Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве ДОУ.
консультация по психологии

Усубалиева Самара Орозкуловна

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧАЩЕ ВСЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И УГРОЗА. ПРИ ЭТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАКТУЕТСЯ КАК ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ, КОГДА ОБЕСПЕЧЕНО УСПЕШНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И АДЕКВАТНО ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая безопасность личности в образовательном пространстве ДОУ.

     

Воспитатель: Усубалиева Самара Орозкуловна

Дошкольное отделение ГБОУ Школа № 275

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧАЩЕ

ВСЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И УГРОЗА. ПРИ ЭТОМ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАКТУЕТСЯ

КАК ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ, КОГДА ОБЕСПЕЧЕНО УСПЕШНОЕ

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И АДЕКВАТНО

ОТРАЖАЮТСЯ ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ ЕГО  

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 1.         Манипулирование детьми ;

2.         Индивидуально-личностные особенности персонала;

3.         Межличностные отношения детей в группе;

4.        Враждебность окружающей ребенка среды (запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка).

5.        Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений  

6.     Интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей.

7.        Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация;

8.        Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля;  

9.  Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе;

10.        Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе;

11.        Неблагоприятные погодные условия;

12.        Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная

ВНУТРЕННИЕ  ИСТОЧНИКИ УГРОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  

1.        Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.

 

2.        Осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.

 

3.        Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.

   

 

 

 

 

4.        Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не безпомощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.

 

5.        Патология физического развития, например нарушение зрения, слуха и т. п.

 

Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны

верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости и  уверенности в себе.  

Применительно к детям дошкольного возраста  основными показателями сформированного  психологического здоровья являются:

 

       процесс адаптации при поступлении в ДОУ;        уровень развития коммуникативных навыков;

       уровень положительной мотивации к социально важной для данного                 возраста деятельности;         отсутствие отклонений в поведении.

 

Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими

жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.  

Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно.  

 

В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении,  но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.  

СИСТЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Система организации режима

жизнедеятельности воспитанников          

Система организации

межличностных отношений в ДОУ

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

        Установление целесообразного, гибкого  и эффективного режима дня;

        Создание предметно-развивающей седы, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых;

        Организация образовательного процесса.

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ  МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ В ДОУ

        Влияние педагога на развитие личности ребенка;

        Психологический климат в детском коллективе;

        Психологический климат в педагогическом коллективе.

 

Наш детский сад использует следующие средства обеспечения психологической безопасности личности ребенка в детском саду:

1.        Комфортная для психологического состояния детей организация режимных моментов;

2.        Система профилактики психоэмоционального состояния детей средствами физического воспитания: водные процедуры(в летнее время), специальные оздоровительные игры, хождение по дорожкам здоровья, вызывающие положительные эмоции;

3.        Арома- и фитотерапия – путем подбора специальных растений и цветового решения интерьера, способствующих снятию напряжения;

4.        Работа с природным материалом: шишками, песком, водой и т.п. Обычно это отвлекает детей от неприятных эмоций.

5.        Музыкальная терапия – регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на музыкальных инструментах.

6.        Контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок.

7.        Предоставление ребенку максимально возможной в этом возрасте самостоятельности и свободы.

8.        Контроль самочувствия и настроения ребенка, своевременная их коррекция.

9.        Создание предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов ребенка с другими детьми и взрослыми.

В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому так важна среда, в которой проходит воспитательный процесс.  

С одной стороны, воспитатель обогащает представления детей об окружающих его людях (в детском саду, семье), помогает понять их действия, чувства, проявлять по отношению к ним эмоциональную отзывчивость,  формирует у ребёнка умения  разбираться в собственных чувствах и переживаниях.  

С другой стороны, педагог ДОУ осуществляет работу  по прогнозированию  и  предупреждению рисков, по своевременной профилактике, способствует созданию психологически комфортной среды, в которой находится ребенок, и в первую очередь - это создание благоприятных условий в его первом  социальном коллективе,  в группе РЕБЁНОК, КОТОРЫЙ РАСТЁТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ, ОБРЕТАЕТ СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ,

НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВХОЖДЕНИЯ В СОЦИУМ.

 

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ – ЭТО

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ, ШИРОКО ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В

ОБЩЕСТВЕ, КОТОРЫМ ОСОБО ВАЖНО СОЗДАВАТЬ И ПОСТОЯННО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВОЮ СИСТЕМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.  

 

ДЕТИ, КАК СУБЪЕКТЫ СРЕДЫ НУЖДАЮТСЯ В ЗАЩИТЕ,

ПОСКОЛЬКУ ОНИ НЕ ГОТОВЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО В СИЛУ СВОИХ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка

Внешние источники угроз психологической безопасности ребенка.Внутренние источники угроз психологической безопасности ребенка.Описание вариантов гибкого режима...

Информационный блок для родителей "Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка"

Однообразие будней, привычность ритма, отсутствие неожиданностей, жесткая регламентация деятельности - все это рождает у детей комплекс несвободы и служит стрессовым фактором....

Обеспечение психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

В данной статье раскрываются основные источники угроз психологической безопаснос­ти личности. Их можно условно разделить на две группы: вне­шние и внутренние. Перечислены признаки стрессового состояни...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

В консультации рассказывается об основных источниках угроз психологической безопасности личности ребенка. Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности, в чем о...

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ

Программа обеспечения психологической безопасности личности ребенка в ДОУ...

Психологическая безопасность личности в пространстве ДОУ.

ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧАЩЕ ВСЕГО РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И УГРОЗА....

Психологическая безопасность среды - психологическая безопасность личности.

Презентация знакомит читателя с опытом выстраивания психологически безопасной среды в МАОУ д/с № 210 "Ладушки" г. Тольятти...