Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредствам музыкального фольклора
методическая разработка (средняя группа)

Сытник Виктория Игоревна

Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредствам музыкального фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzykalnogo_folklora_v_duhovno-nravstv_vospitanii.docx41.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                            Детский сад №43 «Колокольчик» комбинированного вида

Опыт работы

       Тема: «Духовно-нравственное воспитание  

                                 дошкольников,      

                посредствам музыкального фольклора»

 

             

                                         

   Составила:

                                                                    Музыкальный руководитель

                                                                   Сытник Виктория Игоревна

                                         Электрогорск

                                               2020

Актуальность и перспективность опыта

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государства в целом. В обществе сложилась сложная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания  молодого поколения. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему, пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал-напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни — трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

 К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, когда музыкальное искусство  под влиянием  активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации, в

обществе нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшие и младшие поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои патриотического настроения, которые живы в людях старшего поколения.

Исследования ученых, педагогов, психологов (Е.А. Аркин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р.С. Буре, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного развития детей. Именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Слово фольклор - это английское слово, сложенное из двух слов "фольк"—народ, "лор"- учение. Итак, фольклор - это народная мудрость.

              Музыкально-фольклорное искусство  как часть культуры народа представляет собой особую художественно-коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и, как показывает  многовековой

4

педагогический опыт, является действенным средством воспитания творческой личности. Творческая основа фольклорного искусства: его вариативность и импровизационность, синкретизм способов коммуникативного общения(слово, музыка, движение) позволяет раскрыть

художественную индивидуальность личности, способствует формированию творческой активности детей, что является одним из показателей развитой музыкально-эстетической культуры личности (Г.Н. Волков,И.И, Земцовский,Т.С. Комарова,М.Ю. Новицкая,М.А, Некрасова,Л.В. Шамина,Е.Н. Шиянов,Т.Я .Шпикалова и др.)

Исследователи народного искусства Капица О.И.. Сакулина Н.П..М.А.Некрасова,Шпикалова Т.Л.,Гилярова Н.Н. отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народной музыки, являются одним из главных условий полноценного нравственного, эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В. Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыкаВ младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а пение народных песен всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети — запоет народ», - писал К.Д Ушинский.

Исходя из этого, была поставлена цель работы: привлекать детей дошкольного возраста к народной культуре, развивать музыкальные способности на основе русского музыкального фольклора, формировать и развивать духовно-нравственные качества через изучение народных традиций, обычаев и обрядов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

-создать необходимые условия для ознакомления с русским фольклором

-познакомить детей с разнообразными формами русского фольклора

-формировать исполнительские навыки в области пения, музыкально-ритмических  движений, игре на ДМИ, актерскому мастерству

-воспитывать доброе, уважительное отношение к окружающим людям

-  обогащать  словарный запаса и  усваивать язык  своего народа, нравы, обычаи, календарно-обрядовые и семейно-бытовые  праздники посредством фольклора.

Новизна опыта

-Осуществление работы в системе художественно-эстетического цикла через интеграцию художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи .взаимопроникновения различных  направлений по приобщению детей к народной культуре.

-Использование проектной деятельности духовно-нравственной направленности.

1.Технология опыта

Ведущая идея опыта

Развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников посредством музыкального фольклора как педагогического средства станет более эффективным, если  работа будет осуществляться в системе, включающей в себя:

-определение методов работы

-подбор методической, нотной, вспомогательной литературы

-разработка сценариев праздников, досугов, НОД

-подбор аудио-медиа файлов

- приобретение и установка  необходимых  ТСО-ПК  с доступом в сеть Internet,музыкальный центр, акустическая аппаратура, мультимедийный проектор, экран

- изготовление и приобретение атрибутов для игровой. танцевальной деятельности. Пошив костюмов

-приобретение ДМИ

1.1.Теоретическая база

Начиная работу по развитию духовно-нравственного потенциала посредством русского фольклора ,были изучены труды  В.А. Сухомлинского, К.Д.Ушинского,  Б.М.Теплова, разработки авторов по  методике музыкального воспитания Н.А.Ветлугиной, Д.Б.Кабалевского, Зиминой А.Н.,Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г.

Также  были изучены программы Матейко М.В. «Комплексное изучение русского фольклора для детей 4-6 лет», программа “Приобщение детей к русской народной культуре” О.Князевой и М.Маханевой, программа “Наследие» М.Новицкой, программа “Русский дом” Н.А. Яковлевой, программа «Горенка» М.В. Хазовой.

Анализ этой литературы показывает, что музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик. Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования духовно-нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.

           Именно поэтому, в Законе Российской Федерации «Об образовании » отмечается «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей». Это актуализирует проблему духовно-нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

 

В данной работе опирались на методики и разработки:

1. «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников» под редакцией Микляевой Н.В. В этой книге определены цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Ветлугиной Н.А.. Опыт этого педагога, заслуженного деятеля РСФСР был использован для формирования базовых навыков и умений в музыкальном развитии дошкольников.

3. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» Рытова Д.А.  Это пособие содержит обширный материал по истории русских народных музыкальных инструментов, сценарии народных праздников, обрядов, а также практический материал

4. «Родничок» -сборник русских народных песен, танцев, игр, сказок для детей  дошкольного возраста издательства «Музыка». Пособие имеет богатый практический материал для работы по теме.

5. «Детский музыкальный фольклор в ДОУ» - Мельникова Л.И., Зимина А.Н. – пособие содержит сценарии календарно-обрядовых праздников.

6. «Жаворонушки» - составитель Науменко Г.М. – сборник содержит русские песни, прибаутки. скороговорки, считалки, сказки, игры.

7. «Справочник музыкального руководителя»- специализированный  журнал  для музыкальных руководителей ДОУ

8. «Музыкальные шедевры»- Радынова О.П.- программа по музыкальному развитию дошкольников.

1.2.Оптимальность и эффективность средств

Длительность работы над опытом.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику с сентября 2019 года по апрель 2020 года поэтапно:

  1. Этап – аналитический (сентябрь 2019г.)
  2. Этап – диагностико - практический  (октябрь 2019 г.-декабрь 2019 г.)
  3. Этап – аналитико-обобщающий (январь-апрель 2019 г.)

Аналитический этап

Цель:

-Изучить и проанализировать научную и методическую литературу

- разработать конспекты  НОД по ознакомлению с видами и жанрами музыкального фольклора

-разработать  сценарии  народных праздников

-систематизировать и классифицировать песенный и игровой фольклорный материал

-разработать консультации для воспитателей по теме «Музыкально-фольклорная деятельность в ДОУ»

-разработать консультации для родителей

Диагностико-практический этап

Цель:

Использование русского народного фольклора и традиций  в музыкальном воспитании детей.

На данном этапе была проведена диагностика у дошкольников старшего возраста с целью выявления уровня их музыкального развития, осведомленности о произведениях музыкального фольклора и сформированности  у них духовно-нравственных ценностей ,а также индивидуальная беседа с детьми, наблюдение (Приложение)

Приобщение  к национальным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного   творчества (на примере попевок, закличек, народных песен, хороводов, традиционных народных

игр); устного народного творчества(потешек, прибауток, пословиц, поговорок. сказок),с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись) на НОД «Музыка», «Развитие речи», «ИЗО».

В системе музыкального дошкольного воспитания  русская традиционная культура представлена песнями, попевками , хороводами. Однако материал русского фольклора  детям выдается отдельными элементами, что нарушает целостное восприятие ребенком русской культуры. Через синтез  игры, песни и танца ребенок знакомится  с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Современная семья утратила многие  из старых добрых традиций, выполнявших воспитательные функции, и наша задача -найти средства взаимодействия для понимания мира ребенка. Незабываемы детьми минуты общения  с родителями. Совместное участие   родителей и детей в календарно-обрядовых праздниках  и развлечениях , которые так нравятся детям, семейных встречах, где проходят конкурсы, ярмарки, выставки изделий прикладного искусства, вносят оживление, радость в детскую жизнь.

Следовательно, очень важна работа с семьей, но также требуется тесный   контакт  специалистов с воспитателями групп ,которые имеют возможность проводить работу с детьми в группе ( игры, фантазирование, народные игры, работа с народным календарем, работа в  фольклорном уголке ).Как следствие ,дети непроизвольно включаются  в подготовку  праздника, становятся его активными участниками, с интересом относятся  к многовековым традициям русского народа.

В  связи с этим, была поставлена задача систематизировать взаимодействие  с воспитателями, специалистами, родителями  с целью полноценного развития духовно-нравственных качеств дошкольников, потому что , только работая в системе можно добиться поставленной цели.

 

 Работу  с детьми, по развитию музыкальных способностей средствами музыкального фольклора строили по следующим принципам:

                                             .

  • Интегрированный  (тесная связь с музыкой, театром, изо, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим).
  • Программно-действенный , т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства.
  • Игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует

ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться.

  • Принцип вариативности содержания 

Количество тем может меняться в зависимости от   возраста  детей,                         условий, развивающей среды, желаний.

 Так как  целью нашей образовательной организации является развитие духовно-нравственного потенциала дошкольников

,был составлен план работы музыкального руководителя, в котором нашли отражение  фольклорные праздники

,тематические занятия, направленные на реализацию поставленной цели.

А именно:

  • «Праздник хлеба»- сентябрь. (Хороводы, народные игры, песни, поговорки, потешки, пословицы с героями Хозяйка, Мельник)  
  • «Ярмарка»- октябрь. приуроченный к празднику Осени, где ребята были в роли девиц и юношей, в игровой форме продавали и покупали товар. Водили хороводы, пели песни, прославляли урожай, играли в игры «Пугало», «Огуречик», исполняли народные танцы, играли на музыкальных инструментах.
  • «Праздник лета красного» - июль. За основу  которого были взяты народные игры, хороводы, песни. Не обошлось без участия исконно русских персонажей (Чучела, Лешего, Березки, Красного Лета).
  • «Широкая Масленица» - Февраль. Дети познакомились русской традицией провода зимы и встречи весны. Символами солнца. Пели песни о зиме, заклички, водили масленичные хороводы, играли в народные игры «Горелки», «Стенка на стенку», «Ваня-простота», и т.п Познакомились с Масленицей. С веселыми скоморохами  Фомой и Еремой

Играли в зимние народные подвижные игры «Катание на санках», «Перетягивание каната», «Перенеси блин».

  •  «Праздник бабушек и мам» - Март. В празднике были народная песня «Бабушка, испеки оладушки» (с озвучиванием деревянными ложками). Исполняли танцы на музыку русских народных песен.
  • «Новый год в Простоквашино» - Январь. праздник Нового Года с самыми любимыми мультипликационными героями нашей страны Матроскиным, Шариком, Дядей Федором и Печкиным, которые уже стали народными ,несмотря на то, что у них есть автор Э.Успенский. Дед Мороз со Снегурочкой отплясывали на празднике «Барыню».
  • «Встреча первых птиц» -Апрель. музыкально-тематическое занятие, на котором ребята познакомились с обычаем встречи первых птиц. Они зазывали птиц  при помощи закличек, отгадывали загадки, играли в игры, рисовали.  
  • «Праздник народных игр» Август. Дети играли в народные игры «Ручеек», «Плетень», «Катание на карусели», «Гори ясно», «Мыши и кот», «Ровным кругом» с героями Девицей, Скоморохами – Прошкой и Антошкой. Делали разминку под песню «Калинка-малинка» в современной обработке, играли в оркестре под песню, водили хоровод под русскую народную песню «Во поле, береза стояла».

Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей  . Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала .

Материально-техническая база МДОУ постоянно пополняется методической литературой, дидактическими играми, игрушками, народными костюмами , музыкальными инструментами. В перспективе оформление русской горницы со всей необходимой атрибутикой народного быта.

Изучив ряд парциальных программ, основанных на фольклоре,  был остановлен  на программе «Горенка», методику которой будем внедрять  в следующем  учебном   году. Программа  направлена   на  формирование  определенной  среды:   организацию  мини-музея «Русская горница»,  создание  фольклорного  ансамбля  детей, наличие  национальных  костюмов  для  детей  и  взрослых,  отбор  репертуара.

Новизна  программы  заложена  в  самом  цикле  народного  календаря,  в  повторности  и  периодичности  обрядовых  песен,  танцев,  закличек

 и  т.д.,   передаваемых   из  года  в  год,  из  поколения  в  поколение.

Работа в системе по данной программе способствует  реализации  деятельности ДОУ по  духовно-  нравственному и

патриотическому воспитанию -  одной из приоритетных задач Образовательной программы ДОУ, Программы Развития ДОУ.

В соответствии с ФГОС планируемыми итоговыми результатами освоения основной общеобразовательной программы  ДОУ   должны стать следующие интегративные качества воспитанника:

-имеет первичные представления о себе, семье, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;

обществе, государстве, его культурных ценностях , мире и природе.

Данную систему работы могут использовать и другие педагоги.

Аналитико-обобщающий этап

Цель:

- анализ и обобщение теоретических знаний и практических умений  дошкольников, полученных в результате реализации педагогического исследования (опыта)

- анализ эффективности проведенных мероприятий по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством русского музыкального фольклора

Анализ и результативность  педагогического опыта

Планируемые результаты

Главным результатом нашей работы является  усвоение ребенком таких понятий и ценностей, как любовь к Родине, народу, культуре, обычаям и традициям.

Мы планировали добиться следующих результатов :

-сформировать и в дальнейшем развивать духовно-нравственные качества

-иметь представления о календарно-обрядовых праздниках

-знать народные песни, танцы, игры; уметь их использовать

-Накопление  эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.

Наблюдения за детьми показали, что у ребят сформировалось позитивное отношение к русскому народному творчеству, любовь к Родине, родному краю, семье; гуманное отношение в отношениях со сверстниками имеет положительную динамику.

Дети в процессе приобщения к русскому музыкальному фольклору стали более активными в творческом плане.

-Внешне это выражается в выразительном исполнении песен, хороводов, инсценировании сказок, импровизации, желании слушать и анализировать народную и классическую музыку, в творческой активности и самостоятельности, в желании участвовать в мероприятиях.

-расширились знания народных песен, танцев, игр

-обогатились знания о русских композиторах ,поэтах, художниках и их творчестве

-появились  практические  навыки в игре на ДМИ

-сформировались певческие способности, развилось ладовое чувство, мелодический и гармонический слух и др.

Родители стали принимать более активное участие в творческих проектах, праздничных мероприятиях, проводимых в ДОУ, с удовольствием наблюдают качественные изменения в творческих успехах своих детей.

Следует отметить, что после проделанной работы  существенно изменились показатели уровня практических  знаний и сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников . ( приложение)

15%  имеют низкий уровень

41% имеют средний уровень

54% имеют высокий уровень.

С 2019 по 2020 г предметно - развивающая среда ДОУ пополнилась русскими народными костюмами,   фонотекой по фольклору на электронных носителях, музыкальными народными играми, методическими разработками сценариев  фольклорных праздников, русскими народными инструментами, нотным материалом по теме исследования.

Практическая  значимость данной работы заключается в том, что в   целях обобщения опыта работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников посредством русского фольклора для педагогов ДОУ были запланированы и выполнены следующие мероприятия:

-консультации для педагогов МДОУ  на тему «Музыкально-фольклорная деятельность в ДОУ»- 2019г.

- НОД

Заключение

Таким образом, в результате систематического использования  музыкального фольклора, были зафиксированы положительные изменения в развитии  духовно-нравственных качеств дошкольников, увеличились знания о народной культуре, обычаях, обрядах.

Работу над темой  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредством музыкального фольклора» необходимо продолжать.

Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания дошкольников. Русский музыкальный фольклор можно использовать как главный компонент системы комплексной арттерапии, которая включает лечение при помощи звука, музыки, движения, рисунков, цвета. Так, постепенно наши дети приучаются к русскому национальному

искусству- у ребят вместе с музыкальными способностями формируются новые знания, умения и навыки, становится богаче и разнообразнее их духовный мир. Приобщение детей к искусству музыкального фольклора, формирование эмоционально-положительного отношения к народному творчеству, развитие творческой активности детей - всё это способствует успешному решению задач эстетического  и духовно-нравственного воспитания дошкольников, что  будет способствовать успешному развитию в будущем им стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. »
                                                                                             В. Сухомлинский

Литература:

1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М. : Просвещение, 1968.

2.Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.

3.Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007

4.Дошкольная педагогика, 5-е изд-е . С.Л.Козлова., Т.А.Куликова, Москва, Академия.,2004

 5.Закон РФ «Об образовании», (в редакции20.07.2004 года)

6.Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

 7.Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998

 8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005.

9.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

11.Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/1993

 12.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

 13.МикляеваН.В. Микляева Ю.В. Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. М, 2006

14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №9. 1994

15.Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. общества 1994

16.Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993

17.Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985

18.Мельников    М.Н.    «Детский    фольклор    и    проблемы    народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987

19.«Мир детства. Младший дошкольник», М. Педагогика 1988

20.Назаров Л.  «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000

21.«Развитие  творческой  активности  дошкольников»,  М.  Педагогика 2001

22.Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Св. область. Отделение пед. Общества 1994

23.Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА».

В сообщение раскрывается роль музыкального фольклора в нравственном воспитании дошкольников. Сообщение будет интересно для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....

Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором...

Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора

О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...

«Формирование духовно- нравственных отношений у дошкольников посредством музыкального и изобразительного искусства»

     Хочу сказать, что патриотическим воспитанием в нашем саду занималисьвсегда, потому что уверены, что это очень важная составляющая воспитаниячеловека. Кстати, в сложные 90-е ...

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....