консультация для педагогов "Педагогическая технология "ТВИГИС"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чистова Галина Николаевна

Консультация для педагогов "Педагогическая технология "Твигис"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvigis.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Педагогическая технология «ТВИГИС», способствующая поддержке  детской инициативы.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу разные инновационные технологии, которые помогают педагогам достичь определенных целей в развитии личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим о педагогической технологии "ТВИГИС" и её эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале вспомним, что же означает сам термин "технология" .

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагог идет в ногу со временем и в педагогическом процессе наши инструменты усовершенствуются и помогают нам быстрее и качественнее получать результат нашей деятельности.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

ТВИГИС - что это?

Творчество, игра и познавательно-исследовательская деятельность – три кита разработанной педагогической технологии, они способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост. Эта технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Педагог, пользуясь ТВИГИС развивает и обучает ребенка через творчество, игру и исследование.

Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.

Цель разработки и внедрения технологии конкретизируется в решении следующих задач:

дидактические: формировать любознательность и познавательную мотивацию;

развивающие: развивать инициативу и самостоятельность мальчиков старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам;

воспитательные: формировать навыки позитивного взаимодействия с партнерами по деятельности;

социализирующие: способствовать становлению самостоятельности, инициативности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Концептуальная основа.

В основу технологии положены структура деятельности по А.Н. Леонтьеву и структуру инициативности по Т.С. Борисовой. На их основе была разработана модель «Шесть вопросов», направленная на развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам. Вопросы носят конструктивно-поисковый характер, помогают ребенку дошкольнику самостоятельно ставить цель и планировать свои действия для ее достижения.

Формирование инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.

Методика работы с моделью «Шесть вопросов

На этапе знакомства с моделью воспитатель действует совместно с ребенком: ведет разговор на интересную для мальчика-дошкольника тему в форме познавательной беседы, создает проблемные ситуации, помогает поставить цель и разработать план действий, при необходимости участвует в деятельности, вместе с ребенком осмысливает ее ход и результаты, достижения воспитанника.

В работе с дошкольниками используется специально разработанная наглядная модель со смайликами , которые помогают детям запомнить вопросы и алгоритм действий.

Наглядная модель «Шесть вопросов» для детей дошкольного возраста

 Например, рассматривая глобус, воспитатель ставит проблемную ситуацию перед мальчиком: «На Земле пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный, Ледовитый и Южный. Какой из самый большой? Рассмотри глобус, карту мира и попробуй найти его.

Ты нашел правильно. Это Тихий океан".Далее начинается работа со смайликами и вопросами.

1.

"Что я знаю?

-Тихий океан самый большой.

-Можно доплыть на корабле.

-На луну можно полететь

2.

Что я хочу узнать? 

-Сколько времени потребуется, чтобы доплыть до океана?

-Какие животные, рыбы обитают в тихом океане?

- Какая вода в океане?

(Соленая, пресная)

- Как долететь до луны? Сколько времени можно там пробыть?

3.

Что сделать, чтобы узнать?

 -У кого?

-Каким способом?

-Кто подскажет?

-У кого спросить?

Можно посмотреть энциклопедию, обсудить различные виды кораблей (космический, водный), рассмотреть иллюстрации , определить место приземления, или пребывания. Вспомнить мультфильмы, рассказы , расспросить других ребят в группе.

4.

Чему я хочу научиться?

- Хочу научиться конструировать космический корабль, военный корабль из LEGO-конструктора либо других пособий.

5.

С кем я хочу это сделать?

С Ваней.

С ребятами в группе.

6.

Как у меня получилось?

– Здорово, покажу другим детям и организую игру

Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и мальчик определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы. Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: «Что я хочу узнать о Тихом океане?, «Что сделать, чтобы узнать?». Для мальчиков характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах. Совместное планирование работы осуществляется в соответствии с принципами открытости, диалогичности, рефлексивности.

Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей: можно вносить любое предложение, творчески перерабатывать идеи и предложения родителей, педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации. При этом дети имеют право не участвовать в деятельности, которую инициировали; в качестве результата представлять то, что именно они считают своим достижением; принимать решение о продолжении или завершении работы в другое время и т.д.

Принцип диалогичности реализуется в совместном обсуждении предстоящей работы, цели и плана действий по ее достижению. Каждый участник имеет право высказаться по поводу организации деятельности, перспектив ее продолжения, содержании, полученного результата и пр. все аргументы будут услышаны.

Принцип  рефлексивности предполагает обращение ребенка к осмыслению опыта деятельности и, подчеркивает Л.В. Свирская, «является основой для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата и саморегуляция поведения».

Планируемые результаты. Основными результатами реализации технологии развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста «ТВИГИС» являются:

развитие детских интересов;

формирование любознательности и познавательной мотивации;

формирование активной деятельностной позиции;

становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности;

развитие креативности и творческого мышления;

развитие уверенности в себе, повышение самооценки;

развитие инициативы и самостоятельности.

Диагностический инструментарий представлен в виде дневника наблюдений за проявлениями инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста . В качестве критериев оценки используются показатели развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста. Воспитатель делает краткие записи об особенностях развития показателей. Уровень проявления инициативы и самостоятельности может также фиксироваться с помощью маркеров (Д – достаточный, БД - близкий к достаточному, Н – недостаточный) на начало и конец года. Следуя принципу вариативности дошкольного образования, педагоги дошкольных образовательных организаций имеют возможность выбора образовательных программ, методик и технологий с целью эффективного решения образовательных задач. Важную роль при этом играет учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников и их полоролевых различий. Технологии полоролевого воспитания детей дошкольного возраста помогут педагогам в реализации полоролевого подхода в образовательном пространстве современного детского сада.

1 . Что я знаю? 2. Что я хочу узнать?

3. Что сделать, чтобы узнать? 4.Чему хочу научиться?

5.С кем хочу это сделать? 6. Как у меня получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....