Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Клейнос Лариса Викторовна

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностям

помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

г. Мурманска детский сад комбинированного вида №46

Опыт работы по теме:

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников

посредствам     народных игр»

К достижению целевых ориентиров, определённых в  ФГОС ДО,  каждое ДОУ идёт своим путём, что обеспечивается возможностью выбора современных технологий развития детей дошкольного возраста и позволяет каждому ДОУ выбрать для себя наиболее эффективные формы и методы работы. Задачи нравственного воспитания  детей дошкольного возраста являются актуальными, в настоящее время они  включены и в  ФГОС ДО, где  отмечено: «Содержание Программы должно обеспечивать … формирование первичных представлений о …  малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Задачи – определённый результат, к которому мы должны придти на каждом этапе образовательной работы и в конце её. Достижение качественного результата образовательной работы по нравственному  воспитанию. Образовательные организации, в том числе и наше дошкольное образовательное  учреждение  выбирает наиболее актуальное   содержание и эффективные  методы данной образовательной работы  исходя из условий, в которых находится, контингента воспитанников, приоритетных направлений работы.

В своей работе важным считаю развитие у детей понимания культурного наследия,  воспитания к нему уважительного, бережного отношения. Приобщение дошкольников  к национальной культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания  и индивидуальности.

Основываясь на психологических особенностях детей, а именно ведущем виде деятельности – игре, образовательную работу по нравственному воспитанию строю на организации игровой деятельности. Использование народных игр является целесообразным методом, так как в народных играх отражаются народные традиции, особенности национальных праздников, семейный уклад и быт, олицетворяются объекты природы. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста помогает не только сформировать представления о традициях народа, но и разбудить живой отклик в душах воспитанников.  

Если первоначально проводится работа по ознакомлению с русскими народными играми, то в старшем дошкольном возрасте, в процессе расширения знаний и представлений детей о других народах, национальностях и культурах, в практику игровой деятельности входят и игры других народов. Мы ознакомимся с народными играми саами, белорусскими, русскими, украинскими  народными играми.  

Данные  народные игры разнообразные по своему содержанию:

- На бытовые и семейные темы: белорусская игра «Посадка картофеля», «Хлебец» украинская  народная  игра, «Ловля рыбы»  саамская  народная  игра.

- По ознакомлению с  природой  и  природными приметами, природным календарём:  белорусская народная   игра   «Просо»,    «Тополёк» русская народная игра.

- Народными праздниками, традициям:  русская  народная игра "Карусели",  "Снежная баба", хоровод "Мы по лугу пойдем".

 Народные игры  разнообразны и  по формам   проведения: игры-пляски, танцы, соревнования, состязания, потехи, конкурсы, развлечения, театрализованные действа, игровые праздники, хороводы  и т.д.).

В ходе работы я отметила, что детям интересны любые народные игры, независимо от социокультурной и национальной принадлежности, а следовательно народная игра – прекрасное средство воспитания толерантного, уважительного  отношения к людям разных национальностей.

Народные игры не только ценны сами по себе, но и являются основой для познавательной работы, основанной на живом детском интересе. Стараюсь при включение народной игры в практическую игровую деятельность детей заинтересовать их историей её возникновения, общими представлениями о конкретном народе или национальности. На основе игры формирую мотив к познавательной проектной деятельности, в ходе которой мы с воспитанниками создаём тематические мини-музеи «Саамы», уголок «Моя родина – Россия», «Вот она какая – Белоруссия».

Важным направление является взаимодействие с родителями. Наиболее продуктивными и полезными формами работы считаю практикумы, на которых  знакомим родителей как можно с помощью народной  игры рассказать детям:  как жили русские люди,  как отдыхали и работали, чем украшали свой быт,  какие праздники отмечали,  как сохранить народные  игры? И родительские тематические собрания с использованием ИКТ.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Наши дети должны хорошо знать традиции разных  национальных культуры, понимать, что Россия – многонациональное государство. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Литература:

  1. Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.  
  2. Бунина Т.А. Знакомство детей с русским  народным творчеством. – С – П. «Детство – Пресс» 2001.
  3. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
  4. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Достижение качественного результата образовательной работы по нравственному  воспитанию....

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр»

Выступление на педагогическом совете: "Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС"...

Обобщённый опыт работы по теме: "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста по-средством русских народных сказок"

АННОТАЦИЯПозицияЯ, считаю, что именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок...