Доклад из опыта работы на тему "Духовно-нравственное, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov_doklad.docx | 26.3 КБ |
prezentatsiya_1_k_dokladu_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.pptx | 86.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
Конечная цель разумного воспитания детей
заключается в постепенном образовании в ребенке
ясного понимания вещей окружающего мира.
Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры
в сознательное стремление к идеалам добра и
правды и, наконец, постепенное образование
твердой и свободной воли.
Н. И. Пирогов (слайд 2)
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по-особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.
Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В последние годы в ДОУ (в том числе ив нашем детском саду) отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество» и «Пасха» , а дети не знают их смысла, обычаев, причин.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
1. Предлагается:
- Познакомить детей с культурой Православия;
- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности. (слайд 3)
3. Цель воспитания:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры. (слайд 4)
4. Задачи:
- Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада.
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. (слайд 5)
5. Предполагаемый результат:
С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов:
- устойчивость навыков поведения;
- сформированность основ ценностных сфер личности;
- стабильность психического развития;
- целостность восприятия мира;
- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;
- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;
- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;
Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. (слайд 6)
6. Трудности:
- Потребность в инструктивных и методических материалах;
- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;
- знания педагогов получены лишь путем самообразования;
- необходимы разработки нормативно-правовой базы;
- подготовка кадров;
- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;
- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников. (слайд 7)
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей.
В нашем поселке родители, в силу своей занятости, рано отдают детей в детский сад, поэтому именно мы, воспитатели, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.
Начать работу в этом направлении мы решили с изучения отношения родителей к данной проблеме. На родительском собрании провели беседу по проблемам духовно-нравственного воспитания. Анализируя мнения родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на их противоречивость, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности.
Конечно, практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей в нашем детском саду не велика, мы только начинаем делать «первые шаги», но уже сейчас нам понятно, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом.
Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
В дальнейшем мы планируем:
- взять на вооружение программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой. Для своей программы авторами были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. (слайд 8)
- большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам, созданию уголка духовно – нравственного воспитания в ДОУ. (Приложение № 1- «Планирование работы по духовно-нравственному воспитанию») – (слад 9
Для этого необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию.
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
В заключение хочу представить Вашему вниманию фото-отчёты о проведении различных мероприятий по данной теме в нашем дошкольном учреждении.
- Фольклорный праздник «Жил был у бабушки серенький козлик»
- «Спасибо деду за победу» - отчёт о работе, посвящённой празднику
«День Победы».
- «Теремок» - отчёт о проведении театрализованной игры
- «В мире животных» - отчёт о фотовыставке по теме недели «Всемирный
день животных»
5. Выставка кукол «Мы вместе» - по теме недели «Единая Россия»
- «Мамина улыбка» - отчёт о реализации проекта по теме недели «Всемирный день матери» (проходит в данное время)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Н . И. Пирогов
Предлагается : - Познакомить детей с культурой Православия; - развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества; - возрождение истинных духовных ценностей российского народа; - упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации; - способствовать всестороннему развитию личности.
Цель воспитания: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Задачи : - Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе досуговой или факультативно-кружковой деятельности детского сада. -Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. -Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. -Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка. -Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. -Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. -Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада .
Предполагаемый результат : С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, мы надеемся достичь следующих результатов: - устойчивость навыков поведения; - сформированность основ ценностных сфер личности; - стабильность психического развития; - целостность восприятия мира; - воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; - формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом; - развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству; Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Трудности: - Потребность в инструктивных и методических материалах; - отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями; - знания педагогов получены лишь путем самообразования; - необходимы разработки нормативно-правовой базы; - подготовка кадров; - отсутствие игр, игрушек и предметных пособий; - отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.
взять на вооружение программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой . Для своей программы авторами были выбраны следующие приоритеты: 1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа. 2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. 4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.
большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам, созданию уголка духовно – нравственного воспитания в ДОУ. «Примерное планирование работы по духовно-нравственному воспитанию » (Приложение № 1)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Нравственно- патриотическое воспитаниедошкольников" "
Доклад по патриотическому воспитанию...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...
Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...