Эссе "Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве ДОУ"
статья по теме
Актуальность этой темы обусловлена тем, что социализация и индивидуализация личности идет на протяжении всей жизни человека, а основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации и индивидуализации, усвоения норм социального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_femp.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Проблемы социализации и индивидуализации личности в образовательном пространстве ДОУ»
«Воспитывает не сам воспитатель, а среда»
А. С. Макаренко.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что социализация и индивидуализация личности идет на протяжении всей жизни человека, а основы её успешной реализации заложены именно в детстве. Дошкольное детство - период активного овладения механизмами социализации и индивидуализации, усвоения норм социального поведения.
Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты.
Ребенок не может развиваться в полноценного человека, способного к адекватному самоосуществлению в современном открытом обществе, находясь в одномерном пространстве культуры.
Социализация и индивидуализация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.
Социализация и индивидуализация, заключенные в диалектическое единство в рамках образования, все время «атакуют» это единство с точек, задающих их противоположность, поскольку «долженствование» как норма социализации наталкивается порой на «независимость» — норму индивидуализации.
Социализация (от лат. «общественный») — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс включения индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств.
Социализация — развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Цель социализации: становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру. В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития — от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности, потребности в самореализации своих возможностей. Целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков.
Индивидуализация (от лат. «неделимое») — процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности.
Индивидуализация — это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности (осознанное самоосуществление собственной биографии).
Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».
Развивающая среда как социальное и предметное окружение, в котором живет и развивается ребенок, традиционно рассматривается как значимый фактор социализации и формирования личности. Образно говоря, всё окружающее выступает для ребенка раскрытой книгой, из которой он, сам того не осознавая, непрерывно черпает материал для обогащения памяти и сознания.
Предметно-пространственная организация образовательной среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А систематическое дополнение и обновление среды способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
ФГОС ДО предьявляет требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Среда, которую вы создаете, является показателем вашего профессионального развития. Ее создание в соответствии с возрастными возможностями и учетом принципов построения по ФГОС ДО, наполнение материалами и компонентами входит в профкомпетентность педагогов. Социализация и индивидуализация средового пространства напрямую связана с социализацией ребенка. Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, определяет точки развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построения эффективного индивидуального стиля поведения и общения.
Наиболее характерными проблемами в наполнении пространства групп для детей дошкольного возраста являются следующие проблемы:
1. нефункциональность, громоздкость мебели и оборудования;
2. «школьное» обустройство группы;
3. статичность размещения мебели;
4. применение в обустройстве группы крупных маркеров игрового пространства, типичных для наполнения групп младшего дошкольного возраста;
5. среда группы преимущественно «девичья»;
6. смешение в одной группе разностильной мебели и оборудования (не эстетичное сочетание деревянной мебели и яркого пластика, использование деревянной мебели, диссонирующей по фактуре и текстуре) ;
7. устаревший дизайн и т. п.
Понятно, что требования к материально - техническим и финансовым условиям вопрос болезненный и не всегда решаемый в пользу конкретного детского учреждения. Но в последнее время наметилась положительная тенденция в политике государства в сфере дошкольного образования.
Результатом реализации требований ФГОС должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.
В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребёнок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное пространство как место становление единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка
Образовательное пространство влияет на формировании личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каки...
Доклад для сборника 14 - го Всероссийского интернет - педсовета на тему: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПРИОБРЕТЕННОГО ОПЫТА В ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «РОДИТЕЛИ – ДЕТИ – ПЕДАГОГИ»
"Помните, что первые семь лет жизни - самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние просчеты пр...
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательное пространство детского сада как место становления единого процесса социализации-индивидуализации личности ребенка.
Современная жизнь общества определила основную цель системы образования – подготовку подрастающего поколения к жизни в обществе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жи...
«Социализация личности в образовательном пространстве»
В указанной статье дан анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста....
Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве ДОУ.
ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧАЩЕ ВСЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И УГРОЗА. ПРИ ЭТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАКТУЕТСЯ КАК ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ, КОГД...
Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогического колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»
Статья «Театрализованная деятельность как основа профессиональной социализации студентов педагогичсекого колледжа в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»...