План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
методическая разработка (средняя группа)
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти
в действительность новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».
Д. Родари.
Актуальность выбранной темы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_23-24.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 45"
План работы по самообразованию
Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
Воспитатель Елашкина Е.В.
2023-2024
«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти
в действительность новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».
Д. Родари.
Актуальность выбранной темы
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
- В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
- Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Проблема
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились, а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
Цели:
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.
- Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
- Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
- Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.
- Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.
Для достижения цели я определила, следующие задачи:
- Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.
- Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
- Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.
- Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать, у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.
После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
- Совместная деятельность с детьми.
- Взаимодействие с родителями.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний.
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями.
- Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».
4 Участие родителей в развлечениях и утренниках.
5 Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ.
Образовательные области:
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Художественно – эстетическое.
- Физическое развитие.
- Социально-коммуникативное.
Перспективный план работы
по самообразованию на 2023–2024 гг. по теме:
« Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май |
| Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование , подбор диагностического инструментария. Разработка перспективного плана. |
Работа с детьми | Октябрь | Обзор информации в интернете по изучаемой теме. « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой» | Создание картотеки сказок для работы с детьми.Оснащение предметно-пространственной среды . |
Ноябрь | Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей». рассматривание иллюстраций сказок. | Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками | |
Декабрь |
Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Методические приемы: - Чтение и пересказ детям сказки: «Лиса и заяц» (в обр. А.Н. Толстого), -Дидактическая игра: «Угадай сказку». | Создание картотеки сказок для работы с детьми. Обучение составлению сказки. | |
Январь | Знакомство с инновационными технологиями «Песочная терапия» Проигрывание сказок в работе с песком | Развитие самоконтроля, формирования навыков сотрудничества со сверстниками и педагогом | |
февраль | «Придумывание сказки» Умение придерживаться избранной сюжетной линии в построении сказки. | Беседы о сказках, о героях. | |
Март | . Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка». Методические приемы: -Чтение детям сказки: К.И. Чуковский. «Доктор Айболит» -Прослушивание аудиозаписи сказки. | Пополнение центра книги терапевтическими сказками с иллюстрациями | |
Апрель | Систематизировать знания по приоритетному направлению «Роль сказки в воспитании детей» | Обустроить уголок ряженья. | |
Работа с родителями | Октябрь | Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. | Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». |
Ноябрь | Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. | Консультация «Сказкотерапия или сказочное лечение души». | |
Декабрь | Конкурс с родителями «Книга любимых сказок своими руками» | Выставка книг. Совместная деятельность родителей, педагога и детей. | |
Январь | Подготовить консультацию | Подбор иллюстраций «Книжные иллюстрации к сказкам" | |
Февраль | Акция «Подари детям книгу». Привлечь родителей к созданию книжного уголка. | Создание книжного уголка | |
Март | Показать презентацию «Влияние сказок на психическое развитие ребенка» | Подготовить презентацию в распечатанном виде | |
Апрель | Мастер – класс «Что нарисовано на картинке» | Выставка картин «Добрая сказка». | |
Май | Самоанализ плана по самообразованию . Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Предполагаемый результат:
-Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды ;
- Дети должны знать признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
- Знать сказки народов;
- Выразительно передавать содержание сказок, замечать характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
- Уметь передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
Список литературы:
- Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва
- Вачков И.В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис..
- Н.А. Сакович «Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования» (Учебно-методическое пособие) Часть 2. «Сказкотерапевтические технологии», Минск
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Тренинг по сказкотерапии.» /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь
- В. Гнездилов «Авторская сказкотерапия», СПб.: Речь
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь
- Запорожец А.В. «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника» Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
- Запорожец А.В. и др. « Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада». – М., 1985.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. « Эмоциональная сфера ребёнка»: Теория и практика. - М.,2004.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей». – Екатеринбург,2004.
- Михайлова А.Я. « Современный ребенок и сказка: проблемы диалога». – М., 2002.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры». - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование экологической культуры дошкольников через реализацию проекта «Красная книга»
Цель: Воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы, познакомить детей с животным и растительным миром. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, подве...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Содержание 1. Пояснительная записка 2. Актуальность выбранной темы 3. Нормативно - правовое обеспечение программы по самообразованию. 4. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с...
Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где ...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...
План работы по самообразованию Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Материал для педагогов ДОУ...
План работы по самообразованию Тема: « Духовно-нравственного воспитания дошкольников через знакомство со сказкой»
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»...