Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_razvitiya_rechi_detey_srednego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста
Цель — выявление уровня развития связной речи.
Задачи:
1. Выявить уровень владения диалогической и монологической речью.
2. Изучить особенности монологической речи в процессе составления описательного рассказа
Методика предъявления задания.
Педагог. Посмотрите, какой необычный герой сегодня к нам пришел (показывает игрушку Лунтика — образ персонажа знакомого мультфильма. Далее беседа с подгруппой детей ведется от имени Лун-тика.)
Лунтик. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Догадайтесь, почему меня зовут Лунтик? Правильно, я прилетел с Луны, поэтому на Земле я многого не знаю. В вашем детском саду я увидел картину с необыкновенными существами. У них мохнатые мордочки острые ушки и четыре ноги. Кто это?
После детских высказываний воспитатель показывает картину «Собака со щенками», «Кошка с котятами» или другую аналогичную картину. Дети высказывают свои предположения, задают уточняющие вопросы, пытаясь выяснить, о ком идет речь. Проводится беседа по картине.
Лунтик. Про кого эта картина?
Как зовут собаку?
Как называются ее детеныши?
Почему собака не убегает?
Чем занимаются щенки?
Какого цвета шерсть у щенка?
Кто из щенков больше нравится? Почему?
Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о нем.
3 балла — инициативно поддерживает беседу на тему, устанавливает связи и может обосновать свое суждение; отвечает четко, развернуто, задает вопросы.
2 балла — отвечая на вопросы, использует форму простого предложения; не проявляет инициативы, затрудняется в установлении причинно-следственных связей и их речевом выражении
1 балл — пассивно участвует в беседе, слушая других и вставлял отдельные слова.
О баллов — в беседе не участвует.
Есть ли у тебя животное дома (у бабушки)? Расскажи о них. Вспомни, каких животных ты видел в зоопарке? Расскажи о каком-нибудь животном.
Если дети знакомы со схемой описательного рассказа, то возможен рассказ по схеме.
3 балла — самостоятельно составляет описательный рассказа
2 балла — описательный рассказ составляет с незначительном помощью взрослого (подсказка слова, формулировки мысли).
1 балл — описательный рассказ составляет по вопросам взрослою.
0 баллов — описательный рассказ составлять отказывается.
Педагог. Лунтик хочет узнать, какие еще животные живут у бабушки в деревне. Вспомни рассказ, который мы читали, и расскажи ему о курочке.
Индивидуальный пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» после предварительного чтения и обсуждения его в подгруппе детей.
3 балла — самостоятельно воспроизводит все смысловые и языковые компоненты текста без нарушения лексико-грамматических норм.
2 балла — пересказывает текст с незначительными сокращениями при минимальной помощи взрослого; наблюдается стереотипность высказываний.
1 балл — пересказывает по вопросам, допуская значительные сокращения, повторы, неадекватные замены.
О баллов — отказывается от пересказа.
Результаты
Высокий уровень – 6-9 баллов
Средний уровень – 4-5 баллов
Низкий уровень – менее 3 баллов
Цель — выявление уровня развития словарного запаса детей.
Задачи:
- Выявить особенности активного словаря детей: умение обозначать словом название предметов, их строение.
- Определить умение использовать в речи обозначения качеств и свойств предметов и материалов, обследовательских действий.
- Выявить возможности использования в речи слов, обозначающих видовые и родовые обобщения.
- Выявить умение использовать слова и выражения, необходимые лия установления отношений с окружающими, — формы вежливою обращения (слова приветствия, прощания, благодарности, приглашения и т. д.).
- Выявить умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы).
Методика предъявления заданий.
Педагог. На Земле Лунтик узнал много новых предметов и даже научился загадывать о них загадки. Посмотри на картинки и попробуй отгадать, о чем загадка: «Есть кабина, кузов, колеса, фара, руль, нужна для перевозки грузов». Что это?
А теперь ты попробуй загадать Лунтику загадки, выбрав предмет на картинке.
Кошка (голова, туловище, лапы, уши, хвост, части морды).
Кукла (части рук, ноги, живот, спина, голова, части лица).
Куртка (рукава, воротник, карман, спина, перед, застежка).
Кастрюля (дно, стенки, ручки, крышка).
Дерево (ствол, корень, ветки, листья, кора).
3 балла — безошибочно называет большинство структурных частей всех предметов.
2 балла — называет 2—3 части предмета или допускает ошибки в названиях.
1 балл — выполняет только одно задание при поддержке взрослого.
0 баллов — не выполняет ни одного задания.
Педагог. Лунтику все интересно на Земле. Он пытается узнать про все предметы, но они такие разные, что он постоянно делает ошибки. Научи Лунтика узнавать свойства предметов.
Однажды вместо сахара он положил в чай соль. Почему Лунтик перепутал? Как узнать вкус; соль это или сахар? Какая на вкус соль? А какой на вкус сахар?
Он сделал себе дом из бумаги. Подул ветер, и дом развалился. Почему? Как узнать — прочный материал или не прочный? Посоветуй Лунтику, из чего лучше построить дом.
Вместо подушки он положил под голову деревянный кубик и всю ночь не мог уснуть. Почему? Как узнать — твердый предмет или мягкий?
3 балла — выполняет все задания: правильно называет обследовательские действия, свойства и качества предметов и материалов, устанавливает причинно-следственные связи и отражает их в речи.
2 балла — самостоятельно называет свойства и качества, затрудняется в обозначении обследовательских действий. Связи устанавливает при поддержке взрослого.
1 балл — выполняет только одно задание при поддержке взрослого или допускает много ошибок при выполнении всех заданий.
О баллов — не выполняет ни одного задания.
Педагог. По твоему совету Лунтик построил прочный дом. Теперь ему нужно сходить в магазины и купить в дом все необходимое. Подскажи, что в каком магазине он может купить.
Что можно купить в мебельном магазине?
В магазине посуды?
В магазине одежды?
Теперь он пошел за продуктами в универсам. Что он купит в отделе «Фрукты»? В овощном отделе? В молочном отделе?
3 балла — правильно выполняет все задания: называет 3 и более предметов на каждое понятие.
2 балла — выполняет все задания, включая в каждое понятие по 1—2 объекта, или допускает 1—2 ошибки.
1 балл — выполняет менее половины заданий.
0 баллов — не выполняет ни одного задания
Педагог. У Лунтика появилось много друзей. Но иногда они на него обижаются, потому что он не знает волшебных слов, которые помогают общаться друг с другом. А ты знаешь такие слова? Научи Лунтика.
Какие слова ты скажешь, если:
— ты пришел в гости или встретил друга... (здравствуйте, добрый день, рад вас видеть, как ты поживаешь?), тебе оказали помощь, услугу (спасибо, благодарю); ты нечаянно кого-либо обидел (извините, простите).
3 балла — выполняет все задания, называя 2—3 варианта фраз.
2 балла — выполняет только 2 задания.
1 балл — выполняет только одно задание при поддержке взрослого.
О баллов — не выполняет ни одного задания.
Педагог. На Земле Лунтик научился очень многому. Он даже узнал, что есть слова с противоположными значениями. А ты знаешь такие слова? Поиграй с Лунтиком в игру «Скажи наоборот».
Скажи наоборот: большой — ... (маленький); чистый — ... (грязный)
3 балла — правильно выполняет все задания.
2 балла — выполняет все задания, но допускает 1—2 неточности.
1 балл – выполняет менее половины заданий
0 баллов – не выполняет ни одного задания
Цель – выявление уровня развития грамматически правильной речи
Задачи:
- Выявить умение составлять и пользоваться простыми и сложно-подчиненными предложениями.
- Изучить возможности самостоятельно пользоваться системой окончании существительных, прилагательных, глаголов для правильного оформления речевого высказывания.
- Определить умение словообразования при помощи приставок
- Выявить умение образовывать множественное число существительных в родительном падеже.
- Выявить умение использовать в речи глаголы повелительного наклонения.
Методика предъявления задания.
Педагог. Лунтик многое умеет делать. Только он забывает слова и не знает, как об этом сказать. Подскажи ему.
Содержание диагностического задания и критерии оценки.
Я умею цветы... (поливать).
Я помогаю обед... (варить).
Я умею пол... (подметать).
Я умею стол... (накрывать).
Я помогаю комнату... (убирать).
3 балла правильно выполняет все задания.
2 балла правильно выполняет 3 задания из 5.
1 балл — правильно выполняет 1—2 задания
О баллов - не выполняет ни одного задания или во всех допускает ошибки.
Педагог. Лунтик умеет делать все наоборот. Отгадай что?
Одеваться и... (раздеваться).
Прибегать и... (убегать).
Закрывать и... (открывать).
3 баяла — правильно выполняет все задания.
2 балла — выполняет все задания, но допускает 1—2 неточности
1 балл — выполняет менее половины заданий.
О баллов — не выполняет ни одного задания.
Лунтик говорит:
У меня один стол.
У меня один стул.
У меня одна кукла.
У меня одна книга.
У меня одно полотенце.
У меня одна расческа.
А мы отвечаем.
А у нас много столов.
А у нас много... (стульев).
А у нас много... (кукол).
А у нас много... (книг).
А у нас много... (полотенец).
А у нас много... (расчесок).
3 балла — правильно выполняет все задания.
2 балла — правильно выполняет 3 задания из 5.
1 балл — правильно выполняет 1—2 задания.
О баллов - не выполняет ни одного задания или во всех допускает ошибки.
Педагог Лунтик любит заниматься физкультурой, а особенно
повторять движения за детьми. Выполни движение и скажи, что надо
сделать Лунтику.
Я бегу, и тебе надо... (бежать).
Я скачу, и тебе надо... (скакать).
Я машу руками, и тебе надо... (махать).
Я присел, и тебе надо... (присесть).
Я сел на стул, и ты тоже... (сядь).
3 балла — правильно выполняет все задания.
2 балла — правильно выполняет 3 задания из 5.
1 балл — правильно выполняет 1—2 задания.
О баллов - не выполняет ни одного задания или во всех допускает ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.
Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной....
Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
Подобран материал для обследования речи, а так же критерии оценивания выполненного задания....
Консультация для родителей средней группы «Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
В консультации описана важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; методы использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка....
План по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
«Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по-настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты» К.С. Станиславский ...
Семинар-практикум для родителей средней группы "Развитие речи детей среднего дошкольного возраста"
Семинар - практикум направлен для повышения компетентности родителей в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, в организации игр и упражнений, направленных на развитие речи детей ...