Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностям
помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Мурманска детский сад комбинированного вида №46
Опыт работы по теме:
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников
посредствам народных игр»
К достижению целевых ориентиров, определённых в ФГОС ДО, каждое ДОУ идёт своим путём, что обеспечивается возможностью выбора современных технологий развития детей дошкольного возраста и позволяет каждому ДОУ выбрать для себя наиболее эффективные формы и методы работы. Задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста являются актуальными, в настоящее время они включены и в ФГОС ДО, где отмечено: «Содержание Программы должно обеспечивать … формирование первичных представлений о … малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Задачи – определённый результат, к которому мы должны придти на каждом этапе образовательной работы и в конце её. Достижение качественного результата образовательной работы по нравственному воспитанию. Образовательные организации, в том числе и наше дошкольное образовательное учреждение выбирает наиболее актуальное содержание и эффективные методы данной образовательной работы исходя из условий, в которых находится, контингента воспитанников, приоритетных направлений работы.
В своей работе важным считаю развитие у детей понимания культурного наследия, воспитания к нему уважительного, бережного отношения. Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Основываясь на психологических особенностях детей, а именно ведущем виде деятельности – игре, образовательную работу по нравственному воспитанию строю на организации игровой деятельности. Использование народных игр является целесообразным методом, так как в народных играх отражаются народные традиции, особенности национальных праздников, семейный уклад и быт, олицетворяются объекты природы. Игра, как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста помогает не только сформировать представления о традициях народа, но и разбудить живой отклик в душах воспитанников.
Если первоначально проводится работа по ознакомлению с русскими народными играми, то в старшем дошкольном возрасте, в процессе расширения знаний и представлений детей о других народах, национальностях и культурах, в практику игровой деятельности входят и игры других народов. Мы ознакомимся с народными играми саами, белорусскими, русскими, украинскими народными играми.
Данные народные игры разнообразные по своему содержанию:
- На бытовые и семейные темы: белорусская игра «Посадка картофеля», «Хлебец» украинская народная игра, «Ловля рыбы» саамская народная игра.
- По ознакомлению с природой и природными приметами, природным календарём: белорусская народная игра «Просо», «Тополёк» русская народная игра.
- Народными праздниками, традициям: русская народная игра "Карусели", "Снежная баба", хоровод "Мы по лугу пойдем".
Народные игры разнообразны и по формам проведения: игры-пляски, танцы, соревнования, состязания, потехи, конкурсы, развлечения, театрализованные действа, игровые праздники, хороводы и т.д.).
В ходе работы я отметила, что детям интересны любые народные игры, независимо от социокультурной и национальной принадлежности, а следовательно народная игра – прекрасное средство воспитания толерантного, уважительного отношения к людям разных национальностей.
Народные игры не только ценны сами по себе, но и являются основой для познавательной работы, основанной на живом детском интересе. Стараюсь при включение народной игры в практическую игровую деятельность детей заинтересовать их историей её возникновения, общими представлениями о конкретном народе или национальности. На основе игры формирую мотив к познавательной проектной деятельности, в ходе которой мы с воспитанниками создаём тематические мини-музеи «Саамы», уголок «Моя родина – Россия», «Вот она какая – Белоруссия».
Важным направление является взаимодействие с родителями. Наиболее продуктивными и полезными формами работы считаю практикумы, на которых знакомим родителей как можно с помощью народной игры рассказать детям: как жили русские люди, как отдыхали и работали, чем украшали свой быт, какие праздники отмечали, как сохранить народные игры? И родительские тематические собрания с использованием ИКТ.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Наши дети должны хорошо знать традиции разных национальных культуры, понимать, что Россия – многонациональное государство. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.
Литература:
- Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
- Бунина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – С – П. «Детство – Пресс» 2001.
- Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение; Владос, 1995.
- Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. — М.: Мозаика-Синтез, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....
Доклад Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных подвижных игр
Доклад...
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»
Достижение качественного результата образовательной работы по нравственному воспитанию....
Опыт работы по теме "Развитие духовно-нравственных качеств детей через музейную педагогику"
Важно развивать в детях духовно-нравственные качества....
«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр»
Выступление на педагогическом совете: "Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС"...
Обобщённый опыт работы по теме: "Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста по-средством русских народных сказок"
АННОТАЦИЯПозицияЯ, считаю, что именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок...