«Педагогика дошкольного образования»
статья
Сегодня, учитывая последние достижения в области возрастной педагогики и психологии, можно говорить о современном воспитании ребенка, которое должно начинаться еще до его появления на свет. Природа человека такова, что, уже за 6 месяцев до рождения она позволяет окружающему миру оказывать свое влияние на ход развития нового человека. До недавних пор мы об этом лишь догадывались. Но все большее число медиков, педагогов и детских психологов советуют будущим мамам беседовать со своим ребенком, слушать вместе с ним классическую музыку, петь ему песни. Теперь можно с уверенностью говорить: начинайте готовить своего ребенка к встрече с миром за 6 месяцев до этого события. Каждая мама и каждый отец должны знать, что самые первые месяцы и годы жизни их ребенка определяют – как никакие другие в дальнейшем периоды его развития – его судьбу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_pedogogike.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогика дошкольного образования»
Тема: «Воспитание творца»
Оглавление
ГЛАВА 1 ВАЖНЫЙ ПЕРИОД 4
СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ЛИТЕРАТУРА 20
Введение
С древних времен считается, что выдающийся талант – это, прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: "Конечно, они же гении".
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история "волчьих девочек", Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребенок, рожденный человеком, – человек, а детеныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, и определяет, кем он станет.
Сегодня, учитывая последние достижения в области возрастной педагогики и психологии, можно говорить о современном воспитании ребенка, которое должно начинаться еще до его появления на свет. Природа человека такова, что, уже за 6 месяцев до рождения она позволяет окружающему миру оказывать свое влияние на ход развития нового человека. До недавних пор мы об этом лишь догадывались. Но все большее число медиков, педагогов и детских психологов советуют будущим мамам беседовать со своим ребенком, слушать вместе с ним классическую музыку, петь ему песни. Теперь можно с уверенностью говорить: начинайте готовить своего ребенка к встрече с миром за 6 месяцев до этого события. Каждая мама и каждый отец должны знать, что самые первые месяцы и годы жизни их ребенка определяют – как никакие другие в дальнейшем периоды его развития – его судьбу. Именно в это время закладывается фундамент личности, на котором дальше будет она формироваться и развиваться. Ребенок в раннем возрасте как цветочный куст с бутонами. Сначала открывается один бутон и раскрывшийся внешнему миру цветок принимает положенное ему в это время. Закрывается, чтобы далее по заданной программе развития превращаться в плод. Насколько качественно будет он опылен, какого качества будет окружающая среда, настолько качественным созреет плод. Не получил ничего – опал пустоцветом. Следом раскрывается другой бутон. И все повторяется. Если в этот период ребенок находится среди животных, если «опыляют» они, то и развивается в человеческой оболочке не человек. Человеком его сделать уже невозможно. Закладка «кирпичиков» в «фундамент» идет по программе, записанной в геноме. Всему – свое время. Упустили родители время, не создали условий для формирования очередного «кирпичика» – будет внесено искажение в систему качеств будущей личности. Организм же в соответствии с заложенной программой переходит к формированию структур головного мозга, отвечающих за другую функцию.
Этот закон развития человеческой личности получил название феномен социального импринтинга. К великому сожалению, немного пока людей на Земле знают и применяют этот закон. Знание же его и неукоснительное, трепетное следование ему открывают перед человеческой цивилизацией возможность раскрыть заложенный в человеческую природу колоссальный потенциал. Пока же лишь единицы случайным образом становятся теми, кого мы называем потом гениями. Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и все это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в "хороший" детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Конечно, новорожденный абсолютно беспомощен, но именно потому, что он так беспомощен, так велики его потенциальные возможности. Дитя человеческое рождается гораздо менее развитым, чем детеныши животных: он умеет только кричать и сосать молоко. А детеныши животных, например, собаки, обезьяны или лошади, умеют ползать, цепляться или даже сразу вставать и идти. Зоологи утверждают, что новорожденный ребенок отстает от новорожденного детеныша животного на 10-11 месяцев, и одна из причин этого – человеческая поза при ходьбе. Стоило человеку принять вертикальное положение, и плод уже не смог находиться в утробе до полного своего развития, поэтому и рождается ребенок еще совсем беспомощным. Ему приходится учиться пользоваться своим телом уже после рождения. Точно так же он учится пользоваться мозгом. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка – как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок. Человеческий мозг, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано.
Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер.
Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70–80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам – 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется "лобные доли".
Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.
Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.
Сегодня многие психологи и педагоги, особенно те, которые считаются "прогрессивными", полагают неправильным сознательное обучение маленького ребенка. Они считают, что избыток информации отрицательно сказывается на нервной системе ребенка, и более естественно предоставить его самому себе и разрешить делать все, что он хочет. Некоторые даже убеждены, что в этом возрасте ребенок – эгоист и делает все только для своего удовольствия. Поэтому родители во всем мире под влиянием таких идей сознательно следуют принципу "оставить в покое".
И те же самые родители, когда их дети идут в детский сад или школу, моментально отказываются от этого принципа и вдруг становятся строгими, пытаясь воспитать и чему-нибудь научить своих детей. Ни с того, ни с сего "ласковые" мамы превращаются в "грозных".
Между тем из изложенного выше ясно, что все должно быть наоборот. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и ласковым, а когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно научиться уважать его волю, его "Я". Выражаясь точнее, родительское влияние должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.
Многие родители хотели бы воспитать ребенка творческой личностью. Но боюсь, что современная система воспитания творческого начала с раннего возраста недостаточно эффективна. Что такое творчество?
Трудно дать точное определение, но в простейшем смысле – это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия. На этом высшем уровне творчества интеллект, эрудиция и воображение слиты воедино. Не вызывает сомнения тот факт, что успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества.
Например, вы дарите ребенку игрушку, скажем, какое-то животное. Он может идентифицировать себя с этим животным, сочинить целую историю про него на основе какого-то реального опыта или сказки, которую он слышал. Или, например, какая-нибудь картинка может распалить его воображение до такой степени, на которую взрослые просто не способны. Говорят, Леонардо да Винчи в детстве видел ведьм, летающих под потолком, и всяких чудовищ, шевелящихся среди пятен и трещин на потолке.
Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом. Взрослый может укорить ребенка: "Не говори глупостей, это чайник". Такой ответ будет ошибкой, и он равносилен уничтожению бутона, уже готового распуститься.
Мы знаем, что у человека есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Но у него есть и шестое чувство – интуиция. Благодаря шестому чувству многие женщины, например, безошибочно узнают об изменах мужа. Но если говорить серьезно, интуиция – важное условие любого значительного достижения. Все великие изобретатели полагались на свою интуицию, несмотря на свои огромные знания и опыт. Интуиция перекрывает все пять чувств и таким образом является самым древним и фундаментальным чувством. Интуицию также называют "животным инстинктом", выходящим за рамки логики и здравого смысла.
Ребенок до трех лет очень близок к животному, имея в виду, что он еще не способен логически мыслить и полагается на свои инстинкты. Очень важно помнить об этом и поощрять развитие его инстинктов, и уж во всяком случае, не подавлять их, прививая ему навыки и пытаясь действовать на него логикой и доводами разума. Более того, поскольку интуиция – это совокупность всех пяти чувств, развитие интуиции обостряет и все чувства.
В 1970 году на ярмарке в Осаке состоялся концерт маленьких скрипачей в честь Дня ООН. Он начался в 11 утра, но уже в 8 утра большинство детей, в том числе трех- и четырехлетние, уже стояли на площади, несмотря на холод, репетируя и настраивая свои скрипки. Они поражали своей целеустремленностью.
Конечно, ребенок должен оставаться ребенком, живым и любопытным. Но живость и неусидчивость – это не одно и то же. Последнее качество весьма нежелательно у взрослого человека. Тот, кто не способен долго сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и энергии на каждое задание.
Тот, кто выработал в себе высокую степень концентрации внимания, обладает огромными преимуществами. Считается, что ученики музыкальных школ дисциплинированы и хорошо воспитаны. Вы можете подумать, что родители держат этих детей в строгости, и это может сделать их скучными и серьезными с самого детства. Ничего подобного! Они хорошо себя ведут не потому, что на уроках присутствуют родители, а потому, что они способны к высокой степени концентрации внимания без всяких особых усилий. Учеба дается им легко, и они успевают сделать больше других детей за то же время. Таким образом, у них остается больше свободного времени.
Все родители, чьи дети посещали скрипичный класс, утверждали, что их дети никогда не мучились, готовясь к экзаменам, что они без напряжения хорошо учились, хотя проводили много времени, играя с детьми во дворе. Этот вопрос выявил совершенно новый тип ребенка-интеллектуала: жизнерадостный, смышленый и совсем не похожий на общепринятый стереотип бледного худого очкарика.
Известно изречение Конфуция "в гармонии с музыкой". Имеется в виду, что музыка смягчает душу и улучшает характер. Музыкальные занятия требуют регулярных тренировок, которые в свою очередь воспитывают способность к концентрации внимания. Таким образом, музыка также способствует правильному формированию характера.
Способность руководить другими людьми считается исключительно взрослой чертой, и поэтому это качество воспитывается в более позднем возрасте. На самом деле качества лидера начинают развиваться гораздо раньше, чем многие думают. Замечено, что в любой группе детей кто-то обязательно начинает играть роль лидера. В своей книге "Детская психология" доктор Ямашита говорит, что потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. В игре или других занятиях он всегда пытается создать что-то новое и первый берется за воплощение своих идей.
Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученики доктора Сузуки – это жизнерадостные, энергичные дети со склонностью к лидерству, а вовсе не бледные гении. Эти дети со временем станут лидерами в обществе, которое всегда нуждается в таких людях.
Считается, что внешность человека целиком зависит от наследственности. И все же вы наверняка не раз замечали, как меняется внешность человека в зависимости от того, как складывается его жизнь. Конечно, изменить кардинально форму глаз или носа можно только с помощью пластической операции, но внешность в целом и манера поведения очень заметно меняются в зависимости от жизненных обстоятельств. Особенно наглядно эти изменения можно наблюдать у детей. Так, например, внешний облик ребенка, который слушает музыку или берет уроки музыки, безусловно, меняется под влиянием этих занятий. Мы провели эксперимент в Ассоциации раннего развития с группой младенцев, которые вначале, когда матери впервые собрали их вместе, ничем друг от друга не отличались. Затем произвольно отобрали из этой группы часть детей и дали им слушать "Маленькую ночную серенаду" Моцарта. Через четыре месяца эти дети существенно отличались от остальных: они были живее и их глазки блестели ярче.
В старину продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, он всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.
Этот метод обучения хорошо применим к воспитанию ребенка. Если у него в мозгу, который пока что еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым, и родители не смогут влиять на его вкусы. Если же в его мозгу отпечатаются подделки, он будет нечувствителен к подлинному искусству. Конечно, не всегда легко отличить истинное от фальшивого. Формируя эстетические потребности своего ребенка, родители должны доверять и своему вкусу и руководствоваться прекрасными произведениями искусства, которые ценились во все века. Не надо давать ребенку только книжки с примитивными картинками, поскольку, якобы, он не поймет более сложного языка живописи. Если родители ценят Матисса и Пикассо, они, безусловно, могут показывать их картины своему ребенку. Если они получают удовольствие от музыки Бетховена и Моцарта, пусть и ребенок их слушает как можно чаще.
Когда в мозгу образуется стереотип истинного искусства, он будет основанием для оценки произведений искусства в последующей жизни.
Сегодня матери во всех странах мира ругают своих детей за то, что их ничто не интересует, кроме поп-музыки. Но чего еще можно ждать от подростков, если с самого раннего детства они, как правило, слышат только эту музыку, которая прочно запечатлелась у них в мозгу. Разумеется, они уже не в состоянии воспринимать более сложную музыку. Когда определенные штампы сформированы в сознании, поздно приучать детей к чему-то другому.
Сила воздействия музыки и живописи, этих двух видов искусства, формирующих эстетический вкус, зависит от раннего воспитания. Если будет заложен прочный фундамент, это облегчит ребенку дальнейшую жизнь. Помощь родителей должна быть своевременной.
ГЛАВА 2 РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ
Можно предположить, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского мозга, чем у взрослого. Только не надо бояться "перекормить" или перевозбудить его: детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что переполнен, отключается и перестает воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даем ребенку слишком много информации, а то, что ее зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребенка.
Ребенок развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Чтобы добиться этого, родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что и когда необходимо ребенку, что ему интересно, потому что именно родители ближе всех к нему. Так же как важно выбрать правильное время для изучения иностранного языка, так существует и соответствующее время для каждого этапа раннего развития. Например, научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно. И через пару месяцев из него получится прекрасный фигурист. Американский психолог Макгроу провела эксперимент с двумя близнецами. Она научила их кататься на коньках, когда одному было 11, а другому – 22 месяца. Результаты оказались явно различными: ребенок, которого научили раньше, преуспел гораздо больше. По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем "лучшее время".
Некоторые родители могут возразить: "У меня нет ни денег, ни времени столько заниматься своим ребенком. Эти идеи для тех, у кого все это есть". Воспитание ребенка – это вовсе не вопрос времени и денег. Конечно, есть немало родителей, которые водят ребенка на уроки музыки или иностранных языков исключительно из престижных соображений. Не удивительно поэтому, что многие относятся к раннему развитию, как к занятию для богатых. Но это только внешнее впечатление. Действительно, менее обеспеченным родителям не просто найти время и деньги для таких занятий с детьми, но уроки музыки или языка – это не единственный способ развить задатки вашего ребенка. Любящие родители найдут и другие возможности обучения. Если бы время и деньги играли столь большую роль, как многие считают, то чем тогда можно объяснить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных – талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в родительской любви и старании.
И все же, почему дети одних и тех же родителей, воспитанные в одной семье, вырастают такими разными по характеру и способностям? Общепринято, что родители не балуют так своего второго или третьего ребенка, как первого, поэтому те, естественно, растут более независимыми.
Сколько бы родители ни старались создать дома благополучную атмосферу, различные развлечения и стимулы для первого ребенка, он не будет иметь того преимущества, что второй ребенок, у которого с самого рождения есть компания и которому постоянно приходится соревноваться со старшим, благодаря чему он скорее становится сильным и жизнерадостным. Еще в большей степени это относится к 3-му и 4-му ребенку, которых жизнь заставляет расти выносливыми телом и крепкими духом.
Заметили, что, если ребенок берет, например, уроки игры на скрипке, его занятия будут успешнее, если вместе с ним учатся его брат или сестра.
Талантливые люди, рожденные в бедных семьях, где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и где благодаря этому стимулируется развитие каждого.
Еще хочется немного сказать о высшем образовании, в наши дни оно стало восприниматься как сама цель и явно переоценивается. Считается, что нельзя сделать хорошую карьеру без высшего образования, поэтому все учатся. Диплом хорошего университета гарантирует работу в престижной компании. Все идут по одной и той же дороге, сдавая экзамены за экзаменами, начиная с начальной школы. Поэтому раннее воспитание воспринимается родителями как первая ступенька на длинном пути, ориентированном на бесконечную сдачу экзаменов. Как долго продержатся сегодняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То, что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через двадцать-тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого. Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком, если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня.
История знает немало гениев, у которых нет за плечами высшего образования и которые внесли гигантский вклад в развитие человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми.
Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство. Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако, такие отцы, экономя время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками, лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в личной жизни они бывали несчастливы из-за неправильного воспитания.
Возьмем, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых "Мыслей". Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии, языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: "Человек – это просто слабая тростинка, но тростинка мыслящая". Но мало кто знает о его признании, что у него не было ни одного счастливого дня за всю жизнь. Блез Паскаль прожил только 39 лет. Его мать умерла, когда ему было три года, и он фактически не знал материнской ласки. Лишенный общества сверстников, он общался только со своим отцом и жил в постоянной строгости. Конечно, это не могло не сказаться на его здоровье и психике. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте.
Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Вероятно, оттого, что образование предполагает передачу знаний от учителя к ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни один родитель не считает, что он обучает ребенка родному языку. Тем не менее, общение с родителями побуждает ребенка учиться говорить, хотя это и не называется образованием.
Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже само по себе "образование". Обучение ребенка различным навыкам – это только одна сторона образования.
Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги "Великие мира сего" немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги – они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: "Я хочу, чтобы ты стал великим человеком". Им говорили иначе: "Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком".
Рано или поздно ребенок достигает возраста, когда он может ответить на родительские упреки: "Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего теперь ругаться". И он будет прав. Действительно, дитя появляется на свет только благодаря своим родителям, и они полностью отвечают за него, пока оно не вырастет и не обретет независимость. Удивительно, что многие родители долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится. Они могут сказать: "Я хочу сделать из него инженера" или "Хочу, чтобы он стал музыкантом", как будто заказывают костюм у портного. чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено. Оно является причиной того, что воля самого ребенка игнорируется. Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее своего ребенка, лучше повнимательнее присмотритесь к нему. Долг родителей – предоставлять своему ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок – хозяин своего будущего.
"Мой ребенок очень талантлив. Я буду учить его музыке", "Соседский мальчик учится играть на скрипке, и мой тоже будет".
Так подходят к воспитанию матери, которыми движет только тщеславие. Кроме того, раннее воспитание всегда рассматривалось как привилегия элиты или гениев. Действительно, дети, которых родители-снобы заставляли заниматься музыкой, часто бывают неискренни и неестественны, как будто матери привили им ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки музыки, призванные развивать ребенка, становятся для него источником душевных мучений.
Уроки музыки – это не самоцель, а средство для достижения определенной цели. Вы должны ясно видеть, что получает ребенок от этих уроков, и какие его способности развиваются благодаря им. Сами по себе уроки музыки не имеют никакой цены. Разумеется, можно гордиться умением играть на скрипке. Это благотворно влияет на общее развитие ребенка. Мой сын приобрел уверенность в своих силах благодаря урокам игры на скрипке, а затем уже достиг успехов в других областях.
"Ученик превзошел учителя" – это должна быть основная цель воспитания.
Таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями. Если бы ученики не в состоянии были достигать уровня учителей, и потом сами учили других, то таким образом общество просто деградировало бы. Ученик должен превосходить учителя – иначе прогресс будет невозможен.
Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок пошел дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.
В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы. Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не будет доверия между людьми.
Каждый школьник в Японии знает, что людям следует доверять и не создавать лишних трудностей для других. Однако понимать – это одно, а воплощать прекрасные принципы в жизнь – совсем другое. Это расхождение, к сожалению, очень свойственно человеческой натуре. Ребенок не научится доверять людям, если усвоит этот принцип лишь в теории. Только в реальной жизни он научится доверять людям.
Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества.
Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни.
Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания.
Заключение
Восхваляя наш высокий уровень цивилизации, мы забываем про войны, расовые предрассудки и национальные разногласия. Все это имеет место, несмотря на существование таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. До тех пор, пока мы не воспитаем в себе взаимное доверие и терпимость, мы не достигнем мира между народами. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение, враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти биологическими характеристиками. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от них освободиться.
Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки. Малыши еще не заражены расовой ненавистью. Если в младенчестве белые и черные дети будут играть вместе на равных, они вырастут с ощущением, что различия людей по цвету кожи так же естественны, как несходство их во внешности и росте. Если они все же усвоят расовые предрассудки, то только благодаря подсказке взрослых. Те, кто искренне хотят покончить с войнами, должны заботиться не только о политической ситуации в мире сегодня, но и о воспитании маленьких детей, каких бы затрат это ни потребовало. Именно сегодняшние дети составят завтрашнее общество.
Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня еще в пеленках.
Литература
- Масару Ибука "После трех уже поздно"
[2] Бушуев В.С., Крылова Н.В. "Актуальные проблемы современной педагогики, 87 стр., учебное пособие.
[3] Андре Бертин "Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольное образование. Музейная педагогика. Мини-музей Югра.
Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем...
Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования
Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального компонента, позвол...
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....
Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"
Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...
Интерактивные и традиционные методы в педагогике дошкольного образования
Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных....