«От семени до растения» Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы
проект
«От семени до растения» Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы
(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Опытно – экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ot_semeni_do_rasteniya.docx | 611.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «БУРАТИНО»
_____________________________________________________________________________
457040, Россия, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Парковая, 3А, ул. Куйбышева, 15
тел. 8(35134)4-32-21, тел/факс 8(35134)4-20-12, e-mail:buratino.58@mail.ru, https://ds6-uu.educhel.ru/
ОКПО 71695709, ОГРН 10474111000614, ИНН 7424021261, КПП 742401001
«От семени до растения»
Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы
(в рамках работы муниципальной экспериментальной площадке по теме: «Опытно – экспериментальная работа по формированию экологического воспитания дошкольников»)
воспитатель: Дячина О.В
2019 – 2020 учебный год
Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители и педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта: с марта по апрель.
Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, вместе с родителями подбирают информацию в энциклопедиях, рисуют.
Цель проекта:формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Образовательные задачи:
1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.
3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Воспитательные задачи:
1.Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.
2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Развивающие задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
Желаемый результат:
Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.
Объект исследований:
В качестве объекта исследований выбраны семена культурных растений. Семя - это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.
Проектная идея: Провести интересный эксперимент - посадить траву или фасоль в коробочку из-под диска и наблюдать, как формируются корешки и ростки, вытягиваются стебельки, появляются листочки.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1 Исследование земли.
Беседа: «Узнаем, какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
2 Исследование воды.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).
3 Исследование солнца.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).
4. Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
Опыты
Цель опыта | Содержание опыта |
1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной тканью). Посадить семена – сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. Ростки кабачка регулярно поливать, другие не поливать. |
2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету. |
3. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений | Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в теплое место, другое – в холодное |
4. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений | Два одинаковых растения поместить одно в банку с плотно закрытой крышкой, другое в доступным воздуху месте. |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
- Индивидуальные беседы.
- Предложить родителям подготовить семена фасоли, овёс, семена травы для кошек.
- подготовить почву, коробочки для СД- дисков.
Ожидаемый результат:
• Закрепление и расширение знаний детей о растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
• Экспериментальным путем выяснить:
- как из семян появляется растение;
- влияние благоприятных условий на рост и растений, связь живой и неживой природы.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• С помощью родителей собрали коллекцию семян.
• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
• Изготовлена таблица строения семени фасоли и молодого растения-проростка.
• Сделали подборку дидактических игр «Что сначала, что потом?», «Слова, что растут в огороде» (подбор загадок), «Где посадим семена?», «Найди по описанию»
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
• Дети под руководством воспитателя поместили на дно коробочки 2 ст. л. влажной земли для комнатных растений, смешанной с 1 ч. л. семян травы.
• Закрыли, заклеили скотчем, чтобы коробочка не открылась, но оставили место для полива земли, поставили вертикально на окно.
• в течение 7 дней поливали и наблюдали за процессом. Через 5 выросла трава, через 7 дней выросла фасоль
• Были проведены следующие опыты:
- наблюдения за ростом корневой системы травы во влажном контейнере;
- наблюдения за ростом корневой системы фасоли во влажном контейнере;
- благоприятные условия для выращивания растений из семян (влияние света, тепла, воды на прорастание семян) и рост растений.
• Дети с воспитателем наблюдали за ростом растений, делали фотографии, вели дневник наблюдений. Дети фиксировали наблюдение, делая зарисовки каждый в свой блокнотик: как появляется стебелек над землей, первый листочек, развитие корневой системы.
• В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
• Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
• Воспитатель с детьми оформили огород на подоконнике.
• Обогатили знания детей о быте и труде деревенских жителей.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
•Создан дневник наблюдений ростки в коробке сд-диска с зарисовками наблюдений и записями.
• Пророщены семена различных культурных растений, высажены в почву, проведены опыты о влиянии на жизнь растения благоприятных условий (почва, влага, свет, тепло).
• Посеяли семена бархоток на рассаду для клумбы группового участка.
• Все этапы проекта фотографировались и в результате оформлены в альбом.
Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:
- собраны иллюстрации по теме проекта
- подготовлены наборы семян для изучения
- отобрана познавательная и художественная литература по теме, непосредственно-образовательной деятельности на темы «В мире семян», «Строение семени»
- подготовлены фотоматериалы и дневник наблюдений за ростом семян
- собрана картотека дидактических игр
- подобраны загадки и стихотворения
- подготовлены наглядные пособия
- схемы-описания, алгоритмы деятельности
Итог проекта:
- В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
- У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.
- Сформированы начала экологической культуры у детей: осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
- Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- У детей появилось желание общаться с природой.
Дальнейшие перспективы:
Включить проект в опыт работы и представить его в рамках ГМО.
Список используемой литературы:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88с. («Путешествие в мир природы и развитие речи»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представлений о мире лекарственных растений в процессе проектно-исследовательской деятельности
Совместно с детьми средней группы, родителями воспитанников, музыкальным руководителем был разработан и реализован экологический, познавательно-исследовательский, творческий проект «Природные лекари»....
Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе "Жизнь комнатных растений"
Экологическое образование дошкольников - это не просто дань модному направлению в педагогике, это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознак...
Отчет по инновационной деятельности в МДОУ «ДС №16» «Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности »
Инновационная площадка ДОУТема проекта:"Формирование экологической культуры и самосознания дошкольников в совместной проектно-исследовательской образовательной деятельности"Экологическое вос...
Проектная исследовательская работа для детей старшего дошкольного возраста "Перец-пришелец"
На данный момент польза детских исследований не вызывает сомнений среди педагогов. Современные дети старшего дошкольного возраста уже не обладают шаблонным мышлением и их вопросы все чаще не несут обы...
Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы «От семени до растения. Выращиваем горох»
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека....
Проектно-исследовательская деятельность на тему: “Мир растений и насекомых в Рязанской области”
В настоящее время проблема взаимоотношения человечества со средой существования получает особую актуальность. Причиной тому является набирающий темпы научно-технический прогресс, который неизбежно вед...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"...