СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»)
материал
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnyy_analiz_ispravlennyy.docx | 35.33 КБ |
Предварительный просмотр:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»
Программа дошкольного образования «От рождения до школы» | Программа начального образования «Школа России» | |
Авторы, разработчики программы | Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. - 304 с. | - Обучение грамоте и чтению. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. - Русский язык (2 линии). Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. - Литературное чтениe. Автор Климанова Л.Ф. - Математика. Авторы: Моро М.И. и др. - Окружающий мир. Автор Плешаков А.А. |
Цели |
обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника |
|
Задачи |
соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения. |
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Достижение предметных результатов:
|
Ведущий вид деятельности | Игра | Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. |
Содержание программ | 1. Целевой раздел (Пояснительная записка, планируемые результаты) 2. Содержательный раздел (возрастные особенности, организация жизни детей, содержание психолого-педагогической работы, Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, Коррекционная и инклюзивная педагогика) 3. Организационный раздел (распорядок дня, Культурно-досуговая деятельность, Условия реализации Программы, даны Рекомендации по написанию основной программы ДО) 4. Приложения 5. Глоссарий 6. Список нормативных документов и научно-методической литературы |
|
Содержание областей | Образовательные области: 1. Социально-коммуникативная. 2. Познавательная. 3. Речевая. 4.Художественно-эстетическая. 5. Физическая. | Предметные области: филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура; Направления внеурочной деятельности: познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное |
Формы работы | - совместная деятельность детей - совместная деятельность взрослого и детей - самостоятельная деятельность детей | - совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности) - совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная проектно-исследовательская работа) - самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности); |
Методы и технологии | Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии технология портфолио дошкольника технологии ТРИЗ | Здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности технология исследовательской деятельности информационно-коммуникационные технологии личностно-ориентированные технологии технология портфолио дошкольника технологии ТРИЗ |
Преемственность результатов
Если мы обратим внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных во ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметные области основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательные области ФГОС ДО: | Предметные области ФГОС НОО: |
коммуникативно-личностное развитие | * обществознание и естествознание (окружающий мир) * основы религиозных культур и светской этики |
познавательное развитие | * филология * математика и информатика * технологии |
речевое развитие | * филология |
художественно-эстетическое развитие | * искусство |
физическое развитие | * физическая культура |
Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей (п. 4.7 ФГОС ДО)
Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Сравним ФГОС ДО и ФГОС НОО по следующим критериям: характер получения образования, результаты освоения ООП, позиция обучения детей с ОВЗ.
Критерий сравнения | ФГОС дошкольного образования | ФГОС начального общего образования |
Характер получения образования | Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени
| Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения ООП НОО – основание для перевода на следующую ступень
|
Результаты освоения ООП | Результаты ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей | Результаты ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной оценке); метапредметные (УУД) и предметные подлежат промежуточной и итоговой оценке. |
Позиция в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья | Разработка специальных вариантов стандартов для детей с ОВЗ не предусмотрена | Разработаны ФГОС для детей с ОВЗ |
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные во ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО.
Преемственность результатов дошкольного и начального общего образования: соотнесение целевых ориентиров с универсальными учебными действиями (УУД)
Целевые ориентиры ДО | УУД |
- инициативен, самостоятелен, способен выбирать занятия, игры - уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, имеет чувство собственного достоинства - способен к фантазии, воображению и творчеству - любознателен, проявляет интерес к причинно-следственным связям - способен к принятию собственных решений с опорой на свои знания и умения в различных сферах деятельности | Личностные |
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх - способен договариваться, учитывать чувства и интересы других, способен к сопереживанию, стремится к разрешению конфликтов - хорошо понимает устную речь, способен выражать свои мысли и желания | Коммуникативные универсальные учебные действия |
- способен к воплощению различных замыслов - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам - контролирует свои движения и управляет ими - способен к волевым усилиям, преодолевает сиюминутные побуждения, доводит до конца начатое дело, - следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях, правилах личной безопасности и гигиены | Регулятивные |
- склонен наблюдать, экспериментировать - обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире - знаком с книжной культурой и детской литературой - обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории, имеет предпосылки грамотности | Познавательные универсальные учебные действия |
Все перечисленные выше характеристики являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Целевые ориентиры ДОО | УУД в начальной школе (к концу 1 класса) | |
|
| Личностные |
| Регулятивные | |
| Познавательные | |
| Коммуникативные |
Основная задача дошкольного образовательного учреждения заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий. (В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.) Также нельзя забывать, что основным принципом преемственности является игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Игру необходимо использовать на уроках, игра должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.
Практическим обеспечением преемственных связей, по нашему мнению, может стать создание системы технологической преемственности, а именно выбор тех педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития ребенка.
Механизм осуществления преемственности функционирует с помощью форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности.
Данная работа может строится в трех основных направлениях:
1. Это взаимодействие педагогов двух уровней. где формами взаимодействия могут быть:
-совместные педагогические советы, дни методического взаимодействия, семинары-практикумы, мастер-классы, технологические мастерские, взаимодействие педагогов-психологов.
2.Работа с родителями может включать проведение совместных родительских встреч, дискуссий, круглых столов, родительских конференций, вечеров вопросов и ответов. Имеют место быть такие формы как консультации специалистов, дни открытых дверей, творческие мастерские, анкетирование, тестирование и мониторинг для родителей будущих первоклассников, семейные вечера и тематические досуги.
3.Так же необходимо планировать работу с детьми в форме участия в совместной образовательной деятельности, проектной деятельности, в форме минуток общения дошкольников и первоклассников, совместных акций, ознакомительных экскурсий в класс, в школьную библиотеку, в школьную столовую, в спортивный зал, игровые программы, совместные спортивные мероприятия, мастерские и выставки творчества.
Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец, можно предположить, что две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, что позволит школе опираться на развитие ребенка, получаемое в дошкольном учреждении.
Список используемой литературы
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.— 304 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http://do.isiorao.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях вариативности образовательных сиситем и программ
«От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».В.А.Сухомлинский.Школа XXI ве...
Программа сотрудничества образовательных учреждений на этапе дошкольного и начального общего образования с учётом ФГОС и ФГТ
Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной пр...
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...
статья "«Использование ИКТ технологий в преемственности общих образовательных программ дошкольного и начального общего образования»
Статья написана в рамках выступления на педсовете МБОУ"Гимназии №80"...
План работы творческой лаборатории учителей первой ступени обучения МБОУ «Федоровская СОШ №1» и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Умка» по теме «Эффективные модели организации работы по преемственности дошкольного и начального общего образования
Преемственность– это последовательная передача чего-либо от одного к другому.Это переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм...
Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подгото...
- Мне нравится (1)