Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"
план-конспект занятия (старшая группа)
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе на тему "В маленьком семени прячется растение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_poznavatelno.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«В маленьком семени прячется растение».
Цель: формирование умений сопоставлять семена и взрослое растение одного вида, отличать семена по форме, цвету, величине.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур, дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.
2. Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения.
3. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение).
4. Формировать знания о том, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.
5. Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.
6. Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.
Оборудование: демонстрационный воздушный шар, стилизованный под профессора, коробочка с семенами известных детям растений, разные по величине (мак, укроп, горох, фасоль, подсолнух, ...), изображение этих растений, плакат «строение семени», схема посадки растения, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: лупы, фартуки, нарукавники, клеенки, подносы, салфетки, совочки, палочки, лейки, земля, бинт.
Предварительная работа: рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель (держит письмо):
Кто-то бросил мне в оконце
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
За окошко заманил?
- Дети, вам хочется узнать, от кого письмо?
«Здравствуйте, мои юные друзья! Я - профессор Всезнайка, рад вас приветствовать. Я приглашаю вас в свою лабораторию».
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в лабораторию к профессору Всезнайке?
Ответы детей.
Воспитатель: Люди, которые работают в лабораториях, соблюдают определенные правила:
- не кричат;
- не трогают без разрешения оборудование;
- работают только на своих местах.
Воспитатель: Здравствуйте, профессор Всезнайка!
Всезнайка: Здравствуйте мои юные друзья. Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня я хочу вас познакомить с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Лежат она в коробочке. Попробуем угадать, что там находится. Если отгадаем загадку, она откроется, и мы узнаем, что там находится.
Одно бросил, целую горсть взял. Что это?
Дети: Семена.
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали? Откроем коробочку. Правильно, это семена.Вот они маленькие … живые существа! (Показ семян разных растений).
3. Проведение опытов-экспериментов.
Всезнайка: Дети, давайте рассмотрим семена. Для этого возьмём наши рабочие инструменты – лупы. Расскажите, семена какие?
Дети: Разные - маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие.
Всезнайка: Как вы думаете, почему они не похожи?
Дети: Это семена разных растений.
Всезнайка: Да, дети, все семена разные, и все они живые! В каждом семени живет растение! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни».
Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти: семя должно дать росток.
А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?
Дети: Земля, вода, тепло и свет.
Всезнайка: Скажите, а мы можем эти семена посадить на улице?
Ответы детей.
Всезнайка: Почему?
Ответы детей.
Всезнайка: К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает ранняя весна, еще довольно прохладно. Но можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их на волшебный поднос. На дно подноса выкладываем мягкую перину из бинта и увлажним её. Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться». (Дети подходят и выкладывают семена). Накроем сверху мягким слоем.
А теперь давайте подарим семенам частичку нашего тепла, слегка на них подуем. Пока наши семена согреваются, я предлагаю немного поиграть.
Физминутка «Семена у нас взошли».
Уж ты, семечко-зерно,
Ляжешь в борозду на дно (дети опускаются на корточки)
Ты не бойся, золотое.
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли! (медленно встают вырастают)
Вот весною, в ранний час,
Семена взошли у нас
Вышли к солнышку из тьмы (потягиваются)
Здравствуй, солнце, это мы! (поднимают руки над головой, машут кистями)
Мал ещё росток – ребёнок (опускают руки вниз)
Только вырос из пелёнок (по очереди наклоняют голову в разные стороны)
(Пока дети играют, меняем подносы с семена, которые были заранее пророщены).
Всезнайка: Дети, пойдёмте - посмотрим, что же происходит с нашими семенами.
Дети рассматривают набухшие семена.
Всезнайка: Проросли семена?
Ответы детей.
Всезнайка: Значит, мы все сделали с вами правильно. У большинства из них появился белый «хвостик». Как вы думаете, что это за белый хвостик?
Предположения детей.
Всезнайка: Вы правильно догадались, конечно, это корешок. Семена показывают что они «проснулись», и пора их сажать в землю. Но для начала нужно приготовить мягкую, питательную и влажную почву. Зачем нужна такая почва?
Предположения детей.
Всезнайка: Воду будем добавлять понемногу, чтобы земля была влажной, но оставалась рыхлой. Почему земля должна быть рыхлой?
Предположения детей.
Всезнайка: Чтобы семечку и корешкам легче было дышать. Воздух свободно будет проходить к ним.
Семена будем класть по одному в небольшие отверстия, на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу расти. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка. Как мы будем класть семечко в землю?
Самое главное не торопиться и сажать аккуратно и бережно. Нужно семена присыпать землей и еще раз полить.
Вытирают руки салфетками, снимают фартуки занимают свои места.
Всезнайка: Вот и подошла к концу наша встреча. Молодцы, дети, все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умницы!
4. Итог.
Воспитатель: Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: «Будили» семена.
Воспитатель: Что нового мы узнали?
Дети: Семена живые, они дышат.
Воспитатель: Что вам сегодня было легко делать, а что трудно? Что вам больше всего понравилось? Почему?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
Занятие и презентация на тему: "В маленьком семени прячется растение".
Знакомство детей с семенами овощных культур. Процесс подготовки семян к посеву и проращиванию....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.Экспериментирование как специально-организованная деятельность с...
Конспект познавательно-исследовательской дея-тельности в старшей группе «Где прячется крахмал?»
способствовать расширению знаний детей о происхождении картофеля и его использования в жизни человека....
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....