Методическая разработка на тему: "Умелые руки не знают скуки"
методическая разработка
Развитие тонкой моторики у дошкольников посредством использования нетрадиционных техник рисования в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._umelye_ruki_ne_znayut_skuki.docx | 140.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 36»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«УМЕЛЫЕ РУКИ НЕ ЗНАЮТ СКУКИ»
Развитие мелкой моторики нетрадиционными способами
Автор проекта:
Воспитатель М.В. Артамонова
Кострома
2019
«Развитие тонкой моторики у дошкольников
посредством использования нетрадиционных техник
в домашних условиях»
(программа по развитию мелкой моторики для родителей и детей)
Актуальность проблемы
Разностороннее изучение задержки психического развития, как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большом проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики.
Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Но, как правило, занятия продуктивными видами деятельности в семье мало используются, не учитывая возможности и потенциал детей с ЗПР. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Этот факт применяют и педагоги, и психологи, и воспитатели, как в составлении, так и в реализации различных обучающих и развивающих программ. Знают об этом и родители. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики тактильной чувствительности дает детям сама жизнь. Мы создали комплекс, как можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей при помощи обычных предметов домашнего обихода для того, чтобы играть с ребенком. Нам не нужно ничего покупать специально – у родителей все под рукой.
Это побудило заняться проблемой развития мелкой моторики у дошкольников с ЗПР через использование нетрадиционных техник, именно для занятий дома с родителями. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота использования и новизна способа, как фактор удержания внимания. В связи с этим, мы попытались разработать цикл занятий по развитию мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник на дому, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию.
Идея проекта
Использование наиболее эффективных нетрадиционных техник развития мелкой моторики в домашних условиях (используем крупы, фасоль, горох, макароны, муку и многое другое) в игровой форме.
Цель: развитие мелкой (тонкой) моторики и ловкости рук у детей с задержкой психического развития
Программные задачи:
1. Коррекционные:
- Стимулировать речевое развитие ребенка.
- Способствовать улучшению артикуляционной моторики.
- Подготовить кисти руки к письму.
- Повышать работоспособность коры головного мозга.
2. Воспитательные:
- Укрепление союза с родителями в процессе сотворчества.
- Воспитывать у детей чувства аккуратности, усидчивости и терпения.
- Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем
мире.
3. Развивающие:
- Развитие воображения.
- Развитие эмоционального мира ребенка.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие эстетического восприятия мира.
4. Оздоровительные:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
- Гармонизация психоэмоционального состояния.
- Совершенствование функций организма, повышение его защитных
свойств.
- Формирование правильной осанки, гигиенических навыков.
5. Образовательные задачи:
- Формирование необходимых двигательных умений и навыков
ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
- Создание условий для реализации потребности детей в развитии
активности тонкой моторики.
- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в
двигательной деятельности.
Методы и приемы:
- Наглядный (показ, наблюдение)
- Словесный (указания, беседа)
- Практическая деятельность детей
- Игровой (применение нетрадиционных методов)
К методическим особенностям построения упражнений мы отнесли:
- Авторские пальчиковые игры (массажи), с использованием на данном занятии нетрадиционных материалов;
- Возможное использование музыки;
- Постоянная смена положения тела в пространстве (избегание статичных поз, длительного сидения);
- Включение в занятия дыхательных упражнений, самомассажей (помимо пальчиковых игр), ритмических и релаксационных упражнений.
Планируемые результаты программы:
1. Разрядка накопившейся напряженности, восстановление сил и здоровья детей.
2. Приобретение детьми знаний о новых средствах и видах развития моторики.
3. Реализация личных потребностей в творческом самовыражении.
4. Умение использовать результаты своего творчества в других видах деятельности (театральной, игровой и т.д.)
5. Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Практические упражнения
Развитие мелкой моторики рук или несколько идей,
как занять ребенка дома.
1. Массаж
Катание грецким орехом по ладони, по поверхности стола, между ладоней.
2. Перебирание зерна
- Мешочки с зерном. Несколько мешочков из ткани разных фактур с разными же наполнителями (фасоль, горох, соль, пшено, гречка).
- Игра-упражнение «Золушка». Смешайте в мисочке чуть-чуть гороха и фасоли и предложите ребенку рассортировать их по разным тарелкам. Сортировать можно и макароны нескольких видов.
- Набрать в ложку крупу и пересыпать ее в другую (пересыпание в пустую посуду).
- Крупа на тарелочке. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает.
- Самые вкусные игры – ссыпать вместе два, три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И путь ребенок их разбирает.
- Пластиковая бутылка. Ребенку необходимо засовывать в горлышко кусочки оторванной бумаги. (Предварительно их можно скатывать в шарики).
3. Нанизывание:
- Развивающая игра «Делаем бусы». Задача для ребенка: нанизать макароны на шнур
4. Рисование:
- Рисование на манной крупе, рассыпанной ровным слоем на подносе. Ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры, линии, круги. Рисовать можно кулаком, ладонью, ребром ладони, щепотью, симметрично двумя руками. Если в правую руку взять трубочку для коктейля, поднести её к подносу с манной крупой, слегка прикоснуться к трубочке губами и тихо подуть в неё, получается легкий ветерок, который поднимает и кружит крупинки, как снежинки.
Стихотворение И. Плагина «Дует, дует ветер».
Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Белые снежинки
В воздухе играют.
И летят снежинки
Прямо на дорожки.
И бегут по снегу
Маленькие ножки.
Рисование манной крупой при помощи трафарета – интересное занятие. Берем трафарет, кладем его на поднос. В ладонь одной руки набираем манную крупу и насыпаем внутрь трафарета. Убираем трафарет, получилось
5. Аппликация:
- Выкладывание узоров на тонком слое теста.
- Лепка из соленого теста.
- Лепка пельменей и вареников.
- Чистка вареных овощей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)
Презентацию практической деятельности «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...
Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"
Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...
Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»
"Развитие речи с помощью развития рук"...
конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"
Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть человеческого тела.Сохранять и ...
Конспект познавательного занятия с родителями в подготовительной группе Тема: Умелые руки - не знают скуки
Познакомить детей с работой пекаря. Упражнять в словоизменении существительных...
Технологическая карта по хозяйственно-бытовому труду. Тема: «Умелые руки не знают скуки»
Тема занятия: «Умелые руки не знают скуки».Возрастная группа: средняяЦель: нравственно - психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду, формирование начал трудолюбия.Задачи: ...
Тема: « Умелые руки не знают скуки».
Цель: учить поддерживать в группе порядок, закреплять умение распределять коллективную работу и совместно её выполнять.Задачи: 1.Формировать умение планировать последовательность своей работы....