Тренинг для воспитателей "Детские конфликты у младших дошкольников"
материал
На тренинге подробно разбираются причины детских конфликтов в младших группах и способы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskie_konflikty.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для воспитателей групп раннего возраста
«Детские конфликты»
Необходимо привлечь внимание педагогов к проблеме детских конфликтов.
Как педагог может помочь детям в этой ситуации?
Задачей тренинга является проработка оптимальных способов решения детских конфликтов.
1-й этап. Выявление причин детских конфликтов и поиск возможных способов их решения
Предлагаю участникам группы вспомнить различные случаи детских конфликтов, с которыми им приходилось сталкиваться в работе. Это могут быть такие: ребенок забирает у ровесника игрушку; ребенок ощупывает, лезет в глаза, тянет за одежду второго ребенка, ребенок отталкивает ровесника от взрослого; ребенок проявляет немотивированную агрессию (бьет, тянет за волосы, щипает); ребенок отказывается решать конфликт с ровесником, отказывается мириться (толкает, отталкивает, плачет).
Затем воспитателям предлагается определить причины перечисленных конфликтов. В случае затруднения психолог объясняет, что конфликты со сверстниками могут быть обусловлены различными причинами, в основе которых положены особенности отношения детей раннего возраста к людям и предметам, которые его окружают. Главными для них являются не стремление к общению со взрослыми, а к обследованию предметов. Ровесник сначала часто воспринимается ребенком как «помеха» в реализации этих стремлений или рассматривается как объект, интересный для исследования. А в тех случаях, когда дети пытаются сделать что-то вместе, им не хватает навыков взаимодействия с равным партнером.
Исходя из этого, приведенные примеры могут быть соотнесены с выделенными причинами: ребенок рассматривает сверстника как препятствие в общении с взрослым; ребенок относится к сверстнику как к интересной, новой игрушке; ребенок хочет общаться или играть вместе со сверстником, но не умеет взаимодействовать с ним.
Психолог предлагает участникам группы рассказать о своих удачах и неудачах в попытках наладить детские конфликты. На доске записываются все предложенные варианты и выбираются для анализа конкретные ситуации.
Пример: Трехлетний Петя играется машиной. Его ровесник Юра сначала наблюдает за его игрой, потом подходит и пытается отобрать у Пети игрушку. Петя отталкивает от себя сверстника, сердито кричит на него, но машину не отдает. Юра настойчиво продолжает тянуть игрушку к себе.
Участники группы обсуждают возможные варианты решения конфликта.
Педагоги могут предложить:
- отвлечь внимание одного из детей другой игрушкой, интересным занятием;
- организовать совместную игру с машинкой, предложив одному ребенку быть шофером. а второму – загрузить машину кубиками для возведения дома;
- отобрать игрушку и отвести детей друг от друга;
- запретить Юре забирать игрушку и отдать ее Пете;
- предложить Пете отдать игрушку Юре;
- объяснить детям, что ругаться из-за игрушки нельзя;
- предложить детям очередность игры с машинкой и тому подобное.
Далее психолог ставит перед группой задачу выбора оптимальных способов разрешения этого конфликта.
2-й этап. Анализ способов решения детских конфликтов
На этом этапе тренинга его участники выбирают из предложенных вариантов оптимальные.
Далее психолог предлагает участникам группы выделить те критерии, которыми следует руководствоваться в подобной ситуации. Среди них будут такие как: педагоги привлекают внимание детей к эмоциональному состоянию друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлению сочувствия, жалости, стремятся разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия, или переключение внимания детей на другие виды деятельности или предметы, помогают детям формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий.
На заметку ведущему: выбирая тот или иной вариант, педагоги должны обосновывать его, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей (умение играть, пользоваться речью, принимать правила очередности, степень эмоциональной напряженности конфликта). Например, если конфликт перешел в драку, дети вряд ли услышат увещевания взрослого и будет трудно переключить их внимание на другие занятия; в более спокойной ситуации целесообразно предложить детям такие позитивные способы примирения, как совместная игра.
После обсуждения можно предложить участникам группы разыграть несколько сценариев решения детских конфликтов.
3-й этап. Способы решения детских конфликтов
Как пример адекватного разрешения детского конфликта, предлагаем сценарий (пример взят из книги Е. Рейнольдс «Руководство маленькими детьми»).
Пример:
Ситуация «Это моя кукла»
Участники группы играют роли детей и педагога.
Дети – Катя. 2,5 года и Наташа, 3 года (она старше и значительно, сильнее Кати).
Катя играет с куклой. Наташа подходит и отбирает ее. Катя плачет.
Педагог, увидев девочку, которая плачет, спрашивает ее: «Что случилось?»
Катя. Наташа забрала мою куклу.
Педагог. Ты хочешь сказать об этом Наташе?
Катя смущенно молчит.
Педагог желая поддержать Катю, предлагает: – Хочешь, я подойду вместе с тобой? Катя берет взрослого за руку и подходит к Наташе. Педагог приседает рядом с Катей напротив Наташи (будто усиливая позицию Кати) и обращается к Наташе: – Наташа! Катя хочет тебе что-то сказать. Катя не решается обратиться к Наташе и молчит. Педагог обращается к Кате: – Катя, очень важно сказать Наташе, что ты чувствуешь.
Катя, как и раньше, молчит. Наташа обращается к взрослому: – Она не говорит.
Педагог. Я считаю, Катя боится, но, по-моему, она хочет сказать что-то о кукле. Правда, Катя?
Катя кивает головой и говорит: – Так!
Педагог вновь обращается к Кате: – Катя. Ты можешь сказать Наташе то, что хочешь куклу?
Катя. Я хочу куклу.
Педагог сразу же подхватывает слова Кати, обращаясь к Наташе: «Катя говорит, что хочет, чтобы ты вернула ей куклу».
Наташа. Нет, я буду с ней играть.
Педагог. Вы обе хотите играть одной куклой. Как же быть?
Наташа продолжает настаивать на своем, Катя смущена и ждет, когда ей вернут куклу.
Педагог, обращается к Наташе: – Я не разрешаю тебе играть куклой до тех пор, пока вы не договоритесь.
Далее участники инсценировки разыгрывают возможные варианты поведения девочек.
Затем группа анализирует поведение и высказывания педагога. Ведущий стремится зафиксировать внимание группы на таких важнейших моментах:
- отсутствие в произношении педагога директивных высказываний, требующих от ребенка действий по прямому указанию взрослого, вроде: «Отдай куклу». «Не обижай Катю», «Играйте вместе»;
- отсутствие порицаний, которые унижают ребенка: «Жадина», «Ты поступаешь плохо»;
- тактичные приемы поддержки слабого и обиженного ребенка и воздействия на более сильного и агрессивного (приседает рядом с ребенком, выступает посредником);
- использование косвенных способов для побуждения ребенка самому высказать свои переживания и желания (обращение типа: «Ты хочешь сказать...?». «Очень важно сказать...»);
- тактичная интерпретация переживаний обиженного ребенка, позволяет детям лучше понять их;
- использование запретов лишь после исчерпания других способов решения конфликта;
- запрет сформулирован таким образом, что открывает возможности детям договориться самим «Я не позволяю... пока вы, не договоритесь»).
Аналогичным образом могут быть разыграны и другие конфликтные ситуации по обсуждению различных приемов взаимодействия педагогов с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание-тренинг «Как избежать конфликтов»
Знакомство родителей с причинами конфликтного поведения детей....
Родительское собрание-тренинг "Как избежать конфликтов"
Знакомство родителей с причинами конфликтного поведения детей...
Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"
Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее....
Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"
Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"...
Тренинг для педагогов "Конфликты. Пути решения"
Конфликт легче предупредить, чем лечить. Нужно стараться делать упор на положительные суждения и оценки, помня, что все люди более благосклонно принимают позитивную информацию, а не негативную, котора...
Тренинг для педагогов. «КОНФЛИКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬ-РОДИТЕЛЬ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»
Цель: познакомить педагогов с понятием «конфликт», способствовать выработке навыков конструктивного выхода из конфликтных ситуаций, обучение навыкам профилактики различных психофизических ...
тренинг для педагогов "Конфликты"
Получение знаний о том, что такое конфликты. Познакомить участников тренинга с классификацией конфликтных типов личности, со способами выхода из конфликтных ситуаций. Отработать навыки поведения в нек...