Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
статья по логопедии
Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подготовки их к обучению грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gramota.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к обучению грамоте дошкольников
с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.
Наталия Юрьевна Кобзарь,
учитель-логопед,
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района
«Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным».
В.А. Сухомлинский
С введением Государственного образовательного стандарта дошкольное образование является первой ступенью общего образования человека, и направлено обеспечить качественное дошкольное образование для каждого ребёнка (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.5).
Одной из задач Государственного стандарта является обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Преемственность - это согласованность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения детей (см. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 года, Общие положения, пункт 1.6).
Сотрудники института возрастной физиологии РАО много лет изучали показатели готовности детей к школе, их успешной адаптации и возможных трудностей в обучении. Важнейшими составляющими общей готовности ребёнка к школе, по мнению ученых, являются:
- уровень речевого развития: сформированность звукопроизношения и фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи;
- способность владеть навыками синтеза, анализа, обобщения;
- хорошо развитым произвольным вниманием, памятью и самоконтролем, а так же моторики.
В последние годы значительно увеличилось количество школьников, не справляющихся с программой начальной школы. К числу таких учеников можно отнести детей с тяжелыми нарушениями речи.
Волкова Л.С. отмечает, что эти дети имеют неполноценную речевую деятельность, проявляющаяся во всех компонентах, которые откладывают отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, у них снижена вербальная память, хотя относительно сохранна смысловая и логическая память. Так же отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности при его распределении, низкая активность понимания с ограниченными возможностями познавательной деятельности. Наряду с общей соматической ослабленностью, детям с тяжёлыми нарушениями речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. [1, с. 615].
Проблема преемственности, а так же предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подготовки их к обучению грамоте является актуальной, так как дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития детей, а так же коррекции речевых нарушений.
Нами разработана система работы в рамках данной проблемы, где огромная роль отводится учителю – логопеду, который определяет цель и задачи, приоритетные направления и формы коррекционно – развивающей деятельности. С учётом индивидуальных особенностей дошкольников создаются условия и развивающая среда, позволяющая успешной совместной деятельности учителя-логопеда с ребёнком-логопатом.
Цель системы - коррекция речевых нарушений и обеспечение детям с тяжёлыми нарушениями речи равных возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Для достижения поставленной цели работаем в режиме «обходного пути», координируя функциональные расстройства путем использования современных технологий общения, ориентированных на раскрытие сохранных возможностей и способностей ребенка через побуждение его к деятельности, связанной с его потребностями (мотивы).
Основными линиями нашей системы являются:
- коррекция нарушений звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов и овладение элементами грамоты;
- расширение активного, пассивного словаря, грамматического строя и связной речи;
- развитие умений слушания и говорения;
- формирование чувства языка, профилактика нарушений письма и чтения;
- формирование мотивации к обучению.
Важное направление в данной системе – это работа по подготовке к обучению грамоте детей с тяжёлыми нарушениями речи, которая определена двумя периодами и на протяжении каждого периода решаются определённые задачи:
- Подготовительный период (1 год обучения – старшая группа)
Задачи:
- Стимулировать развитие ВПФ на основе работы участников коррекционно-педагогического процесса.
- Развить слуховое восприятие, внимание и память, как основу для подготовки к обучению грамоте.
- Познакомить с органами артикуляции и способами произнесения звуков и их условными обозначениями. Поставить и закрепить правильное произношение звуков.
- Учить слышать отдельные звуки в составе слова, определять их положение в слове и дифференцировать звуки по их характеристикам, употреблять в речи термины – «звук», «слог», «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук».
- Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
- Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно – развивающего образования и обеспечить их активное сотрудничество в рамках предшкольного образования детей.
II. Букварный период (2 год обучения – подготовительная группа)
Задачи:
- Стимулировать развитие ВПФ на основе работы участников коррекционно-педагогического процесса.
- Учить выявлять различия в звуковом составе слов; слоговому анализу и синтезу с использованием схем; составлять слова из звуков и слогов.
- Учить употреблять термины: «глухой звук», «звонкий звук», «ударный гласный звук».
- Познакомить с буквами, упражнять в дифференцировке понятий «звук» и «буква». Воспитывать навык читать отдельные слова.
- Развить общую и мелкую моторику, конструктивный праксис.
- Пропагандировать среди родителей идеи коррекционно – развивающего образования и обеспечить их активное сотрудничество в рамках предшкольного образования детей.
Такая система работы позволила нам выйти на конечный результат, который может быть представлен ввиде модели выпускника логопедической группы:
- Максимально скорректированы речевые нарушения и раскрыт индивидуальный потенциал ребенка с тяжёлыми нарушениями речи.
- Ребенок умеет оперировать единицами языка: звук, слог, слово, предложение, внимателен к собственной речи и речи окружающих.
- Ребенок владеет речевой коммуникацией, умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, у него сформирована линия произвольного поведения.
- У ребенка сформирована мотивационная готовность к школьному обучению.
Таким образом, система работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, может рассматриваться, как связующее звено в преемственности между школой и детским садом, потому что созданные нами условия и развивающая среда, позволяют каждому ребенку, посещающему логопедическую группу, развиваться в соответствие со своими индивидуальными и возрастными особенностями.
Положительным результатом работы по данной системе, мы считаем успешное обучение в начальной школе наших выпускников.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.
Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же з...
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...
консультация для педагогов "Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием"
Цель консультации - психологическое просвещение педагогов по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. На консультации педагогам предоставляется информация о преемствен...
Проблема взаимосвязи и преемственности в работе учителей-логопедов ДОУ и школы в рамках реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования
ДОКЛАД на семинаре для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений и работников ДОУ «Преемственность в работе ДОУ и начальной школы в условиях введения ФГОС» в Ресурсно...
статья "«Использование ИКТ технологий в преемственности общих образовательных программ дошкольного и начального общего образования»
Статья написана в рамках выступления на педсовете МБОУ"Гимназии №80"...
Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в едином образовательном учреждении.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача. Под...
Художественно - эстетическое развитие детей в МАОУ СОШ № 26 "Преемственность ООП дошкольного и начального общего образования по художественно-эстетическому развитию
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды о...