Программа сотрудничества образовательных учреждений на этапе дошкольного и начального общего образования с учётом ФГОС и ФГТ
рабочая программа на тему
Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotrudnichestva_758.docx | 147.94 КБ |
proekt_programmy_sotrudnichestva.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Северо-Восточное окружное управление образования
Содержание: Введение…………………………………………………………………….……..3
и младшего школьного возраста…………………………………………..7
детей дошкольного и младшего школьного возраста……………………8
Приложения…………………………………………………………………...…14 |
Особую актуальность в настоящее время имеет проблема преемственности между ступенями образования. Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве.
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других – в учреждениях дополнительного образования, а третьих – в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача "выровнять" их знания. Между тем это не основная проблема, с которой сталкиваются учителя. У детей различные индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень подготовки.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам.
Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. В дошкольном возрасте закладываются важнейшие черты будущей личности. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой, динамической и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает неуклонное поступательно-восходящее формирование личности. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
При этом обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе. Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Существенные изменения произошли в содержании образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, в общем характере и стиле педагогического процесса: все большее распространение приобретает вариативность программ, учебных планов, форм и средств обучения, что значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени образования. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности в системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и на основе Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
Структура программы опирается на три направления:
- Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.
- Учёт принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС и ФГТ.
- Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.
Цели и задачи непрерывного образования детей
дошкольного и младшего школьного возраста
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- оказание квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
- индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
При отборе содержания непрерывного образования необходимо учитывать устоявшиеся в дидактике принципы.
1. Принцип развития. Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.
2. Принцип гуманитаризации. Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.
3. Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
4. Принцип культуросообразности. Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
5. Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.
Психолого-педагогические условия реализации
непрерывного образования
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
- построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
- опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия:
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности
Цели и задачи осуществления преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы реализуются на основе проведения совместных мероприятий, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм, методов обучения и воспитания.
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу. Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности:
1. Работа с детьми:
- экскурсии в школу;
- посещение школьного музея, библиотеки;
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
- выставки рисунков и поделок;
- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
- совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
- участие в театрализованной деятельности;
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
- семинары, мастер- классы;
- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
- педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
- родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
- консультации с педагогами ДОУ и школы;
- встречи родителей с будущими учителями;
- дни открытых дверей;
- творческие мастерские;
- анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
- образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
- семейные вечера, тематические досуги;
- визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
- заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Ожидаемые результаты.
Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
- комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе (см. Приложение 1 «Портрет выпускника ДОУ»; Приложение 2 «Портрет выпускника начальной школы»).
Приложение 1
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
- Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач. Ребенок предлагает собственный замысел и воплощает его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях, об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Приложение 2
Портрет выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
План работы
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Методическая работа | |||
1 | Обсуждение плана работы по подготовке детей к школе | сентябрь | ст. воспитатель уч. нач. классов |
2 | Знакомство воспитателя с программой обучения и воспитания в 1 классе | сентябрь | воспитатели |
3 | Знакомство учителя с воспитательно-образовательной работой в дошкольной группе | сентябрь | уч. нач. классов |
4 | Посещение воспитателями уроков в 1 классе. Семинар «Осуществление преемственности дошкольного и начального школьного обучения на этапе реализации ФГОС». | ноябрьь | Воспитатели, уч. нач. классов |
5 | Посещение учителями начальных классов занятий в дошкольной группе:
| март | Воспитатели, уч. нач. классов |
6 | Мониторинг успеваемости первоклассников – выпускников дошкольной группы. | декабрь | воспитатели, учителя нач. кл. |
7 | Педагогическое совещание в дошкольной группе. Вопросы для обсуждения:
| май | воспитатели, учитель начальных классов |
8 | Мониторинг готовности дошкольников к школьному обучению | май | старший воспитатель |
9 | Круглый стол для педагогов ОУ по результатам мониторинга «Готовность дошкольников к школьному обучению» | сентябрь | воспитатели, учителя нач. классов |
Работа с родителями | |||
1 | Нетрадиционные формы работы с родителями. «Папа, мама, я – читающая семья» - конкурс читающих семей. | сентябрь | воспитатели |
2 | Круглый стол «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители» | ноябрь | воспитатели, учителя нач. классов |
3 | Оформление стенда в ДОУ «Для вас, родители будущих первоклассников» | декабрь | воспитатели |
4 | Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте дошкольной группы и школы | в течение года | Воспитатели, уч. нач. классов |
5 | «Как помочь ребенку подготовиться к школе»; | март | Воспитатели, учителя начальных классов |
6 | Анкетирование родителей «Ваш ребенок скоро станет первоклассником». | Январь | воспитатели, учителя нач. классов |
7 | «Особенности организации обучения по ФГОС в начальной школе». | май | учителя нач. классов |
8 | Индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе. | май | воспитатели |
9 | Собрание для родителей будущих первоклассников «Поступление детей в школу-важное событие в жизни детей». | апрель | воспитатели, учителя нач. классов |
10 | Выставки детских работ | в течение года | воспитатели |
Работа с детьми | |||
1 | Экскурсии детей в школу:
| в течение года | воспитатели, учителя нач. классов |
2 | Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста | февраль | воспитатели |
3 | Работа «Школы будущего первоклассника» | Февраль-апрель | учителя нач. классов |
4 | «Прощай, любимый детский сад! Здравствуй, здравствуй, школа!» | май | воспитатели, музыкальный руководитель |
5.4. Взаимодействие ДОУ и социума
В реализации образовательной программы с использованием сетевой формы наряду
с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвуют научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой
Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется
на основании договора между организациями
Направ ление | Наименование общественных организаций, учреждений | Формы сотрудничества | Перио- дичность |
Образование | Вологодский институт развития образования | Курсы повышения квалификации, участие в смотрах, семинарах, конференциях, обмен опытом, посещение выставок | По плану ДОУ, ВИРО |
БОУ ДПО Сокольский педагогический колледж | ДОУ – база практики для будущих воспитателей; показательные занятия, круглые столы, конференции, семинары, проведение консультаций, уроки мастерства, обмен опытом | По плану Сокольского педколледжа | |
БОУ СМР «СОШ № 3» г. Сокола | Педсоветы, посещение уроков и занятий, семинары, практикумы, консультации для воспитателей и родителей, беседы, методические встречи, экскурсии для воспитанников, дни открытых дверей, совместные выставки, развлечения. | По плану преемственности ДОУ и школы | |
Дошкольные учреждения города и района | Проведение методических объединений, консультации, методические встречи, обмен опытом | По плану УО, по мере необх-ти | |
«Дом детского творчества» | Экскурсии в ДДТ, участие в выставках, смотрах- конкурсах; сотрудничество с театральной студией «Дебют» и «Чудеса вокруг нас»:показ театрализованных постановок, посещение кружков, обмен опытом | По плану на год | |
Медицина | Детская поликлиника | -проведение медицинского обследования; -связь медицинских работников по вопросам заболеваемости и профилактики (консультирование) | 1 раз в год По мере необходимости |
Аптека | - приобретение лекарств -экскурсии с детьми | 1 раз в квартал | |
Физкультура и спорт | Комитет по физкультуре и спорту | Участие в спортивных мероприятиях (День здоровья, «Весёлые старты», лыжные соревнования) | По плану комитета |
Стадион | -экскурсии, проведение занятий с детьми, соревнования | По плану | |
Культура | Детская школа искусств | Экскурсии, посещение выставок, занятия по знакомству с музыкой разных направлений, инструментами, посещение концертов. Встречи с художниками нашего города, экскурсии, посещение выставок, совместное творчество. Приглашение художников на занятия в ДОУ во время каникул. Выступление учеников музыкальной школы | По плану Школы искусств |
Городской историко-краеведческий музей | Экскурсии, игры – занятия, встречи сотрудников в музее и в детском саду, совместная организация выставок, конкурсов; | 2-3 раза в год | |
Детская библиотека | Коллективные посещения, литературные вечера, встречи с библиотекарем, познавательные викторины на базе библиотеки для родителей и детей, создание семейной библиотеки, организация встреч с поэтами и писателями. | По плану | |
МУ «Культурный центр» | Конкурсы детского творчества, театрализованные представления для детей, выставки детских рисунков, концерты | По плану на год | |
Вологодская областная филармония им. В. Гаврилина | Встречи с артистами филармонии, музыкальная гостиная, коллективные посещения детей, родителей и педагогов Вологодской филармонии. | 1 раз в квартал | |
Театральные коллективы | Показ театрализованных постановок на базе ДОУ | В теч.года | |
Безопасность | Пожарная часть | Экскурсии, встречи с работниками пожарной части, конкурсы по ППБ, консультации, инструктажи. | По плану |
ГИББД | проведение бесед с детьми по правилам дорожного движения, участие в выставках, смотрах-конкурсах | По плану | |
ПДН | воспитательно-профилактическая работа с семьями детей, находящимися в социально опасном положении | По мере необход-ти | |
Информационность | Сокольское радио, телевидение, газета | Публикации в газетах, выступление на радио и телевидении, рекламные блоки. | По мере необходимости |
СМИ ( федеральный уровень) | журналы «Обруч», «Цветной мир», электронные педагогические издания: написание статей из опыта работы, публикация методических разработок педагогов | По мере необходимости | |
Социальной защиты населения | МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» | Помощь в подготовке и проведении праздников и изготовлении сувениров и подарков, поздравление ветеранов войны и труда со знаменательными датами, концерты. | По просьбе МУ КЦСОН |
Центр социальной помощи семье и детям | Консультации для педагогов по работе с семьями «Группы риска», консультирование родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Проведение акций «Подарок солдату», сбор детских вещей и оказание помощи малообеспеченным семьям. Посещение детьми и родителями реабилитационных групп, участие в культурно-массовых мероприятиях; трудоустройство подростков | По плану центра | |
Молодежные инициативные группы | Совместные акции, фестивали семейных клубов, конкурсы творчества для родителей | По плану МИГ | |
Центр занятости населения | Трудоустройство в летний период | 1 раз в год | |
Эко логия | Комитет по охране природы | Совместная организация выставок, экологические акции, экологический театр. | По плану |
Анализ успеваемости учеников 1-х классов
(бывших выпускников ДОУ)
Дата:_______________Воспитатели:_____________________________________
Фамилия, имя, ребёнка | Учебное заведение | Преподаватель | Уровни оценки: | Общий уровень развития | Успеваемость | |||||
физического развития | заболеваемости | речевого развития | познавательного развития | математического развития | художественно-творческой деятельности | |||||
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. | ||||||||||
4. | ||||||||||
5. | ||||||||||
6. | ||||||||||
7. | ||||||||||
8. | ||||||||||
9. | ||||||||||
10. | ||||||||||
11. | ||||||||||
12. | ||||||||||
13. | ||||||||||
14. | ||||||||||
15. | ||||||||||
16. | ||||||||||
17. | ||||||||||
18. | ||||||||||
19. | ||||||||||
20. | ||||||||||
Высокий уровень | ||||||||||
Средний уровень | ||||||||||
Низкий уровень |
План сотрудничества
- Организация дня открытых дверей в ОУ для воспитателей ДОУ по теме: «Первые дни ребёнка в школе: адаптационный период» (рекомендуемый срок –сентябрь).
- Организация дней открытых дверей для родителей и будущих первоклассников в ОУ (рекомендуемый срок – октябрь, март).
- Организация анкетирования родителей будущих первоклассников.
4. Организация ознакомительных и тематических экскурсий воспитанников ДОУ в школу (в течение года).
5. Организация совместных выставок творческих работ воспитанников ДОУ и младших школьников (в течение года).
6. Организация взаимопосещений педагогических мероприятий воспитателями ДОУ и учителями СОШ: учебные занятия и уроки, досуги и праздники, заседания методических объединений и педагогические советы, семинары и круглые столы и т.д.
7. Заключение договора ДОУ И СОШ.
8. Организация встреч учителей с родителями будущих первоклассников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Структура программы опирается на три направления:
Преамбула актуальность проблемы преемственности важность периода от рождения до поступления в школу подготовка детей к школе – как одна из актуальных проблем значение преемственности между детским садом и школой
Развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки?
Что такое деятельностный подход? Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Защита проекта Работа в группах (поиск решения проблемы)
Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются: установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: На дошкольной ступени : приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения; развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению; формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования На дошкольной ступени: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы: опора на наличный уровень достижений дошкольного детства; направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия: создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности ; учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения ; воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки ; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка ; доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
Формы осуществления преемственности: 1. Работа с детьми: экскурсии в школу; посещение школьного музея, библиотеки; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; родительские конференции, вечера вопросов и ответов; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; творческие мастерские; анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).
Ожидаемые результаты Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды: обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников; комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества … Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире… Эмоционально отзывчивый… Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками... Способный управлять своим поведением и планировать свои действия … Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту … Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе… Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Портрет выпускника начальной школы: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сотрудничество образовательных организаций по преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС»
Из опыта работы ОУ Красноармейского муниципального района...
Сценарий проведения дискуссии на городском семинаре «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста» (презен...
Обеспечение преемственности между уровнями дошкольного и начального общего образования при реализации ФГОС до.
Материал для проведения круглого стола или выступления по вопросам преемственности между дошкольным и начальным общим образованием. Рассматриваются основные "плюсы" и "минусы" предшкольной подготовки....
Семинар - практикум "Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС"
Сотрудничество по преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС...
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...
Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС
Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравст...
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...