Проект ТВИГИС
проект (средняя группа)
Проблема познавательной инициативы и творческой активности одна из наиболее трудных в педагогике. Развивающемуся обществу нужны люди которые могут самостоятельно добывать необходимые знания, умеют использовать их на практике, творчески мыслить, уметь работать в команде.
Развитие творческой активности и познавательной инициативы детей наш коллектив видит через применение технологии «ТВИГИС», которая была раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной. Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности, и его самыми главными характеристиками, как субъекта становится самостоятельность, активность, инициативность. С целью развития всех этих качеств и создана технология «ТВИГИС» (творчество, игра, исследование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 294.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Масштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдение ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик, в пользу инновационных технологий, которые помогут педагогам раскрыть потенциал и индивидуальность каждого ребенка.
Инновационные технологии – это необходимость, с помощью которой мы совершенствуем педагогический процесс, способствуя всестороннему развитию ребенка. При внедрении и использовании инновационных технологий перед педагогами ставятся такие задачи:
- выявление и развитие индивидуальных способностей воспитанников;
- формирование способности к творческому самовыражению;
- стимулирование активности воспитанников к различным видам деятельности (творческой игровой, познавательной).
Важным отличием инновационной деятельности является то, что педагог не выполняет роль наставника, а сливается с детьми в единое целое в рамках реализации какой-либо задачи. Тем самым педагог предоставляет ребенку больше свободы, что побуждает к большей творческой активности и педагога, и воспитанников.
Новизна
Проблема познавательной инициативы и творческой активности одна из наиболее трудных в педагогике. Развивающемуся обществу нужны люди которые могут самостоятельно добывать необходимые знания, умеют использовать их на практике, творчески мыслить, уметь работать в команде.
Развитие творческой активности и познавательной инициативы детей наш коллектив видит через применение технологии «ТВИГИС», которая была раскрыта Борохович Лемарой Юсуфовной. Ребенок дошкольного возраста является субъектом образовательной деятельности, и его самыми главными характеристиками, как субъекта становится самостоятельность, активность, инициативность. С целью развития всех этих качеств и создана технология «ТВИГИС» (творчество, игра, исследование).
Цель проекта: развитие детского творчества, инициативы и самостоятельности.
Задачи:
- формирование любознательности;
- формирование навыка выбора партнера и продуктивного взаимодействия с ним;
- развитие умения логически и последовательно размышлять над проблемными ситуациями;
- способствовать становлению инициативности, целенаправленности и самостоятельности в собственных действиях.
Гипотеза проекта: применение технологии «ТВИГИС» позволит повысить детскую инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности по собственному выбору детей; создать мотивационную среду для развития творческого мышления дошкольников за счет использования коврографа Воскобовича, блоков Дьенеша, конструкторов «Lego», световых столов с подсветкой для рисования песком.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный – сентябрь 2019 г.
- Основной – октябрь 2019 г. – апрель 2020 г.
- Заключительный – май 2020 г.
Описание технологии «ТВИГИС».
Методика работы применения этой технологии очень проста, и очень продуктивна.
Технология «ТВИГИС» состоит из модели шести вопросов.
На первом этапе педагог работает совместно с воспитанниками: создает проблемную ситуацию, в ходе беседы помогает поставить цель и сформировать «картину» происходящего действия. Для воспитанников главными помощниками являются смайлики-картинки, каждая картинка-смайлик символизирует определенный вопрос. Смайлики помогают воспитанникам запомнить вопросы и алгоритм действий.
Пример проблемной ситуации с применением технологии «ТВИГИС» для развития детского творчества, инициативы и самостоятельности.
«Новая ферма для козочки Маруси и ее друзей»
Жила-была на свете одна козочка. Больше всего на свете козочка –Маруся любила бегать по холмам, играть со своими друзьями: собачкой Жучкой, курочкой Веселушкой, хрюшкой Соней. Ферма, где жила козочка со своими друзьями располагалась в низине, холмы же раскинулись со всех сторон, покрытые вкусной зеленой травкой и пушистыми елочками и сосенками. Из-за холмов выглядывало утром игривое солнышко, а между холмами пряталось оно вечером, когда всем животным полагалось заходить в свои сарайчики на ночлег.
Маруся помнила, как еще совсем недавно резвились они всем стадом на склонах, перебегали через деревянный мосток над шумной рекой. Но с тех пор, как повадились в их леса злые волки, хозяйке фермы пришлось переехать. Трудно было смириться молодой и резвой козочке с унылой жизнью на одном берегу. Ребята, давайте мы все вместе поможем козочке Марусе и ее друзьям.
- Что мы знаем о жизни на ферме? Животные живут в сараях, загонах.
- Что мы хотим узнать? Как можно построить новую ферму.
- Что нам сделать, чтобы узнать? Посмотреть схемы построек фермы, просмотреть картинки.
- Чему мы хотим научиться? Хотим научиться строить ферму из различных материалов.
- С кем вы хотите построить новую ферму? Я хочу построить ферму с Сашей.
- Как у нас это получилось сделать? Очень здорово. Обязательно расскажем друзьям, как помогли животным и построили новую ферму.
Планируемые результаты.
Основными результатами реализации технологии развития инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «ТВИГИС» являются:
-развитие детских интересов;
-формирование любознательности и познавательной мотивации;
-формирование активной деятельностной позиции;
-становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
-формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности;
-развитие креативности и творческого мышления;
-развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
-развитие инициативы и самостоятельности.
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Ирина Волкова
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного воспитания отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности».
Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. На этом фоне всесторонний объективный анализ современных тенденций развития дошкольного образования позволяет выделить особо актуальные понятия: самостоятельность и инициативность дошкольников.
Инициатива – (от латинского initium - начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях
(Советский энциклопедический словарь)
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности.
2) Продуктивные виды деятельности.
ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).
В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
3) Самоорганизованная деятельность.
САМООРГАНИЗАЦИЯ — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. Поэтому очень важно создавать условия и предоставлять достаточно времени для активной самостоятельной деятельности детей.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно –развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
4) Трудовая деятельность.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д. Б.).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
5) Метод «проектов».
Применение “метода проектов” способствует социальному воспитанию детей (пониманию необходимости социального приспособления людей друг к другу: умение договариваться, откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, принимать чужую точку зрения как требующую понимания).
При проблемном обучении ребенок систематически включается в поиск решения новых для него вопросов и ситуаций, вызывающих интеллектуальное затруднение, происходит активизация мыслительной деятельности, формирование подвижности и вариативности мышления. Проблемная ситуация служит также и мотивационным условием, и эмоциональным средством воздействия на личность ребенка.
6) Развитие коммуникативных качеств.
В процессе развития коммуникативных качеств.
Система игровых упражнений и заданий на развитие у детей коммуникативных способностей состоит из четырёх блоков:
1. развиваем умение сотрудничать;
2. развиваем умение активно слушать;
3. развиваем умение самостоятельно высказываться;
4. развиваем умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Главные принципы по развитию самостоятельности и инициативности:
1. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки, будет более понятна ребенку.
2. Объем и содержание обязанностей сформулировать максимально конкретно. Например, «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
3. Стараться объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
В то же время, психологи давно установили, что каждому возрастному периоду соответствует своя «ведущая деятельность» – то есть сфера интересов, которая на данный момент важна ребенку, и где он пытается проявить себя.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности. Например, взрослые часто пресекают попытки детей выполнить какое-либо действие, например, подмести пол. Потому что знают, что вместо желанной чистоты в помещении будут клубы пыли. Выходит, еще один способ развития самостоятельности – тренировка конкретных навыков.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность, инициативность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твигис -Методика с моделью шести вопросов
Данная презентация поможет познакомить педагогов и родителей с даннной методикой....
Презентация опыта работы по теме "Не обижайте муравья" с использованием технологии Твигис
Мы много раз слышали, что НЕЛЬЗЯ ОБИЖАТЬ МУРАВЬЁВ… Нас заинтересовало - ПОЧЕМУ?...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/26/picture-1177613-1582714711.jpg)
консультация для педагогов "Педагогическая технология "ТВИГИС"
Консультация для педагогов "Педагогическая технология "Твигис"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/21/picture-1291571-1605971695.jpg)
презентация твигис
применение технологии «ТВИГИС» позволит повысить детскую инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности по собственному выбору детей; создать мотивационную среду для развития тв...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/01/picture-1046742-1604246877.jpg)
«Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»
Презентация по теме: «Образовательная технология «Твигис» как метод поддержки детской инициативы у детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/04/picture-1326814-1617545094.jpg)
Развитие детской инициативы и самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста средствами технологии «ТВИГИС»
Vасштабные изменения, реализуемые в системе образования с учетом и соблюдением ФГОС, обуславливают необходимость отказа от стандартных и привычных практик в пользу инновационных технологий, которые по...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-1052975-1535853897.jpg)
Консультация для воспитателей. Педагогическая технология "ТВИГИС", способствующая поддержке детской инициативы.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.ФГОС...