План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
методическая разработка (средняя группа)

Елашкина Елена Владимировна

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы  войти  

в действительность новыми путями,

 может помочь ребёнку узнать мир

 и одарить его воображение». 

Д. Родари.

Актуальность выбранной темы

 

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_23-24.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                  "Детский сад № 45"

 

 

 

План работы по самообразованию

Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

 

 

                                                     Воспитатель Елашкина Е.В.

 

 2023-2024 

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы  войти  

в действительность новыми путями,

 может помочь ребёнку узнать мир

 и одарить его воображение».  

Д. Родари.

Актуальность выбранной темы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

 

 

Проблема

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Цели:

  1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
  2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
  3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
  4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
  5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

  1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
  2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
  4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  7. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

  1. Совместная деятельность с детьми.
  2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

  1. Проведение родительских собраний.
  2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
  3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.

5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.

Образовательные области:

  1. Познавательное развитие.
  2. Речевое развитие.
  3. Художественно – эстетическое.
  4. Физическое развитие.
  5. Социально-коммуникативное.

 

Перспективный план работы

по самообразованию на 2023–2024 гг. по теме: 

 « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

   

   

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.: «Практикум по сказкотерапии».
  2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы»
  3. Иванова И.Э: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей.
  4. Ильин И.: «Духовный мир сказки».
  5.  Руденко А.В. «Игры и сказки, которые лечат»
  6.  Ткач Р.М «Сказкотерапия детских проблем»
  7.   Шорохова  О.А «Играем в сказку»
  8. Макушкина С.В. «Умные игры в добрых сказках»
  9. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога

Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование , подбор диагностического инструментария.

Разработка перспективного плана.

Работа с детьми

Октябрь

 Обзор информации в интернете по изучаемой теме. « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.Оснащение предметно-пространственной среды .

Ноябрь

Изучение темы«Роль народной сказки в развитии речи детей».

 рассматривание иллюстраций сказок.

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками

Декабрь

 

Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Методические приемы:

- Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса  и  заяц»   (в  обр.  А.Н. Толстого),  

 -Дидактическая игра

«Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Обучение составлению сказки.

Январь

Знакомство с инновационными технологиями  «Песочная терапия»

Проигрывание сказок в работе с песком

Развитие самоконтроля, формирования навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом

февраль

«Придумывание сказки» Умение придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки.

Беседы о сказках, о героях.

Март

 . Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Методические приемы:

-Чтение детям сказки: К.И. Чуковский.  «Доктор  Айболит»

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

 Пополнение центра книги терапевтическими сказками с иллюстрациями

Апрель

 Систематизировать знания по приоритетному направлению «Роль сказки в воспитании детей»

Обустроить уголок ряженья.

Работа с родителями

Октябрь

Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Ноябрь

Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством.

Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души».

Декабрь

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками»

Выставка книг. Совместная деятельность родителей, педагога и детей.

Январь

Подготовить консультацию

Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам"

Февраль

Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Создание книжного уголка

Март

Показать презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»

Подготовить  презентацию в распечатанном  виде

Апрель

 Мастер – класс «Что нарисовано на картинке»

Выставка  картин «Добрая сказка».

Май

Самоанализ плана по самообразованию .

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Предполагаемый результат:

-Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды ;

- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

- Знать сказки народов;

- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

- Уметь передавать в  рисунке эпизоды знакомых сказок.


Список литературы:

  1. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис..
  3. Н.А. Сакович  «Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования» (Учебно-методическое пособие) Часть 2. «Сказкотерапевтические технологии», Минск
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии.» /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
  5. В. Гнездилов «Авторская сказкотерапия», СПб.: Речь
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
  7. Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
  8. Запорожец А.В. и др. « Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада». – М., 1985.
  9. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. « Эмоциональная сфера ребёнка»: Теория и практика. - М.,2004.
  10. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Екатеринбург,2004.
  11. Михайлова А.Я. « Современный ребенок и сказка: проблемы диалога». – М., 2002.
  12. Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». - М., 2002. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»

Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...

План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Актуальность выбранной темы 3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию. 4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...

План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы  войти   в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»...