ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (подготовительная группа)

Елена Адамовна Пасько

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. В ФГОС ДО на этом сделан особый акцент. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, что закладывается в раннем детстве и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. [1]

В связи с этим перед педагогами ДОО встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения на  ранней стадии его развития. На современном этапе для обеспечения качественного дошкольного образования значительное внимание уделяется художественно-эстетическому развитию ребёнка-дошкольника. При этом, чем раньше обеспечивается систематическое включение детей в  изобразительную деятельность, тем быстрее ребенок осваивает навыки и умения, необходимые ему для творческого отображения реальной действительности. [2]

На сегодняшний день наше дошкольное учреждение строит свою образовательную деятельность с учетом новых требований, в том числе связанных с применением интерактивного оборудования. Использование информационно–коммуникационных технологий в дошкольном образовании является одним из актуальных вопросов современной дошкольной педагогики.

Педагоги нашего дошкольного учреждения идут в ногу со временем, изучают возможности применения и включения в образовательный процесс ДОУ информационных технологий.

Использование на занятиях и в совместной деятельности интерактивного оборудования дает возможность перейти к такому способу обучения дошкольников, где воспитанники выступают активными субъектами обучения.

Интерактивные задания, включаемые в образовательную деятельность, увеличивают эффективность освоения представляемого материала, повышают мотивацию детей к получению новых знаний, развивают познавательную активность и творческий потенциал.

Одним из основных средств интерактивного оборудования в нашем дошкольном учреждении является интерактивная доска. Наши педагоги осваивают возможности использования интерактивной доски в разных направлениях развития дошкольников.

Широкий спектр возможностей использования интерактивной доски открывается на занятиях художественно-эстетического направления. [3]

Применение в работе с детьми интерактивной доски позволяет превратить процесс обучения в увлекательную игровую деятельность, в которой дошкольники становятся главными участниками. В этом случае при выполнении игровых заданий дети сначала взаимодействуют с воспитателем, а затем уже самостоятельно выполняют упражнения с помощью педагога.

Представленный на интерактивной доске в игровых заданиях изучаемый материал вызывает неподдельный интерес детей, а дополнительное включение звуковых сигналов, музыки, мультипликационного содержания помогает дольше удерживать внимание дошкольников.

Применение и выполнение интерактивных заданий повышает у детей умение пользоваться символами на панели управления, развивает креативные способности, позволяет перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному. Творческие игровые задания с использованием интерактивной доски помогают педагогам разнообразить и усовершенствовать образовательную и совместную деятельность, наполнить её положительными эмоциями, которые влияют на непосредственное освоение материала. [2]

Работа с интерактивной доской по художественно-эстетическому развитию детей строилась поэтапно:

Первый этап: знакомство детей с интерактивной доской, игровое обучающее занятие «В гости к Фиксику», в ходе которого педагог представил дошкольникам комплектацию интерактивного оборудования («Волшебный карандаш» - стилус, ноутбук, интерактивная доска, проектор).

Второй этап: знакомство с моделью панели управления графического редактора. Сначала с помощью дидактической игры дети учатся пользоваться стилусом, узнают функции клавиш: цвет, толщина линий и т.д. На следующих занятиях происходит непосредственная работа на интерактивной доске в графическом редакторе с использованием панели и стилуса. Дети учатся действовать и ориентироваться на большом поле доски.

Третий этап: использование в образовательном процессе с детьми разных видов и форм работы:

1) Дидактические игры и игровые упражнения на восприятие цвета, формы, перспективы изображения и т.д. Например, в дидактической игре «Подбери деревьям плоды соответствующего цвета» ребёнку предлагается выбрать плод по цвету и провести стилусом линию. В качестве усложнения задания, можно выбрать цвет линии. В дидактической игре «Подскажи, кому принадлежат следы?» дети подбирают следы к каждому животному. В игре «Подбери листочек дереву» ребёнок с помощью стилуса должен перенести соответствующую картинку к виду дерева.

Детям очень интересно выполнять задания, по мере выполнения которых, с помощью звукового сигнала или изображения (анимации) происходит оценка правильности решения задания. Например, в игре «Найди картину художника», дети выбирают знакомую картину. Если задание выполнено правильно, дети слышат аплодисменты или видят одобряющий знак. Дидактическая игра «Дальше – мельче, ближе – крупнее» позволяет закрепить законы перспективы. Игровое упражнение «Составь рисунок» помогает детям запомнить последовательность изображения животных.

2) Свободное рисование. Занятия по свободному рисованию помогают детям ориентироваться на плоскости, проявить творчество, самостоятельно пользоваться графическим редактором и панелью управления: выбирать цвет, толщину линий, фон, заливку. Используя яркие цветные изображения, перемещая картинки, составляя узоры из отдельных частей и элементов декоративных росписей, дети включаются в непосредственный процесс «живого» обучения. Такие игровые упражнения и задания помогают осваивать изучаемый на занятии материал более эффективно, нежели при использовании картинок и иллюстраций.

3) Медиатека. Использование медиатеки включает в себя:

- Зрительный ряд: репродукции картин знаменитых художников, портреты художников, изображения предметов быта (гжельская посуда, расписные доски, дымковская игрушка и т.д.). Преимущество использования зрительного ряда заключается в том, что дети могут увидеть и рассмотреть картины в большом масштабе. Кроме этого, у педагога есть возможность показать детям большее количество репродукций и предметов декоративно-прикладного искусства, используя возможности сети Интернет.

- Виртуальные экскурсии. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно.

Виртуальные экскурсии позволяют совершать путешествия с детьми в знаменитые галереи мира, в художественные мастерские, в природные заповедные места. Например, отправляясь «в гости» в гончарную мастерскую, дети видят непосредственный процесс создания и обработки глиняной посуды, что повышает интерес к созданию предметов искусства. Преимущество виртуального путешествия в природные заповедные места в том, что дети могут услышать звуки природы, увидеть смену времен года, явлений природы (северное сияние, гроза, извержение вулкана, радуга). Такая экскурсия позволяет более красочно видеть и ощущать мир вокруг себя.

4) Использование Интернет-ресурсов (подборка музыкального сопровождения, наглядного и демонстрационного материала к занятиям, игровых заданий, развивающих и дидактических игр и т.д.

При помощи Интернет-ресурсов педагоги подбирают музыкальную композицию, соответствующую теме конкретной образовательной ситуации: произведения классиков или современные произведения, мелодии и песни из детских сказок и мультфильмов. На наш взгляд музыкальные образы вносят гармоничность в художественно-эстетическое воспитание детей. Например, в ходе совместной деятельности педагог с помощью Интернет-ресурсов дает детям возможность работать в онлайн–раскрасках «Картины великих художников». Детям дается маленький образец в цвете и сама раскраска. Раскрашивая репродукции известных всему миру картин, дети знакомятся с творчеством великих художников.

5) Использование презентации в программе PowerPoint.

Разработанные в соответствии с темой занятия презентации позволяют представить весь материал в нужной последовательности, при необходимости вернуться к необходимым слайдам. Тематические презентации педагоги используют при ознакомлении с творчеством художников, с различными жанрами изобразительного искусства, видами декоративно-прикладного искусства, национальными предметами быта, а также с сезонными явлениями природы.

С момента появления интерактивного оборудования в нашем дошкольном учреждении педагогами создана электронная копилка рабочего материала в области художественно- эстетического развития детей: презентации, дидактические игры, слайд-шоу, список ссылок на Интернет-ресурсы и другие материалы, соответствующие «Календарю жизни ДОУ».

Наш опыт использования интерактивной доски в образовательном процессе достаточно небольшой. Однако мы с уверенностью можем утверждать, что применение интерактивных игр и упражнений, а также активное использование Интернет-ресурсов на занятиях художественно – эстетической направленности и в совместной деятельности педагогов с детьми способствует развитию творческих способностей воспитанников, повышению познавательной активности и положительной мотивации к овладению новыми знаниями. Копилка созданных нами тематических подборок интерактивных игр, виртуальных путешествий, презентаций помогает творчески подойти к планированию и организации образовательного процесса.

 

Список литературы

Астахова, Я., В.. Современные тенденции художественно-эстетического образования и воспитания детей и молодежи /Я.В.Астахова – Липецк: Альма-матер, 2019

Белоусова, Е.,В.. Инновации в образовательной деятельности: теория и практика художественно-эстетического развития дошкольников/ Е.В.Белоусова – М., 2020

Тугушева, Г., П.. Использование информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовательном учреждении / Г.П. Тугушева - Дошкольная педагогика. — 2017 — № 8

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома тема "Ягодки рябины"

Цель: закрепление умения рисовать тычком, заканчивая изображение; располагать изображение в ограниченной плоскости, воспитание бережного отношения к птицам, желание о них заботится....

Методические рекомендации по организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста дома «Салют в честь Дня Победы»

Цель: Сформировать знания у детей о празднике День Победы.  Задачи:1. Сформировать у детей первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне и о празднике «День Победы»....

"Пирожки пшеничные" конструкт организации образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию (лепка) с детьми 7-го года жизни

Конструкт НОД "Пирожки пшеничные" по художественно - эстетическому развитию детей 7 - го года жизни (беседа, загадки, решение проблемной ситуации, лепка из соленого теста - изготовление атри...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ДОУ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Применение и выполнение интерактивных заданий повышает у детей умение пользоваться символами на панели управления, развивает креативные способности, позволяет перейти от наглядно-образного мышления к ...

"Поможем Маше слепить пирожки" конструкт организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) с детьми 7-го года жизни

Конструкт организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (лепка) с детьми 7-го года жизни "Поможем Маше слепить пирожки"...