Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"
учебно-методический материал (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe.docx | 26.17 КБ |
nravstvennoe.docx | 26.17 КБ |
sovety_muzykalnogo_rukovoditelya.docx | 16.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
В народной педагогике обязательно включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребёнка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединённые с сохранившимися народными представлениями о совершенстве личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим больше воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.
Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка,
Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте в детском саду, семье) возможно, самое разное использование песни – от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения.
Детская народная песня , начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.
Всякая народная песня, в том числе и детская, позволяет любому исполнителю воспитателю, самим детям вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит её основная особенность. Второй такой особенностью является анонимность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в неё что-то своё.
Иногда в колыбельную песню превращали сказку. Для этого её переводили в простейшую стихотворную форму и исполняли на любую простую мелодию, пусть даже несовершенную, например, сказка «Кот и петух» в народе используется и как песенка:
Как однажды вдвоём
Жили кот с петухом,
Жили дружно они
В те летние дни…
Кот на охоту идёт,
Но петушка с собой не берёт… и т.п.
Песенки-забавы для самых маленьких детей (пестушки, потешки) тоже имеют нравственную направленность. Вспомним, например, «СОРОКУ»:
Сорока-ворона,
Кашку варила,
Деток кормила.
Об этой «Сороке» слышало в детстве не одно поколение малышей. Жива она и сейчас. Ею забавляют малышей, рассказывая поучительную сказку и перебирая при этом пальчики малышей. Начинают с большого пальчика, говорят, что сорока кашку «этому дала, этому дала» - и т. д. До мизинца. Мизинчик захватывают двумя пальцами и трясут его, легонько ударяя по нему, ка бы наказывая:
Этому не дала:
Пальчик с пальчик,
Зачем дров не рубил,
Избу не топил, воду не носил,
Кашу не студил,
Деток не кормил?
Шук, шук – полетели,
На головушку сели
Да подумали…
Меняется жизнь, меняется и содержание колыбельных песен, но и 5-7-летний ребёнок нет-нет, да и попросит: «мам, спой мне колыбельную».
Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поёт телевизор: «Спят усталые игрушки…» По словам некоторых молодых мам, он с успехом заменяет их, освобождая минут 10, которые они раньше тратили на укачивание своего ребёнка. Грустно это слышать, потому что эти мамы не понимают, чего они лишают ребёнка. Ведь колыбельная неотделима от матери, её любящего сердца, поскольку важны не только музыка и слова, но и богатейшая гамма материнских чувств, которые, как невидимые нити, связывают самых близких людей: мать её ребёнка или педагога-воспитателя и малыша. Не случайно горцы говорят про плохого человека: «Наверное, мать не пела над его колыбелью».
Поэтому воспитательное значение колыбельной песни для развития ребёнка должно стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах воспитателя с родителями.
Ребёнок растёт, меняется формы и тексты песенок, но главное остаётся неизменным. Например,
Хорошая песенка –
Есть на печку лесенка,
Сядь на лавочку, смотри в печь,
Как я буду блины печь.
Это не пустые слова. В них выражена основная нравственная идея – забота о ближних, трудолюбие, обязательное участия в труде даже самых маленьких детей. Или мама помогает малышу одеваться и напевает:
Прилетели пташечки,
Принесли Ване рубашечку,
Рубашечку цапли сшили,
Лягушки пуговички пришили,
А журавль поясок принёс.
Вновь слышится добрый мамин голосок и ребенок воспринимает заботу о нём, а мама продолжает петь дальше:
А Ванюшка пташечек накормит
И журавушку напоит.
Постепенно малыш начинает понимать, что забота о нём требует заботы и о других, участия в общем, деле, умения самому ответить заботой на заботу.
Такую же воспитательную роль играют и детские народные песенки:
Сею, вею я капустку мою,
Завивайся ты лиловая моя,
Ты расти, расти, капустка моя.
Уж я эту капустку соберу,
Маме с папой пирогов напеку.
Припев:
Сею, вею я капустку свою…
Дам дедуле и бабуле пирожок,
Я на супчик приготовлю кочешок.
Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу;. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; Внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других.
Но во всех случаях музыкальный руководитель должен помогать родителям в овладении народной мудростью в процессе воспитания, корректировать совместные усилия семьи, детского сада и ребёнка.
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
В народной педагогике обязательно включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась основным воспитателем ребёнка. Она несла ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединённые с сохранившимися народными представлениями о совершенстве личности, являлись содержанием целей и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей, народной мудрости.
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим больше воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса, песенного искусства.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.
Фольклор как форма народной культуры не остаётся неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя всё ценное, что существовало ранее и, отображая новый социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Одним из главных элементов устного народного творчества является ПЕСНЯ, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти- в труде, в праздники и в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодёжные и т.д.; по содержательному признаку: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.; по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде; игровые песни и песенки, ритуальные песнопения и т.д.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась к возрасту ребёнка, условиям жизни семьи и общины. Поэтому она имела ярко выраженный воспитательный характер, использовалась в формировании тех или иных качеств ребёнка,
Воспитательные функции песни различны. Это эстетическое воздействие её музыки и слов, нравственное влияние содержания, коллективное воспитательное воздействие при исполнении, эстетика восприятия песни, оптимизм и другие настроения в зависимости от назначения песни. Поэтому в детском возрасте в детском саду, семье) возможно, самое разное использование песни – от её разучивания до анализа содержания, музыки и настроения.
Детская народная песня , начиная от колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.
Всякая народная песня, в том числе и детская, позволяет любому исполнителю воспитателю, самим детям вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит её основная особенность. Второй такой особенностью является анонимность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в неё что-то своё.
Иногда в колыбельную песню превращали сказку. Для этого её переводили в простейшую стихотворную форму и исполняли на любую простую мелодию, пусть даже несовершенную, например, сказка «Кот и петух» в народе используется и как песенка:
Как однажды вдвоём
Жили кот с петухом,
Жили дружно они
В те летние дни…
Кот на охоту идёт,
Но петушка с собой не берёт… и т.п.
Песенки-забавы для самых маленьких детей (пестушки, потешки) тоже имеют нравственную направленность. Вспомним, например, «СОРОКУ»:
Сорока-ворона,
Кашку варила,
Деток кормила.
Об этой «Сороке» слышало в детстве не одно поколение малышей. Жива она и сейчас. Ею забавляют малышей, рассказывая поучительную сказку и перебирая при этом пальчики малышей. Начинают с большого пальчика, говорят, что сорока кашку «этому дала, этому дала» - и т. д. До мизинца. Мизинчик захватывают двумя пальцами и трясут его, легонько ударяя по нему, ка бы наказывая:
Этому не дала:
Пальчик с пальчик,
Зачем дров не рубил,
Избу не топил, воду не носил,
Кашу не студил,
Деток не кормил?
Шук, шук – полетели,
На головушку сели
Да подумали…
Меняется жизнь, меняется и содержание колыбельных песен, но и 5-7-летний ребёнок нет-нет, да и попросит: «мам, спой мне колыбельную».
Сегодня колыбельную песню, одну на всю страну, поёт телевизор: «Спят усталые игрушки…» По словам некоторых молодых мам, он с успехом заменяет их, освобождая минут 10, которые они раньше тратили на укачивание своего ребёнка. Грустно это слышать, потому что эти мамы не понимают, чего они лишают ребёнка. Ведь колыбельная неотделима от матери, её любящего сердца, поскольку важны не только музыка и слова, но и богатейшая гамма материнских чувств, которые, как невидимые нити, связывают самых близких людей: мать её ребёнка или педагога-воспитателя и малыша. Не случайно горцы говорят про плохого человека: «Наверное, мать не пела над его колыбелью».
Поэтому воспитательное значение колыбельной песни для развития ребёнка должно стать предметом обсуждения на родительских собраниях, в индивидуальных беседах воспитателя с родителями.
Ребёнок растёт, меняется формы и тексты песенок, но главное остаётся неизменным. Например,
Хорошая песенка –
Есть на печку лесенка,
Сядь на лавочку, смотри в печь,
Как я буду блины печь.
Это не пустые слова. В них выражена основная нравственная идея – забота о ближних, трудолюбие, обязательное участия в труде даже самых маленьких детей. Или мама помогает малышу одеваться и напевает:
Прилетели пташечки,
Принесли Ване рубашечку,
Рубашечку цапли сшили,
Лягушки пуговички пришили,
А журавль поясок принёс.
Вновь слышится добрый мамин голосок и ребенок воспринимает заботу о нём, а мама продолжает петь дальше:
А Ванюшка пташечек накормит
И журавушку напоит.
Постепенно малыш начинает понимать, что забота о нём требует заботы и о других, участия в общем, деле, умения самому ответить заботой на заботу.
Такую же воспитательную роль играют и детские народные песенки:
Сею, вею я капустку мою,
Завивайся ты лиловая моя,
Ты расти, расти, капустка моя.
Уж я эту капустку соберу,
Маме с папой пирогов напеку.
Припев:
Сею, вею я капустку свою…
Дам дедуле и бабуле пирожок,
Я на супчик приготовлю кочешок.
Народная педагогика раскрывает и сам процесс формирования нравственных качеств: совместный труд, посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказании помощи другу;. Последовательное включение малыша в различные виды труда с целью приобретения необходимых знаний и трудовых умений; Внимание к ребёнку и помощь ему в овладении трудовыми навыками; поощрение трудовых умений; создание специальных ситуаций, в которых ребёнок мог бы выступать в роли помогающего другим, делающим что-то хорошее для других.
Но во всех случаях музыкальный руководитель должен помогать родителям в овладении народной мудростью в процессе воспитания, корректировать совместные усилия семьи, детского сада и ребёнка.
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
(тесты в помощь родителям)
Вопрос 1: Как определить наличие музыкальных способностей в раннем детстве?
О наличии у ребенка склонности к музыке и развитых от рождения музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:
- повышенное внимание ребенка к любому звучащему фону,
- явное проявление интереса к звучанию музыки,
- яркое эмоциональное проявление ребенка во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать),
- ребенок любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.
Вопрос 2 : Как определить склонность к музыке у детей в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Что же является показателями музыкальности и наличия способностей у детей в возрасте 3-7 лет и старше?
1) Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве. Если ваш ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, если он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку – все это говорит о музыкальности ребенка.
2) Ваш ребенок легко и надолго запоминает понравившиеся ему песни. Более или менее «чисто» поет, любит «сочинять»
3) Ваш ребенок любит выступать на публике, любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде – петь, танцевать, рисовать, лепить из пластилина. У него хорошее воображение, он любит выдумывать – все это является хорошим показателем наличия способностей к творчеству и музыке.
Вопрос 3: Как определить склонность ребенка к музыке?
1) Определите интерес ребенка к музыке и творчеству.
Что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься? Узнайте у ребенка, какая музыка по характеру ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма? Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.
Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.
2)Вам необходимо определить эмоциональность и артистизм ребенка– если ваш ребенок любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение – он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью. Все это является показателем того, что у ребенка есть склонность к творчеству, он легко может заниматься музыкой и добиться успехов.
Вы можете определить эмоциональность и артистизм ребенка, просто попросив его рассказать любимое стихотворение.
Вопрос 4: Есть ли у ребенка музыкальный слух?
Существует ряд традиционных тестов, для определения музыкального слуха, голоса и музыкальной памяти.
Тест 1. Пропойте два звука по очереди в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.
Тест 2. Попросите ребенка отвернуться, и пропойте два звука одновременно (это могут сделать мама и бабушка,или мама и папа), и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков..
Первые два теста проверяют активность слуха. Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими, прозвучавшими одновременно.
Тест 3. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.
Тест 4.Попросите ребенка спеть любимую песенку.
Таким образом, тесты позволяют вам проверить:
- музыкальный слух ребенка,
- музыкальную память,
- «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу),
- может ли ребенок интонировать (петь «чисто»).
Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может уловить хотя бы направление мелодии, не попадая точно в ноту
значит, у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких детей достаточно много, но в музыкальных школах умеют работать с ними и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня (кроме того, неспособность к пению не мешает им быть талантливыми пианистами или трубачами).
Вопрос 5: Как определить чувство ритма?
Вот несколько тестов на определение чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время вступительной беседы с ребенком.
Тест 1. Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите тест 2-4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные последовательности.
Тест 2. Попросите ребенка промаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной, маршевой музыки.
Тест 3. Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Поставьте запись любой ритмичной детской музыки.
Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить. Если ребенок успешно выполняет все тесты, это означает, что учиться музыке ему будет гораздо легче.
Выводы:
1) Родители легко могут определить склонность ребенка к музыке, наличие музыкальных способностей и уровень их развития вышеперечисленными способами.
2) Интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет (не важно, на профессиональном уровне или любительском).
3) Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности и у него появиться интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у ребенка нет способностей и склонности к музыке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА».
В сообщение раскрывается роль музыкального фольклора в нравственном воспитании дошкольников. Сообщение будет интересно для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором...
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...
презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.
Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредствам музыкального фольклора
Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредствам музыкального фольклора...
Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников средствами музыкального фольклора
Обобщение опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыкального фольклора.Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребенка, имеет большое з...