План саморазвития воспитателя на тему: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Саморазвитие - это целенаправленная непрерывная работа над самим собой, совершенствование знаний и умений в определенной сфере, развитие необходимых качеств личности.
В современном обществе очень важно развиваться и двигаться вперед в ногу со временем.
Воспитатель детского сада - это особая профессия, которая заключается в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Это начальная ступень развития ребенка, поэтому важно, чтобы воспитатель, открывающий ребенку мир был грамотной и духовно-развитой личностью. Для этого, воспитателю необходимо постоянно заниматься самообразованием и совершенствованием своих качеств и умений.
Чтобы развиваться последовательно и качественно воспитателю необходим тщательно продуманный план саморазвития.
В современном мире материальные ценности превалируют над духовными, что приводит к бездушному и невнимательному отношению людей к друг другу. Именно поэтому, сегодня как никогда, важно обращать внимание на духовно-нравственную сторону развития маленького человека. С целью совершенствования знаний по вопросам духовно - нравственного воспитания детей, мною был разработан план саморазвития в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный план развития расчитан на два года самообразовательной деятельности воспитателя и реализуется в работе с детьми возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 46.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования
«Центр развития ребенка – детский сад №173»
ПЛАН
САМОРАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание
старших дошкольников»
Воспитатель: Рождественская Оксана Юрьевна
Краснодар
2019
ФИО: Рождественская Оксана Юрьевна
Специальность: воспитатель
Место работы: МБДОУ МО «Центр детского развития - Детский сад №173»
Образование: высшее
Дата начала работы над темой: 01.11.2019 учебный год.
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021 учебный год.
Тема по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников»
Срок реализации: 2019-2021 учебный год.
Цель саморазвития: совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня саморазвития по вопросам духовно-нравственного воспитания, внедрение технологий и принципов гуманистической педагогики в образовательную и воспитательную деятельность.
Задачи:
- изучить и систематизировать теоретический и практический материал по нравственному воспитанию старших дошкольников;
- пополнить предметно- развивающую среду группы для создания условий формирования нравственных ценностей у детей;
- выявить эффективные методы и формы работы для духовно-нравственного воспитания детей;
- стимулировать родителей к совместной работе по духовно-нравственному воспитанию детей.
- провести диагностику детей, провести самоанализ и отчет о результатах работы.
Нравственное воспитание - это привитие детям определенных норм и правил поведения человека, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. Нравственность является моралью не показной (для кого-то), а внутренней (для себя). В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. Нравственное воспитание включает в себя духовные, социальные аспекты.
Дошкольное образование – это первая ступень образования ребенка. Именно в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшего развития личности будущего человека и гражданина. Именно в дошкольном учреждении должно происходить систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности, так как здесь осуществляется непрерывная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности.
Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач воспитания настоящего человека и будущего гражданина, и является актуальным и приоритетным направлением воспитания согласно ФГОС.
Во ФГОС ДО прописаны основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
- формирование начал патриотизма и гражданственности;
- формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;
- формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт);
- воспитание уважительного отношения к труду.
В условиях ДОУ на нравственное воспитание детей воздействует с помощью художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кино и др. Гуманные чувства и заботливость у детей также вызывает природа. Совместная деятельность детей и взрослых также очень важны в воспитании нравственности. Особое место в этом процессе принадлежит играм — сюжетно-ролевым, традиционным народным, театрализованным и др. Не стоит забывать и о приобщении ребенка к труду, который как мы помним облагораживает человека. Обязательным является организация предметно-пространственной среды, которая должна оказывать духовное воздействие на маленькую личность.
Также немаловажное влияние на ценностные ориентации ребенка оказывают семья, окружающие его взрослые и сверстники. Недостаточное внимание к эмоциональному, оценочному или поведенческому компоненту личности ребенка ведёт в дальнейшем к общей незрелости нравственных и духовных качеств.
Харламов И.Ф., на мой взгляд, довольно коротко и четко определил содержание нравственности в следующем:
1. Отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется.
2. Отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании.
3.Отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить.
4. Отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность.
5. В человеколюбие или гуманность.
С самого раннего возраста дети на подсознательном уровне чувствуют любовь к своей семье, к природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формируется и развивается положительное отношение лишь в процессе целенаправленного воспитания.
Дети в дошкольном возрасте очень активны, любознательны, инициативны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
В настоящее время у большинства детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, произошли изменения нравственных ценностей, неоднозначно отношение к событиям нашей истории. Поэтому в настоящее время как никогда важно обращать внимание на сферу нравственного воспитания детей и не оставлять ее без внимания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению и духовному росту будущего поколения нашей страны, развитию духовно и морально сильного государства.
Воспитание высоконравственного человека несомненно окажет положительное влияние не только на его дальнейшую жизнь и развитие, но и на гармоничные отношения всего человечества. Этим непременно важно заниматься и осуществлять комплексно и непрерывно.
В заключении хочется сказать словами В.А. Сухомлинского: «Никто не учит маленького человека: будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное. Всё дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — всё равно будет зло…».
2019-2020 учебный год.
Тема «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников» (старшая группа)
План работы на год
Раздел | Сроки | Мероприятия | Предполагаемый результат |
Изучение научной и методической литературы | ноябрь - май | 1.Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". 2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью". 3. Н.В. Микляева, С.И.Семенака «Уроки добра». Комплексная программа социально-коммуникативного развития ребенка средствами эмоционального и социального интеллекта. | Применение, полученных знаний в работе. |
Ознакомление с опытом педагогов ДОУ работающих по теме «Нравственное воспитание дошкольников» | ноябрь - май | Изучение материалов, консультаций и наработок педагогов, затрагивающих нравственное воспитание дошкольников в сети интернет. | Использование опыта педагогов для подготовки занятий, бесед, творческой деятельности с детьми. |
Работа с детьми | ноябрь | Ознакомление с символикой России, родного края и города. Беседы и занятия на тему: «Я и мои родные». Изготовление поздравительных открыток ко Дню матери. | Выставка работ детского творчества на тему: «Родной край глазами детей». |
декабрь | Беседы на тему «Битва за Москву», героические профессии. Занятия и беседы на тему: «Учимся доброжелательному поведению». | ||
январь | Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие). Беседы на тему: «Друг в беде не бросит», «Почему я хороший друг». Чтение детям русских народных сказок о подвигах русских богатырей. | Выставка работ детей на тему: «Разнообразие народной росписи». Журнал «Народная роспись». Картотека «Мирилки». | |
февраль | Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России», «Российская армия». Беседа на тему: «Сталинградская битва». Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества». Изготовление с детьми поздравительных открыток для отцов, дедушек. | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. Выставка рисунков детей «Солдат на посту». Выставка военной техники и поделок ко Дню защитника Отечества. | |
март | Беседы «Самый дорогой на свете человек». Изготовление с детьми поздравительных открыток для мамы, бабушки. Экскурсии по «экологической тропе» в детском саду. Посадка комнатных луковичных растений с детьми, декоративных кустов на участке. Чтение детям художественной литературы о природе. | Выставка детских работ «Подарок маме». Благоустройство участка группы детского сада. | |
апрель | Беседы «Первооткрыватели Космоса», «Православный праздник – Пасха». Чтение детям художественных произведений о подвигах детей. | Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей», «Пасха - светлый праздник». | |
май | Участие в социальных акциях, посвященных Дню Победы. Чтение художественных произведений о Великой Отечественной войне. | Выставка работ детского творчества, посвященная Дню победы в Великой отечественной войне». | |
Работа с родителями | ноябрь | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Фотовыставка по итогам выходных прогулок «Жизнь замечательных детей». |
декабрь | Консультация «Воспитание маленького гражданина». | ||
январь | Рекомендации родителям посетить с детьми краеведческий музей. Участие родителей в оформлении фотовыставки. | Оформление фотовыставки «Исторические места нашего края». | |
февраль | Участие в подготовке и проведении праздника «День защитника Отечества». Изготовление с детьми поделок ко Дню Защитника Отечества. Предоставление семейных фотографий отцов, дедов в военной форме. | Коллаж «Защитник Отечества». | |
март | Участие в благоустройстве участка группы детского сада, проведении субботника. | Акция «Чистый двор», «Цветущий садик». | |
май | Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника». | ||
Самореализация | Диагностика нравственной воспитанности детей по методике М.И. Шиловой. | Письменный анализ. | |
Отчёт по теме самообразования | Письменный анализ. |
2020-2021 учебный год.
Тема «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников» (подготовительная к школе группа)
План работы на год
Раздел | Сроки | Мероприятия | Предполагаемый результат |
Изучение научной и методической литературы | сентябрь - май | 1.Буре Р.С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников» 2.Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка. 3.Артемова Е.И. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». 4. Амонашвили Ш. «Без сердца что поймем» 5.Красная книга России, Красная книга Краснодарского края. 6.Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 7.Леонова Н.Н., Неточаева «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников.» Целевой творческий практико-ориентированный проект.2020 | Применение, полученных знаний в работе. |
Ознакомление с опытом педагогов ДОУ работающих по теме «Нравственное воспитание дошкольников» | сентябрь - май | Изучение материалов, консультаций и наработок педагогов, затрагивающих нравственное воспитание дошкольников в сети интернет. | Использование опыта педагогов для подготовки занятий, бесед, творческой деятельности с детьми. |
Работа с детьми Работа с детьми | сентябрь | Тема месяца: «Береги природу». Беседы на тему: «У природы нет плохой погоды». Чтение и обсуждение рассказов К.Паустовского, А.Куприна. Заучивание стихов о природе, рисование природы. | Выставка работ детского творчества «У природы нет плохой погоды». |
октябрь | Тема месяца: «Народные празднования и традиции». Проведение кубанских народных подвижных игр. Подготовка и проведение мероприятия «Кубанская ярмарка» Чтение кубанских народных сказок. | Развлечение, посвященное традициям родного края. Картотека подвижных народных игр. | |
ноябрь | Тема месяца: «Символы России». Беседа на тему: «Народы России», «От улыбки станет всем светлей!» Занятия на тему: «Мамин день!». Проведение народных подвижных игр. Образовательная деятельность на тему: «Мое Отечество-Россия». Изготовление поздравительных открыток ко Дню матери. Чтение сказок народов России. | Выставка работ детского творчества на тему: «Россия-родина моя». Открытки ко дню матери. Видео – проект «Поздравление для мамочки». Картотека поучительных сказок народов России. | |
декабрь | Тема месяца: «Животные - наши друзья». Беседы на темы: «Братья наши меньшие», « Красная книга России». Чтение рассказов о животных Д.Н. Мамин-Сибиряк | Выставка творческих работ «Животные - наши друзья». Кормушки для птиц. | |
январь | Тема месяца: «Человек Земли». Беседы на темы: «Олимпийские игры»; «Яркие победы Отечественных спортсменов»; «Человек - творец». Чтение детям рассказов А.Гайдара. | Видео –проект «Спасем мир вместе» | |
февраль | Тема месяца: «Дружба это не работа…» Образовательная деятельность «Защитники Родины». Беседа на тему: «Дети войны». Подготовка и проведение мероприятия «День защитника Отечества». Изготовление с детьми поздравительных открыток для отцов, дедушек. Чтение былин и сказаний, рассказов о богатырях и воинах. | Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества. Выставка рисунков детей «Солдат на посту». Выставка военной техники и поделок ко Дню защитника Отечества. | |
март | Тема месяца: «Красота спасет мир…» Беседы на темы: «Женщина - звучит гордо», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Зачем нужна вода?». Изготовление с детьми поздравительных открыток для мамы, бабушки. Посадка декоративных кустов и цветов на участке. Чтение детям художественной литературы о женщинах. | Выставка детских работ «Подарок маме». Благоустройство участка группы детского сада. | |
апрель | Тема месяца: «Героические профессии». Беседы «Космические победы нашей страны», «Пасхальные традиции», «Незаметные профессии», «Труд облагораживает человека…» | Коллаж на тему «Космос», «Символы Пасхи», «Важные профессии» | |
май | Тема месяца: «Человек с большой буквы». Участие в социальных акциях, посвященных Дню Победы. Мероприятие на тему: «До свидания, любимый детский сад». Чтение художественных произведений В.П. Катаева. | Выставка работ детского творчества, посвященная Дню победы в Великой отечественной войне. Видео-проект «Прощай, любимый детский сад». | |
Работа с родителями Работа с родителями | сентябрь | Консультация «Вечерняя сказка для детей». Подготовка совместно с детьми поделок на тему «Дары осени». | Выставка творческих работ «Дары осени». |
октябрь | Подготовка совместно с детьми костюмов и реквизита для проведения мероприятия «Кубанская ярмарка». | Проведение тематического мероприятия. | |
ноябрь | Консультация «Берегите душу ребенка». | ||
декабрь | Совместное изготовление с детьми поделок к новогоднему празднику. | Украшение группы к новогоднему празднику. | |
январь | Рекомендации родителям подготовить с ребенком видео-доклад как защитить природу. | Видео –проект «Спасем мир вместе» | |
февраль | Участие в подготовке к празднику «День защитника Отечества». Изготовление с детьми поделок ко Дню Защитника Отечества. | Коллаж «Защитник Отечества». Выставка творческих работ ко Дню Защитника Отечества. | |
март | Участие в благоустройстве участка группы детского сада, проведении субботника, посадки растений. | Благоустройство участка группы. Акция «Посади растение». | |
апрель | Консультация «Кризис семи лет». | ||
май | Рекомендация посетить совместно с детьми первомайскую демонстрацию, Парад Победы. Записать видео-пожелание будущим первоклассникам. Рекомендации участия в акциях, посвященных победе в ВОВ. | Видео-напутствие для будущих первоклассников. Фото-коллаж «Мы помним, любим, гордимся…» | |
Самореализация | апрель | Диагностика нравственной воспитанности детей по методике М.И. Шиловой. | Письменный анализ. |
май | Итоговое мероприятие «Я – человек». | Открытое занятие. | |
май- июнь | Отчёт по теме самообразования. | Письменный анализ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»
План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...
Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью ду...
План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".
План по самообразованию на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье".ВведениеЗадачиФормы работы с родителями, детьми и педагогическим коллективомМетодическая ра...
План самообразования воспитателей по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций, народных праздников и обычаев русского народа» (на 2018 – 2020 учебный год)
План самообразования...
План по повышению профессионального уровня воспитателя на тему: " Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях введения в ФГОС ДОУ"
План по повышению профессионального уровня целью которого является создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями....
План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»...
План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»...