Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
консультация (подготовительная группа) на тему
О важности духовного и эстетического развития детей при знакомстве с музыкальным фольклором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_folklor.doc | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Журнал «Дошкольное образование» (музыкальные занятия)
Жуковская Ольга Юрьевна
МБОУ «Начальная школа –
детский сад №44» г. Белгорода
Музыкальный фольклор является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Поэтому как никогда актуальны слова русского философа Н.А. Бердяева, что «изменения и улучшения в России могут произойти только от внутренних процессов в русском народе».
Бесспорна и педагогическая мудрость таких выдающихся педагогов и философов как Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервега, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, И.Я.Яковлева, Г.Н.Волкова, В.А.Сухомлинского, которые высоко ценили духовно-нравственный опыт своего народа и утверждали, что воспитание может быть эффективным только тогда, когда оно целесообразно и гармонично и должно строится на глубокой связи с психологией, культурой, традициями своего народа.
Народные песни, считалки, пословицы, колыбельные песни, загадки не потеряли своего значения в наши дни. Они выражают философские, этические воззрения народа, его нравственный потенциал. В них выражены общечеловеческие идеи гуманизма, долга, трудолюбия, чести, совестливости, любовь к родному краю, уважение к себе, мужество, справедливость, милосердие, доброжелательность, уважение к женщине и старшим по возрасту и т.д.
Чтобы ближе познакомить детей с русским национальным творчеством, необходимо, на занятиях в каждом виде музыкальной деятельности присутствие элементов фольклора. Ведь ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Поэтому, важно расширить репертуар русских народных песен, хороводов, игр; наполнить занятия потешками, прибаутками, скороговорками; изготовить необходимые атрибуты, костюмы, т.е. спланировать свою работу так, чтобы на музыкальных занятиях, в повседневной жизни и в праздничные дни звучал фольклор.
Интересно отметить, что русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребёнка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами, поэтическими оборотами (зимушка-зима, травушка-муравушка, рассыплюся яблонькой, Ванечка-дружок). И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не знакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сенечки, грать), они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «Как у бабушки козёл», «Во кузнице», «Лапти», «Ну-ка, как Ваня-утёночек», «Частушки» и другие. Эти песни хороши ещё и тем, что их можно инсценировать.
Целый пласт песен подчеркивает традиции русского народа, его историческое прошлое, элементы крестьянского труда, национально- психологические черты находят отражение в детских песнях. Многие забавы, игры – это как бы шуточное подражание трудовому процессу взрослых. Например, песня «А мы просто сеяли»:
А мы землю парили, парили.
А мы землю пахали, пахали.
А мы просо сеяли, сеяли.
А мы просо косили, косили.
А мы просо рушили, рушили.
А мы просо веяли, веяли.
А мы просо сушили, сушили.
А мы кашу варили, варили.
В песне встречаются незнакомые детям слова, которые надо объяснить: землю парить - давать ей отдохнуть; рушить просо - дробить, очищать зерно.
На музыкальных занятиях, а особенно в фольклорных кружках дети познакомятся и с движениями русской пляски. Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка, ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик». После усвоения детьми данных движений, их можно использовать в плясках, например, «Кадриль», «Матрёшки», «Сударушка».
Кроме песен и плясок, необходимо разучивать игры с пением, хороводы и потешки с движениями. Короткий текст потешки легко усваивается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так можно инсценировать потешки, «Шёл козёл по лесу», «Бабка-ёжка, костяная ножка», «Барашеньки-крутороженьки» и т.д. В играх часто пользуются игровые зачины, т.е. водящего выбирают по считалочке. Дети это делают с большим удовольствием. Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных игр.
Детям дошкольного возраста особенно нравится играть на русских народных инструментах: трещотках, колотушках, ложках, колокольчиках, коробочках. В репертуаре оркестра детских народных инструментов можно использовать мелодии русских народных песен, таких как «Ах, вы сени», «Коробейники», «Во кузнице», «Лапти».
Кроме этого, на музыкальных занятиях и в кружковой деятельности по изучению фольклора, детей необходимо знакомить с календарными праздниками: когда и как они проходят, с какой целью.
Итогом работы с русским народным материалом в детском саду являются фольклорные праздники: «Осенины», где дети собирают «урожай», везут на ярмарку, загадывают загадки, показывают свою сноровку в народных играх, а также танцуют и поют; «Прикатила Коляда», где дети поют песни-колядки, в которых выражают добрые пожелания в новом году; «Масленица», здесь дети весёлятся, поют масленичные песни, играют в народные игры, угощаются блинами и другие праздники.
Использование фольклора в детской музыкальной деятельности не может не отразиться на успехах дошкольников. Они становятся активнее, эмоциональнее, расширяются их представления об окружающей действительности, обогащается их словарный запас, повышается интерес к музыке. Дети с удовольствием поют, быстро узнают знакомые мелодии, движения их становятся раскованнее, более выразительнее, а это значит, что расширяется их кругозор, развивается музыкальная память, слух, чувство ритма.
Русская песня, русское поэтическое слово становятся близкими детям и любимыми ими, способствуют пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.
Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его исполнителей. Обучение музыкальному фольклору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Троица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Репертуар обрядовых, праздничных песен богатейший, их выбор огромен.
Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.
В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система образов, сам принцип отражения окружающей жизни. Фольклор – это творческий организм, система творческого мышления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникновение в саму сущность фольклорного материала, в глубинные слои народного художественного мышления.
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности на основе детского музыкального фольклора. Именно в нем каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА».
В сообщение раскрывается роль музыкального фольклора в нравственном воспитании дошкольников. Сообщение будет интересно для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....
Консультация для родителей "Нравственное воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора"
Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народно...
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития детей в процессе изучения музыкального фольклора....
Развитие и воспитание дошкольников посредством музыкального фольклора
О важности духовного и эстетического развития дошкольников при ознакомлении с фольклором...
презентация на тему :Формирование художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора, приобщение к истокам русской культуры.
Народные игры с пением и движением - еще один способ приобщить детей к народным традициям и получить первые навыки танцевальных и театральных действий. Кроме того, обращение к русскому народному творч...
Развитие познания и речи посредством музыкального фольклора
Цель: развивать у детей интерес и любовь к русскому народному музыкальному творчеству.Задачи:Расширять знания детей о культуре русского народа, об устномнародном творчестве....
Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредствам музыкального фольклора
Духовно-нравственное воспитание дошкольников, посредствам музыкального фольклора...