консультация для педагогов "Педагогическая технология "ТВИГИС"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для педагогов "Педагогическая технология "Твигис"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvigis.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов: «Педагогическая технология «ТВИГИС», способствующая поддержке детской инициативы.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу разные инновационные технологии, которые помогают педагогам достичь определенных целей в развитии личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию ФГОС.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Сегодня мы поговорим о педагогической технологии "ТВИГИС" и её эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале вспомним, что же означает сам термин "технология" .
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагог идет в ногу со временем и в педагогическом процессе наши инструменты усовершенствуются и помогают нам быстрее и качественнее получать результат нашей деятельности.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
ТВИГИС - что это?
Творчество, игра и познавательно-исследовательская деятельность – три кита разработанной педагогической технологии, они способствуют развитию у детей инициативы и самостоятельности, естественным образом стимулируют их проявление и рост. Эта технология полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Педагог, пользуясь ТВИГИС развивает и обучает ребенка через творчество, игру и исследование.
Цель технологии: развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.
Цель разработки и внедрения технологии конкретизируется в решении следующих задач:
дидактические: формировать любознательность и познавательную мотивацию;
развивающие: развивать инициативу и самостоятельность мальчиков старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам;
воспитательные: формировать навыки позитивного взаимодействия с партнерами по деятельности;
социализирующие: способствовать становлению самостоятельности, инициативности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Концептуальная основа.
В основу технологии положены структура деятельности по А.Н. Леонтьеву и структуру инициативности по Т.С. Борисовой. На их основе была разработана модель «Шесть вопросов», направленная на развитие инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности по интересам. Вопросы носят конструктивно-поисковый характер, помогают ребенку дошкольнику самостоятельно ставить цель и планировать свои действия для ее достижения.
Формирование инициативности при реализации технологии активизирует переход деятельности ребенка, которая организована совместно со взрослым, в самодеятельность.
Методика работы с моделью «Шесть вопросов
На этапе знакомства с моделью воспитатель действует совместно с ребенком: ведет разговор на интересную для мальчика-дошкольника тему в форме познавательной беседы, создает проблемные ситуации, помогает поставить цель и разработать план действий, при необходимости участвует в деятельности, вместе с ребенком осмысливает ее ход и результаты, достижения воспитанника.
В работе с дошкольниками используется специально разработанная наглядная модель со смайликами , которые помогают детям запомнить вопросы и алгоритм действий.
Наглядная модель «Шесть вопросов» для детей дошкольного возраста
Например, рассматривая глобус, воспитатель ставит проблемную ситуацию перед мальчиком: «На Земле пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный, Ледовитый и Южный. Какой из самый большой? Рассмотри глобус, карту мира и попробуй найти его.
Ты нашел правильно. Это Тихий океан".Далее начинается работа со смайликами и вопросами.
1. | "Что я знаю? | -Тихий океан самый большой. -Можно доплыть на корабле. | -На луну можно полететь |
2. | Что я хочу узнать? | -Сколько времени потребуется, чтобы доплыть до океана? -Какие животные, рыбы обитают в тихом океане? - Какая вода в океане? (Соленая, пресная) | - Как долететь до луны? Сколько времени можно там пробыть? |
3. | Что сделать, чтобы узнать? | -У кого? -Каким способом? -Кто подскажет? -У кого спросить? Можно посмотреть энциклопедию, обсудить различные виды кораблей (космический, водный), рассмотреть иллюстрации , определить место приземления, или пребывания. Вспомнить мультфильмы, рассказы , расспросить других ребят в группе. | |
4. | Чему я хочу научиться? | - Хочу научиться конструировать космический корабль, военный корабль из LEGO-конструктора либо других пособий. | |
5. | С кем я хочу это сделать? | С Ваней. С ребятами в группе. | |
6. | Как у меня получилось? | – Здорово, покажу другим детям и организую игру |
Выкладывая один за другим смайлики-помощники, воспитатель и мальчик определяют стратегию дальнейших действий при поиске ответов на вопросы. Ребенок может выбрать партнера по деятельности. Содержание деятельности будет зависеть от ответа на второй и третий вопросы: «Что я хочу узнать о Тихом океане?, «Что сделать, чтобы узнать?». Для мальчиков характерно выдвижение нестандартных идей, способов решения проблемных ситуаций. Поэтому воспитателю нужно всячески поощрять креативность и творческий подход ребенка к деятельности, создавать мотивацию достижения. Ребенок должен видеть конкретную цель и быть уверен в своих силах. Совместное планирование работы осуществляется в соответствии с принципами открытости, диалогичности, рефлексивности.
Принцип открытости реализуется за счет безусловного признания выдвинутых детьми идей: можно вносить любое предложение, творчески перерабатывать идеи и предложения родителей, педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации. При этом дети имеют право не участвовать в деятельности, которую инициировали; в качестве результата представлять то, что именно они считают своим достижением; принимать решение о продолжении или завершении работы в другое время и т.д.
Принцип диалогичности реализуется в совместном обсуждении предстоящей работы, цели и плана действий по ее достижению. Каждый участник имеет право высказаться по поводу организации деятельности, перспектив ее продолжения, содержании, полученного результата и пр. все аргументы будут услышаны.
Принцип рефлексивности предполагает обращение ребенка к осмыслению опыта деятельности и, подчеркивает Л.В. Свирская, «является основой для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений, субъекта познания. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности в каких-либо видах деятельности, о предстоящих перспективах или трудностях. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата и саморегуляция поведения».
Планируемые результаты. Основными результатами реализации технологии развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста «ТВИГИС» являются:
развитие детских интересов;
формирование любознательности и познавательной мотивации;
формирование активной деятельностной позиции;
становление целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
формирование навыков позитивного взаимодействии с партнерами по деятельности;
развитие креативности и творческого мышления;
развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
развитие инициативы и самостоятельности.
Диагностический инструментарий представлен в виде дневника наблюдений за проявлениями инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста . В качестве критериев оценки используются показатели развития инициативы и самостоятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста. Воспитатель делает краткие записи об особенностях развития показателей. Уровень проявления инициативы и самостоятельности может также фиксироваться с помощью маркеров (Д – достаточный, БД - близкий к достаточному, Н – недостаточный) на начало и конец года. Следуя принципу вариативности дошкольного образования, педагоги дошкольных образовательных организаций имеют возможность выбора образовательных программ, методик и технологий с целью эффективного решения образовательных задач. Важную роль при этом играет учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников и их полоролевых различий. Технологии полоролевого воспитания детей дошкольного возраста помогут педагогам в реализации полоролевого подхода в образовательном пространстве современного детского сада.
1 . Что я знаю? 2. Что я хочу узнать?
3. Что сделать, чтобы узнать? 4.Чему хочу научиться?
5.С кем хочу это сделать? 6. Как у меня получилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....