Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_razvitiya_rechi_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).
Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)
При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.
Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы
Словарь. Выявить умения:
1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.
2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.
3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.
4.Дифференцировать общие понятия.
Грамматика. Выявить умения:
1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).
3.Строить сложные предложения разных типов.
Фонетика. Выявить умения:
1.Дифференцировать пары звуков [з] - [с] ; [ш] - [ж] ; [л] - [р] ; различать твердые и мягкие звуки.
2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.
3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.
Связная речь. Выявить умения:
1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.
2. Составлять описание, повествование или рассуждение.
3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
Ход обследования
I Серия заданий (словарь и грамматика)
1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь?
1) Ребенок правильно объясняет значение слов:(это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги);
2) называет отдельные признаки, действия;
3) называет 1 – 2 слова.
2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?
1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному (глубокая яма, глубокое море);
2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;
3) подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор).
3. Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь?
1) Называет несколько значений этого слова (иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );
2) правильно подбирает два слова;
3) называет одно слово.
4.Какая у ежа игла?(острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые?
1) Ребенок называет несколько предметов(острый нож, острая пила, острые ножницы);
2)правильно подбирает два слова;
3)называет одно слово.
4. Придумай предложение со словом игла.
1) Составляет сложное предложение (Игла нужна, чтобы шить);
2) составляет простое предложение (Иглой делают укол);
3)называет только одно слово .
6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …(оживленный, довольный)»
«Он не просто шел, а…(мчался, несся, летел)»
1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся домой…(грустный ,печальный, обиженный). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….(плелся, тащился, брел)»
1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
2)называет 2 – 3 слова;
3)подбирает только одно слово.
8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»(стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь).
1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет только одно слово.
9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать
1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;
2)подбирает два слова;
3)называет одно слово.
10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?
1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме (зайчонок, зайчата, много зайчат);
2)называет правильно только одну форму;
3)не выполняет задания.
11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят).
1)Ребенок называет все слова правильно;
2)называет два – три слова;
3)говорит одно слово.
12. Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? (лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек)
1)Называет более двух слов;
2)называет два слова;
3)повторяет заданное слово.
13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?
1)Ребенок правильно исправляет все предложения;
2) правильно исправляет два предложения;
3) повторяет предложения без изменения.
II Серия заданий (звуковая культура речи)
1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р’»?(тирг, корова, баран, жираф, леопард).
2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» (железо, жалюзи).
1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;
2)допускает 1- 2 ошибки;
3) не справляется с заданием.
3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.
1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
2)недостаточно четко произносит;
3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.
4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.
1) Ребенок передает заданные интонации;
2)передает только вопросительную интонацию;
3)повторяет повествовательную интонацию.
5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?
1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;
2)отвечает, нарушая ритм;
3)говорит одно слово.
III Серия картинок (связная речь)
1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.(Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах.);
2)рассказывает, опуская начало или конец;
3)перечисляет отдельные качества.
2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
2)рассказывает с помощью взрослого;
3)перечисляет нарисованное на картинках.
3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
2)составляет рассказ с помощью взрослого;
3)не справляется с заданием.
Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.
1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.
2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.
3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.
4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.
Протокол обследования речевого развития ребенка подготовительной к школе группы
_____________________________________________________________
- Словарь и грамматика
№ | Задания | Ответы ребёнка | баллы |
1. | Ты знаешь уже много слов. Что означает слово автобус ,тарелка, обувь?
| ||
2. | Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым? | ||
3. | Что называют словом игла? Какие иглы ты знаешь? | ||
4. | Какая игла у ежа? (острая) Про что мы говорим: острый, острая, острые? | ||
5. | Составь предложение со словом игла | ||
6. | Подбери слова, близкие по смыслу: «бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный ….» «Он не просто шел, а…» | ||
7. | Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой бельчонок, которого обидели вернулся домой……» Обиженный бельчонок не прыгал, не бежал, а….» | ||
8. | Что сделал бы Богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча? | ||
9. | Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать | ||
10. | Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…? | ||
11. | Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы | ||
12. | Где живут звери? (в лесу) Какие слова можно образовать со словом лес? | ||
13. | Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно? | ||
Итог: Уровень: |
2.звуковая культура речи
№ | задания | Ответ ребёнка | баллы |
1. | В названии каких животных слышится звук «р», звук «р »? | ||
2. | Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» | ||
3. | Скажи скороговорку: «тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом | ||
4. | Произнеси фразу «я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь | ||
5. | Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был? | ||
Итог: Уровень: |
3.связная речь
№ | Задания | Ответы ребёнка | Специальные критерии | баллы | |||||
содержательность | структура | грамматика | Способы связей м/у П | Лексические ср-ва | просодика | ||||
1. | Опиши по картинке | ||||||||
Разложи картинки по порядку и составь рассказ | |||||||||
Придумай рассказ или сказку | |||||||||
Итог: Уровень: |
Сводная таблица результатов обследования речевого развития
детей подготовительной к школе группы
№ | Список детей группы | Словарь и грамма тика | зкр | Связ ная речь | Уровень | Примечания |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. | ||||||
11. | ||||||
12. | ||||||
13. | ||||||
14. | ||||||
15. | ||||||
16. | ||||||
17. | ||||||
18. | ||||||
19. | ||||||
20. | ||||||
21. | ||||||
22. | ||||||
23. |
Выводы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО ( в рамках муниципальной экспериментальной площадки « Этнокультурное развитие детей посредством художественной обработки материалов с учетом совреме
1.Расширять представления детей о признаках осени. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить с...
Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста
Подобран материал для обследования речи, а так же критерии оценивания выполненного задания....
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...
Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста
Диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста...
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст, меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...
Проект по развитию речи в старшей группе Развивающая технология «Мнемотехника» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей.Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах худо...