Ребенок с СДВГ у группе детского сада
методическая разработка
Гиперактивный ребенок, как утверждают многие специалисты имеет большие компенсаторные возможности. Для того, чтобы они включились необходимо создать специальные условия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_sdvg_v_gruppe.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Как вести работу с гиперактивным ребенком в условиях группы детского сада
Как утверждают специалисты, у гиперактивного ребенка есть большие компенсаторные возможности. Для того, чтобы они включились, необходимы специальные условия:
- Обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без эмоциональных перегрузок.
- Соблюдение режима дня и наличие достаточного времени для сна.
- Соответствующая медикаментозная поддержка.
- Разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, педагогов, психолога, родителей.
- Нейропсихологическая коррекция.
СДВГ у детей способствуют возникновению трудностей в освоении письма, чтения, счета, слабому развитию тонкой моторной координации.
У таких детей наблюдаются беспорядочные неловкие движения. Их постоянная болтовня указывает на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
Им свойственны трудности планирования, слабая психоэмоциональная неустойчивость при неудачах, низкая самооценка, упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность.
Из-за непонимания со стороны окружающих у них формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправимая.
Характерная черта умственной деятельности таких детей- цикличность: продуктивно они могут работать 5-15 минут, затем в течение 3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя.. затем умственная деятельность восстанавливается.
При недостаточном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы «оставаться в сознании».
Для сохранения концентрации внимания он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.
В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие:
- строить работу с ребенком индивидуально (так, чтобы он всегда находился в поле зрения воспитателя)
- включать в режимные моменты физминутки
- направлять его энергию в нужное русло
- чаще хвалить
- обеспечить постоянный режим дня
- не предъявлять завышенных или заниженных требований
- использовать на занятии элементы игры, соревнования
- большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждую из них
- создавать ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны
- строить процесс воспитания на положительных эмоциях
- терпеливо приучать к соблюдению социальных норм поведения и вырабатывать навык общения
Основные направления работы с гиперактивными детьми
- Обучение детей релаксации. Кому-то помогают дыхательные техники. Упражнения на поочередное напряжение и расслабление мышц рук, ног, лица, плеч.
- Создание положительной мотивации и ситуации успеха.
- каждый день ставить перед ребенком цель, которую он может достичь
- усилия, которые он прикладывает для достижения цели , поощряются
- в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с результатом
- при достижении значительных достижений в поведении ребенок получает значимое вознаграждение (банка успехов)
3. Работа над формированием коммуникативной компетентности. Первоначальная работа должна осуществляться индивидуально.
На этом этапе происходит обучение не только слышать, но и слушать инструкции взрослого, проговаривать их вслух, формулировать самому правила поведения на занятиях.
Желательно на этом этапе ввести систему поощрений и наказаний, которая в дальнейшем поможет ему адаптироваться в детском коллективе.
Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности тоже должен происходить постепенно. Сначала в работу игру с малой подгруппой (2-3 ребенка) и только после этого с группой .
В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбуждаться , что приведет к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания. Все занятия желательно проводить в занимательной форме, больше играть.
4. Развитие дефицитарных функций (дефицит внимания, импульсивность, двигательная расторможенность) начинается с одной функции, когда появляются улучшения можно вводить другую. Это связано с тем, что ребенку трудно одновременно быть внимательным, спокойным и не импульсивным.
Пример заполнения таблицы игр для гиперактивного ребенка
Название слабой группы | Индивидуальная игра | Групповая игра |
Внимание | Найди отличия Найди и вычеркни Лабиринты Что изменилось, чего не стало? | Бездомный заяц Найди все Что изменилось, чего не стало? |
Мышечный контроль | «Клубочек, моталочки» «Археологи» «Не урони бобра» «Балансиры» «Штанга» «Насос» «На палубе» | «Сделай так, физкультурники» «Море волнуется» «Штанга» «Насос» «На палубе» |
Импульсивность | «Говори!» «Трям» «Пожалуйста» «Кричу, шепчу, молчу» | «Говори!» «Трям» «Пожалуйста» «Кричу, шепчу, молчу» |
Внимание + мышечный контроль | Послушай тишину «Робот» | Послушай тишину «Робот» |
Внимание +импульсивность | Занимательные картинки: «Архитектор и строители» парные картинки, «Хали-гали» «Скоростные колпачки» | Занимательные картинки, парные картинки, «Хали-гали» «Скоростные колпачки» |
Мышечный контроль+ импульсивность | «Маленькая птичка» «Разговор с руками» Игры с песком, водой | «Маленькая птичка» |
Внимание+ мышечный контроль+ импульсивность | «Колпак мой треугольный» «У оленя дом большой» «У чайника крышечка» | «Светофор» «Колпак мой треугольный» «У оленя дом большой» «У чайника крышечка» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.
В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...
Консультация "Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Воспитание гиперактивного ребенка в условиях логопедической группы детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья.Если в группе находится гиперактивный ребенок, признаки Синдрома дифиц...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада (с использованием здоровьесберегающей технологии «физкультминутка», «артикуляционная гимнастика») «Мы были в гостях у врача»
Конспект совместной деятельности взрослого иребенка....
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада (с использованием здоровьесберегаюещей технологии «подвижная игра», «пальчиковая гимнастика», «артикуляционная гимнастика).
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада (с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика», «дыхательная гимнастика») «Как медвежонок зиме удиви
Конспект совместной деятельности взрослого иребенка...
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка во второй младшей группе детского сада по формированию математических представлений (с использованием здоровьесберегающей технологии «пальчиковая гимнастика», «физкультминутка»)
Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка....
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....