Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"
план-конспект занятия (старшая группа)

Бородкина Зоя Николаевна

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelno.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«В маленьком семени прячется растение».



Цель: формирование умений сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена по форме, цвету, величине.

Задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

2. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения.

3. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение).

4. Формировать знания о том, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.

5. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.

6. Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.

Оборудование: демонстрационный воздушный шар, стилизованный под профессора, коробочка с семенами известных детям растений, разные по величине (мак, укроп, горох, фасоль, подсолнух, ...), изображение этих растений, плакат «строение семени», схема посадки растения, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: лупы, фартуки, нарукавники, клеенки, подносы, салфетки, совочки, палочки, лейки, земля, бинт.

Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

Воспитатель (держит письмо):

Кто-то бросил мне в оконце

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку,

За окошко заманил?

- Дети, вам хочется узнать, от кого письмо?

«Здравствуйте, мои юные друзья! Я - профессор Всезнайка, рад вас приветствовать. Я приглашаю вас в свою лабораторию».

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в лабораторию к профессору Всезнайке?

Ответы детей.

Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила:

  • не кричат;
  • не трогают без разрешения оборудование;
  • работают только на своих местах.

Воспитатель: Здравствуйте, профессор Всезнайка!

Всезнайка: Здравствуйте мои юные друзья. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня я хочу вас познакомить с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Лежат она в коробочке. Попробуем угадать, что там находится. Если отгадаем загадку, она откроется, и мы узнаем, что там находится.

Одно бросил, целую горсть взял. Что это?

Дети: Семена.

Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали? Откроем коробочку. Правильно, это семена.Вот они маленькие … живые существа! (Показ семян разных растений).

3. Проведение опытов-экспериментов.

Всезнайка: Дети, давайте рассмотрим семена. Для этого возьмём наши рабочие инструменты – лупы. Расскажите, семена какие?

Дети: Разные - маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.

Всезнайка: Как вы думаете, почему они не похожи?

Дети: Это семена разных растений.

Всезнайка: Да, дети, все семена разные, и все они живые! В каждом семени живет растение! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни».

Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти: семя должно дать росток.

А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: Земля, вода, тепло и свет.

Всезнайка: Скажите, а мы можем эти семена посадить на улице?

Ответы детей.

Всезнайка: Почему?

Ответы детей.

Всезнайка: К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает ранняя весна, еще довольно прохладно. Но можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их на волшебный поднос. На дно подноса выкладываем мягкую перину из бинта и увлажним её. Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться». (Дети подходят и выкладывают семена). Накроем сверху мягким слоем.

А теперь давайте подарим семенам частичку нашего тепла, слегка на них подуем. Пока наши семена согреваются, я предлагаю немного поиграть.

Физминутка «Семена у нас взошли».

Уж ты, семечко-зерно,

Ляжешь в борозду на дно (дети опускаются на корточки)

Ты не бойся, золотое.

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли! (медленно встают вырастают)

Вот весною, в ранний час,

Семена взошли у нас

Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются)

Здравствуй, солнце, это мы! (поднимают руки над головой, машут кистями)

Мал ещё росток – ребёнок (опускают руки вниз)

Только вырос из пелёнок (по очереди наклоняют голову в разные стороны)

(Пока дети играют, меняем подносы с семена, которые были заранее пророщены).

Всезнайка: Дети, пойдёмте - посмотрим, что же происходит с нашими семенами.

Дети рассматривают набухшие семена.

Всезнайка: Проросли семена?

Ответы детей.

Всезнайка: Значит, мы все сделали с вами правильно. У большинства из них появился белый «хвостик». Как вы думаете, что это за белый хвостик?

Предположения детей.

Всезнайка: Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают что они «проснулись», и пора их сажать в землю. Но для начала нужно приготовить мягкую, питательную и влажную почву. Зачем нужна такая почва?

Предположения детей.

Всезнайка: Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но оставалась рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой?

Предположения детей.

Всезнайка: Чтобы семечку и корешкам легче было дышать. Воздух свободно будет проходить к ним.

Семена будем класть по одному в небольшие отверстия, на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю?

Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить.

Вытирают руки салфетками, снимают фартуки занимают свои места.

Всезнайка: Вот и подошла к концу наша встреча. Молодцы, дети, все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умницы!

4. Итог.

Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

Дети: «Будили» семена.

Воспитатель: Что нового мы узнали?

Дети: Семена живые, они дышат.

Воспитатель: Что вам сегодня было легко делать, а что трудно? Что вам больше всего понравилось? Почему?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе

познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...

Занятие и презентация на тему: "В маленьком семени прячется растение".

Знакомство детей с семенами овощных культур. Процесс подготовки семян к посеву и проращиванию....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...

Конспект познавательно-исследовательской дея-тельности в старшей группе «Где прячется крахмал?»

способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека....

Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....