СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»)
материал

Артамошкина Антонина Анатольевна

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnitelnyy_analiz_ispravlennyy.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»

Программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Программа начального образования «Школа России»

Авторы, разработчики программы

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с.

- Обучение грамоте и чтению. Авторы:  Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

- Русский язык (2 линии).

Авторы:  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.

Авторы:  Канакина В.П., Горецкий В.Г.

- Литературное чтениe. Автор  Климанова Л.Ф.

- Математика. Авторы:  Моро М.И. и др.

- Окружающий мир. Автор Плешаков А.А.

Цели

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
  • формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
  • подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности,

 обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника

  • создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
  • освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
  • формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
  • формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.

Задачи

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
  • творческая организация воспитательно-образовательного процесса;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

  • Достижение личностных результатов учащихся:
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к обучению и познанию;
  • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). 

Достижение предметных результатов:

  • освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира. 

Ведущий вид деятельности

Игра

Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.

Содержание

программ

1. Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты)

2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика)

3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО)

4. Приложения

5. Глоссарий

6. Список нормативных документов и научно-методической литературы

  1. Целевой раздел (пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»
  2.  Содержательный раздел (программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»; программа коррекционной работы на основе  принципов деятельности в УМК «Школа России»; 
  3. Организационный раздел (примерный учебный план УМК «Школа России»; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; план внеурочной деятельности обучающихся)

Содержание областей

Образовательные области:

1. Социально-коммуникативная.

2. Познавательная.

3. Речевая.

4.Художественно-эстетическая.

5. Физическая.

Предметные области: филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура; Направления внеурочной деятельности: познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное

Формы работы

- совместная деятельность детей

 - совместная деятельность взрослого и детей

 - самостоятельная деятельность детей

- совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности)

- совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная

проектно-исследовательская работа)

- самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности);

Методы и технологии

Здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

личностно-ориентированные технологии

технология портфолио дошкольника

технологии ТРИЗ

Здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности

технология исследовательской деятельности

информационно-коммуникационные технологии

личностно-ориентированные технологии

технология портфолио дошкольника

технологии ТРИЗ


Преемственность результатов

Если мы обратим внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных во ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметные области основной образовательной программы начального общего образования.

     Образовательные области ФГОС ДО:  

       Предметные области ФГОС НОО:

коммуникативно-личностное развитие              

* обществознание и естествознание (окружающий мир)                                                                                                  * основы религиозных культур и светской этики

познавательное развитие                                        

* филология                                                                                                                 * математика и информатика                                                                                             * технологии

речевое развитие                                                      

* филология            

художественно-эстетическое развитие                

* искусство                    

физическое развитие                                                

* физическая культура

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей (п. 4.7 ФГОС ДО)

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).

Сравним ФГОС ДО и ФГОС НОО по следующим критериям: характер получения образования, результаты освоения ООП, позиция обучения детей с ОВЗ.

Критерий сравнения

ФГОС дошкольного образования

ФГОС начального общего образования

Характер получения образования

Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени  

                                                                                         

Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень

                                                                   

Результаты освоения ООП

Результаты ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей

Результаты ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке); метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой оценке.

Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка специальных вариантов стандартов для детей с ОВЗ не предусмотрена

Разработаны ФГОС для детей с ОВЗ

Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.

Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (УУД)

Целевые ориентиры ДО

УУД

- инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры

- уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства

- способен к фантазии, воображению и творчеству

- любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям

- способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности

Личностные
универсальные
учебные действия

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх

- способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов

- хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания

Коммуникативные универсальные учебные действия

- способен к воплощению различных замыслов

- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

- контролирует свои движения и управляет ими

- способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело,

- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены

Регулятивные
универсальные
учебные действия

- склонен наблюдать, экспериментировать

- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире

- знаком с книжной культурой и детской литературой

- обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, имеет предпосылки грамотности

Познавательные универсальные учебные действия

Все перечисленные выше характеристики являются  необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития  этих характеристик и способности  ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать  у разных детей в силу различий  в  условиях  жизни  и индивидуальных особенностей  развития  конкретного ребенка.


Целевые ориентиры ДОО

УУД в начальной школе (к концу 1 класса)

  • овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении);
  • способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, положительно относится к себе и к другим, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, складываются предпосылки грамотности;
  • развита крупная и мелкая моторика, вынослив, владеет основными движениями, контролирует свои движения;
  •  способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
  • проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать; задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, обладает элементарными представлениями из области математики, естествознания и т.п.
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности
  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
  • уважать свою семью, своих родственников, любить родителей.;
  • освоить роль ученика; сформировать интереса (мотивации) к учению;
  •  оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Личностные

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • определять цели выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
  • определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;
  • сравнивать одно из упражнений своей работы с образцом под руководством учителя;
  • оценивать по критериям, предложенным учителем, одно из упражнений (или вид деятельности);

Регулятивные

  • ориентироваться на странице учебника;
  •  находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и другие источники информации (учебник, учителя, сверстников);
  • оформлять свою мысль в устном высказывании на уровне одного предложения или небольшого текста;
  •  сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие под руководством учителя;
  •  группировать предметы, объекты на основе существенных признаков при помощи учителя (по заданному учителем признаку);
  • использовать знаково-символические средства;
  • подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Познавательные

  • слушать и понимать речь других;
  •  участвовать в диалоге с учителем;
  • принимать точку зрения другого человека, доказывать свою;
  • устно работать в паре постоянного состава (действие начала работы, соблюдение очередности высказывания, спокойное высказывание своего мнения, действие по окончании работы).

Коммуникативные


Основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. (В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.) Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.

Практическим обеспечением преемственных связей, по нашему мнению, может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.

Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.

Данная работа может строится в трех основных направлениях:

1. Это взаимодействие педагогов двух уровней. где формами взаимодействия могут быть:

-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.

2.Работа с родителями может включать проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов. Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.

3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме  минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.

Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.

Список используемой литературы

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.— 304 с.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http://do.isiorao.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях вариативности образовательных сиситем и программ

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший  путь к знаниям».В.А.Сухомлинский.Школа XXI ве...

Программа сотрудничества образовательных учреждений на этапе дошкольного и начального общего образования с учётом ФГОС и ФГТ

Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной пр...

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования

Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подгото...