально организуемой действительности, создается энтузиазмом взрослых с помощью детей. По мнению ученых, можно говорить о том, что удается создать единое воспитательное пространство только тогда, когда все, чем располагает воспитательное пространство, служит делу развития детей. Основной характеристикой единого воспитательного пространства является его активность. Активное воспитательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью встреч с новыми людьми, предметами и явлениями, возможностью выбора, позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых. Единое образовательное пространство определяется как система предоставления личности различных условий для самовоспитания, саморазвития и обучения разного уровня, в которой выстраивается преемственность между разными типами учреждений в содержании образования и организации его освоения обучающимися. Единое образовательное пространство детского сада включает следующие компоненты пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры, театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. Занятия в компьютерно - игровом комплексе способствуют умственному развитию детей. Пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, спортивная площадка. Пространство экологического развития: живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками. Все это способствует делу воспитания, обучения и развития. Создание такого пространства требует изменения в целеполагании, содержании образования, методах обучения и воспитания, стилях отношений, условиях жизни его необходимо развивать, сформировать, чтобы получить всесторонне развитую личность. Как показывают исследования многих психологов и педагогов, ребенок обладает творчески устремленным взглядом на мир, способностью удивляться миру во всей его многогранности и неисчерпаемости. Ребенок – самообновляющаяся система с ярко выраженной взаимностью и глубинной причастностью к “другим” и всему миру в целом. Эту многомерность субъектно-личностного мира растущего человека неоднократно подчеркивал Л.С.Выготский, считая, что в каждом “заключено гораздо более возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление”.
Таким образом, развивающая среда в дошкольном учреждении должна способствовать формированию представлений о социальной действительности, эмоционально-ценностному отношению к ней и способствовала включению ребенка в разнообразную деятельность и общение. Учитывая эти компоненты развития личности ребенка, можно выработать у него способность к творческой деятельности (это важное условие успешной социализации личности ребенка), закрепить знания и сформировать необходимые личностные качества.
Глава 2
Технологические основы влияния образовательного пространства детского сада на личность ребенка
2.1 Формы совместной деятельности.
Образование - система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающих вхождение индивидуума в это общество (социализация), и в то же время – взаимодействия людей с предметным миром.
Знакомство дошкольников с окружающим и социальной действительностью является одной из важных и сложных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Решение этой задачи должно осуществляться не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в повседневном общении с детьми. Надо использовать различные средства и методы ознакомления с окружающим и социальной действительностью. Прежде всего это наблюдение. В дошкольном возрасте у детей повышается потребность в общении не только со сверстниками, но и с взрослыми: им хочется поделиться своими впечатлениями об увиденном или услышанном.
Беседа с детьми, во время которых я не только закрепляю знания, но и формирую у детей положительно- эмоциональное отношение к тому, о чем беседуем.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности остается игра.
Дети играют везде и всегда. Это их естественное состояние. Но есть минуты, когда они, затаив дыхание, просто сидят и слушают. То ли им читают сказку, то ли они получают ответ на очередное «почему»…
Занятия – путешествия - это не игра. Это путешествие…
Но, конечно необходимо постоянно включать элементы игровой деятельности, иначе детям будет, где – то не интересно, что – то не понятно.
Игра на занятиях путешествиях должна вводиться естественным путем.
Игровые моменты в ходе занятий, необходимы, что бы вызвать большую заинтересованность у детей, для более точного и понятного объяснения чего - то нового, для активизации умственной деятельности детей и даже ради одного ребенка, который в данный момент, почему то не воспринимает материал. Все это закладывается в основу для восприятия и красоты, приобщение к исконно русской культуре.
Дети должны знать не только имя, фамилию и домашний адрес, но и в каком городе они живут, назначение домов, центральную улицу города, центральную улицу своего района, главную реку города, микрорайона.
В их «умениях» появляется, кроме культурно – гигиенических навыков, формирование культуры поведения, оказание помощи пожилым людям, умение видеть примеры доброты.
Дети растут, растут и требования к ним. В «ситуациях» и «общении» все чаще мы видим «уроки вежливости», «можно и нельзя», «чем мы можем помочь».
В процессе работы в детском саду я формирую чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице), воспитываю культуру общения. Даю представления о разных видах домов и транспорта, знакомлю с чертами характера и разными профессиями. Для ознакомление с окружающем провожу экскурсии по территории детского сада: в прачечную, на кухню, кабинет к заведующей, другие группы детского сада.
Организуя работу с ознакомлением города, я включаю сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, а так же мы заучиваем стихотворения и рисуем.
В других видах деятельности, например:
ИЗО деятельности:
лепили: «овощи для магазина»,
делали аппликации: « Угостим зайку морковкой», «Заготовки на зиму», «Дома города», «Автобусы нашей улицы»
конструирование: « Заборчик», « Гараж» и др.
Проводила беседы, игры – упражнения, рассматривали ситуации : «Где что можно купить?», «Можно и нельзя» ( о культуре поведения), «Дом, в котором ты живешь», «Помоги другу», «Мы помощники в группе», « Мы на улице» и др.
Читали художественную литературу : «Дядя Степа», «Приключения Алика и Гусарика», « Стихи о Петербурге для детей» и др.
Так же играем в сюжетно- ролевые игры: «Детский сад», «Автобус», «Больница», «Магазин», « Семья», «Шоферы», «Пароход» и др.
Знакомила с трудом взрослых: заведующей детского сада, медсестры , врача, прачки, музыкального руководителя, водителя(автобуса, троллейбуса, трамвая).
2.2 Развивающая среда.
Мной было сделано все, что бы дети были заинтересованы в ознакомлении со своим родным городом Санкт – Петербургом.
Была продумана развивающая среда в группе, это специально отведенное место – уголок Санкт – Петербург, где собраны игры, альбомы, иллюстрации, книги по петербуржской тематике, карта города, микрорайона.
Есть технические средства для просмотра слайдов- диапроектор, магнитофон- слушаем песни и музыку.
В моей работе помощником в ознакомлении города были игры З.А. Серовой «Знаешь ли ты свой Петербург?»
Главная задача игр наладить отношение детей с родным городом, они развивают эмоционально бережное отношение к родным местам, воспитывают культуру поведения, которая всегда отличала истинных петербуржцев.
Детям очень нравиться играть в эти игры и в процессе игры они лучше запоминают достопримечательности города. Во время игры я не тороплю ребенка и не подталкиваю его к ускоренному поиску выхода. Даю ребенку возможность проверить все предлагаемые варианты и проделать вместе с ним сложный путь к самостоятельному решению.
Игры распределены по трем разделам:
«Я люблю свой город»
«Я знаю свой город»
«Я умею вести себя в городе»
Каждый раздел начинается с простых игр и заканчивается более сложными.
«Я люблю свой город», в этом разделе представлены игры на развитие у детей доброго, любовного отношения к городу. Здесь дети пробуют рифмовать, ищут добрые, вежливые и ласковые слова для выражения положительных эмоций пор отношению к себе и другим людям, к любимому городу.
Воспитание культура поведения – важное направление в развитии маленького гражданина. Дошкольный возраст самое благоприятное время приобретения хороших манер, все воспринимается впервые и при умелом руководстве, быстро превращается в привычку.
Жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и современные маленькие петербуржцы должны стать их достойными приемниками.
Для того, что бы дети усвоили культуру поведения, мною были сделаны игры:
«Хорошо или плохо» - правила этой игры: играют двое или шесть детей. Они выбирают по одной карточке, определяют какой поступок на ней изображен, и кладут сверху значок с изображением соответствующего выражения лица, затем ищут парную картинку, где так же выкладывается значок.
«Мой дом» правила игры: в ней играют двое, трое детей. Они разбирают и раскладывают по ходу рассказа детали дома. Вот как могут выгладить варианты рассказов о своем доме:
« В моем доме есть лестница.
По ней я поднимаюсь на (-) этаж.
Потом я открываю дверь и вхожу в квартиру.
В нашей квартире (2-3-4) окна.»
« Я живу в многоэтажном доме.
В нашем доме большие окна.
На крыше дома красивые башенки.
В доме есть лифт.» и т.д.
3. « В моем доме (1-2-3) парадная, лестница.
В доме находится магазин.
По лестнице я поднимаюсь на (-) этаж.
И т.д. И другие игры.
Игры раздела « Я знаю свой город», «Я умею вести себя в городе»: «Силуэты города Санкт - Петербурга»,
«Домино Петербурга»,
«Лабиринты»,
«Узнай по описанию»,
«Назови одним словом»,
«Петербургская азбука»,
«Путешествие по Санкт- Петербургу»
Эти игры помогут детям ввести их в мир Петербургской культуры.
На занятиях по математике я включала для лучшего запоминания детей З. А. Серовой игры из «Петербургского задачника».
Например:
«Придумай и ответь, какое лишнее слово здесь».
Ленинград, Петрозаводск, Петроград, Петербург.
Нева, Волга, Фонтанка, Мойка, Карповка.
Дворцовая площадь, Красная площадь, Сенная площадь.
Улица, переулок, проспект, бульвар, дом.
Река, залив, канал, набережная.
Дом, замок, дворец, дверь.
« Составь картинку»
« О каких названиях говорят эти картинки?»
«Узнай по описанию»
И другие игры.
Что бы больше гулять по городу пешком, дети должны знать и уметь пользоваться правилами дорожного движения, что бы на улицах города не случилась беда:
«Что бы ходить, ничего не боясь,
Придумали люди проезжую часть,
И делать там нечего пешим - у пеших
своя пешеходная часть.
Где нету дороги проезжим.»
Что бы и люди и автомобили не мешали друг дугу, придумали правила дорожного движения. В этих правилах говорится о том, где и когда пешеходы могут переходить улицу. А еще улица разговаривают с нами знаками, которые складываются в целую азбуку города .
Дорожные знаки рассказывают пешеходам и водителям, как нужно правильно вести себя на улицах города.
Знаки бывают разные:
есть предупредительные знаки, их изображают на треугольниках с красной каймой или красным фоном.
есть предписывающие знаки , их располагают на круге голубого цвета. Они разрешают и предписывают движение транспорта и пешеходов в определенном направлении, вот например:
-разрешено движение легкового автомобиля,
-разрешен пешеходный переход.
есть информационно указательные знаки, эти знаки на голубых квадратах показывают где пешеходный переход, подземный переход.
знаки сервиса, эти знаки помогают найти столовую, медицинский пункт или место отдыха.
Дорожные знаки с которыми я познакомила детей, они есть в игровом уголке дети любят играть с дорожными знаки.
Так же с детьми я проводила беседы и рассказывала о транспорте. Транспорт- это хорошо, он нас выручает, он нам помогает.
Но все ли умеют с ним дружить? С детьми оговаривала основные правила поведения, которые нужно соблюдать, что бы чувствовать себя в транспорте и с транспортом легко и свободно.
Ознакомились с правилами :
Правило 1. Ждите транспорт на посадочной площадке.
Правило 2. При посадке в автобус, троллейбус, трамвай, соблюдайте порядок. При входе и выходе из транспорта не спешите и не толкайтесь.
Правило 3. Выйдя из транспорта, дойдите до пешеходного перехода и только там переходите улицу.
Правило 4. В автобус, троллейбус, трамвай входите через задние двери,
Правило 5. Выходите только через передние двери. Заранее приготовьтесь к выходу, пройдите вперед.
« И проспекты, и бульвары-
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед
Ехать « зайцем», как известно,
За-пре-ща-ет-ся !
Уступить старушке место
Разрешается,..
Переход при красном свете
За-пре-ща-ет-ся!
При зеленом даже детям
Разрешается.!»
Мы - петербуржцы! В таком замечательном городе, как наш, и люди должны жить замечательные: добрые, отзывчивые, приветливые, готовые прийти каждую минуту на помощь, помочь подсказать и разъяснить. Трудно быть настоящим петербуржцем, но зато как славно и почетно. По нам, по нашему поведению, судят и о нашем городе, но бывает и наоборот. Вот почему так важно уметь себя вести, быть человеком вежливым и тактичным, одним словом — воспитанным. В одной старой книге говорится о том, что вежливость - это то, что делает любого человека полезным и приятным для окружающих. Вежливость -это визитная карточка для культурного человека.
А как интересно в книге объясняется, что такое ТАКТ!
Оказывается, это- « второе зрение», умение видеть душой. Умение вовремя остановиться в споре, не заметить недостатки другого человека, которые он хотел бы скрыть, или то, что его может смущать. Это умение вовремя помочь и поддержать других, словом и делом. Это чуткость, внимание, дисциплина.
Вот некоторые советы, которые мы с детьми выучили, перед тем как отправится на прогулку : Перед тем как выйти на улицу, поглядите в зеркало все ли в порядке в вашем костюме .
Встречаясь со знакомыми, здоровайтесь первыми.
Если идет навстречу старший- посторонитесь и уступите дорогу.
Если рядом поскользнулся прохожий- поддержите его под руку.
Если он упал - помогите подняться , спросите, не нужна ли ему помощь.
Желая обратить на что-нибудь внимание своего спутника, не показывайте пальцем — сумейте показать взглядом, движением руки.
Вежливость в общении требует внимания к человеку, с которым вы беседуете .Не торопитесь говорить о себе —проявите внимание к своему собеседнику.
И так через беседы и игры я ознакомила детей с правилами культуры поведения. Игра - основное и любимое занятие детей, их работа. В игре часть сложного становится доступным. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно.
2.3 Работа с семьей
Родители 5 логопедической группы всегда активно участвуют в жизни детского сада. Они ознакомлены с развивающей средой, её значением и влиянием на развитие ребенка.
Они всегда откликаются на просьбы, проводимые мероприятия, оказали большую помощь в создании развивающей среды, в приобретении развивающих игр в уголок «Петербурговедения»:
«Силуэты Санкт- Петербурга»
«Улицы города»
«Домино Санкт- Петербурга»
«Контуры Санкт – Петербурга»
«Лабиринты» и д.р.
С инициативой принимали участие в конкурсах, совместной деятельности родителей с детьми:
«Дары Осени»
«День Матери»- Выпечка моей любимой мамочки.
«Любимое место в Санкт- Петербурге»- Конкурс рисунка и поделки о городе.
Участвовали в оформлении альбомов:
«Я гуляю по городу»
«Я и моя Мамочка»
«Как я провел лето»
«Моя семья»
Я проводила консультации для родителей на следующие темы:
« Значение развивающих игр для всестороннего развития ребенка»
« Знай и люби свой город»
«Рекомендации по проведению экскурсий ( выходного дня) и прогулок»
С помощью родителей знакомлю детей с районом и историческим центром. Для этого сделана ширма – передвижка с информацией для родителей и исторической справкой и практическими заданиями.
Заключение
По итогам проведенной работы, можно видеть, что появились элементарные знания о городе, навыки ориентировки в микропространстве (в детском сад, улице, транспорте), формируются личные отношения детей к соблюдению моральных норм, взаимопомощи, сочувствию к другим людям, также доброжелательные взаимоотношения между детьми. Это является необходимым минимумом формирования личности настоящего Петербуржца, национального самосознания любви к Отечеству. В дальнейшем буду проводить работу с ознакомлением основных и более ярких достопримечательностей Санкт – Петербурга, на основе рассказа и знакомства с этими памятниками истории культуры. Прививать детям навыки исторического самосознания и любви к Отечеству, создавать благоприятные условия воспитания настоящего Петербуржца.
Считаю, для того чтобы получили необходимые знания, умения, навыки умели ими оперировать педагог должен повышать свой уровень педагогического мастерства. Для повышения своего уровня педагогического мастерства, я посещаю семинары, открытые мероприятия. Дальнейшую работу планирую так, постоянно повышать свой педагогический опыт, углубленно работать над данной темой, как можно больше использовать игр и упражнений на знание города, чтение книг, стихов и наблюдений за окружающим, влияющих на развитие детей.
Список использованной литературы:
1. Закон "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1
«Петербурговедение для малышей от 3 для 7 лет» Г.Т. Алифанова.
План программа «Воспитание и обучение в детском саду» М.А.Васильева.
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской.
«Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Н.В. Алешина.
«Дошкольникам о защитниках отечества» под редакцией Л.А. Кондрыкинской.
«Знаешь ли ты Санкт- Петербург?» З.А.Серова.
«Петербургский задачник для малышей» З.А.Серова.
«Чудесный город» Л.К.Ермолаева, И.М. Лебедева.
«Знаешь ли ты свой город?» В. Нестеров.
10. «Я – Петербуржец» Л.Махинько.
11. «Как родился Петербург» В. Фролов, И.О. Яковлев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по социализации личности ребенка на основе организации взаимодействия с детской библиотекой района на учебный год.
Одной из форм организации работы по социализации личности ребёнка в детском саду № 868 стала организация взаимодействия с детской библиотекой № 74 района Ивановское ВАО г. ...
Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности
Статья о развитии речи детей средствами театральной деятельности...
Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреж-дения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка»
Конференция 2017г. (брошюра)Программа конференции...
Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка.
Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жи...
Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия осмысления педагогами новой идеологии федераль...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ДОО В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы поликультурного образования и воспитания дошкольников, формирования языковой личности ребенка и освещению ключевых аспектов взаимодействия семьи и ДОО...