тренинг для педагогов "Конфликты"
учебно-методический материал
Получение знаний о том, что такое конфликты. Познакомить участников тренинга с классификацией конфликтных типов личности, со способами выхода из конфликтных ситуаций. Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_konflikty.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика»
Цель: Получение знаний о том, что такое конфликты. Познакомить участников тренинга с классификацией конфликтных типов личности, со способами выхода из конфликтных ситуаций. Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.
Участники тренинга: педагоги детского сада.
Ход тренинга
1 ЧАСТЬ
Приветствие.
Игра «Тяжелая судьба стульев»
2 ЧАСТЬ
Сказ о богатыре русском
«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:
– Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
– Да, я водицы испить хотел…
– Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»
Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями. Способах их преодоления и предотвращения.
Как думаете, вообще, почему возникают конфликты? (диалог с педагогами)
Верно! Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.
Существует обыденное представление, что конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.
А для начала предлагаю выполнить упражнение.
Упражнение «Необходимы ли конфликты с родителями?»
Предлагаю, группе разделится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.
Положительные стороны конфликтов | Отрицательные стороны конфликтов |
• Получение социального опыта • Нормализация морального состояния • Получение новой информации • Разрядка напряжённости • Помогает прояснить отношения • Стимулирует позитивные изменения | • Настроение враждебности • Ухудшение социального самочувствия • Формализация общения •Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение • Эмоциональные затраты • Ухудшение здоровья • Снижение работоспособности |
Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть весьма полезными. И именно, по критерию функциональности действия, конфликты можно разделить на:
Конструктивные – конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.
Деструктивные – конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.
Не стоит забывать, что конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Такие ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Как думаете, по каким? (диалог с педагогами)
Верно! Причин множество, но в большинстве случаев, конфликты возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей. Главная и непростая задача воспитателя в такой ситуации – найти правильный выход.
Упражнение «Праздничный пирог»
Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
Характеристика различных стратегий поведения в конфликтах
Стратегия поведения | Характеристика стратегии |
Конкуренция, соперничество («акула») | Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. |
Сотрудничество («сова») | Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. |
Компромисс («лиса») | Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. |
Избегание, уклонение («черепашка») | Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. |
Приспособление («медвежонок») | Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. |
В педагогической практике наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.
Упражнение «Выбери фразу»
Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару -«желательную» фразу.
Психолог: “Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.
Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы:
- утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме;
- инициатор беседы уверен в себе;
- исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы;
- обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».
Инструкция: Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:
1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;
2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.
После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:
«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».
2Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:
«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;
«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;
«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;
«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;
«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;
«Вы, конечно, об этом еще не знаете…» – «Как вы знаете…».
Упражнение «Иван Иванович»
Цель данного упражнения состоит в том, что полученная нами информация часто искажается и передается неправильно. Также и в ситуации с родителями.
Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.
Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».
Упражнение «Конфликтные ситуации»
А теперь, уважаемые педагоги, давайте вместе с Вами рассмотрим некоторые типичные конфликтные ситуации, которые часто возникают в педагогической практике. И попробуем совместно поискать наиболее адекватные выходы из них.
Ситуация 1
Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».
Ситуация 2
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.
Ситуация 3
Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.
Ситуация 4
«Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике»
Ситуация 5
Зульфия – активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.
Ситуация 6
«Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет воспитателя»
И в конце нашей встречи хотелось бы Вас познакомить с курсом доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
3 ЧАСТЬ
Рефлексия
«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под подол, в рукава, срывал пуговицы, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, сказало оно ветру. Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.
Упражнение «Австралийский дождь»
Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.
Участники в кругу.
А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!
В Австралии поднялся ветер (трем ладони);
Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);
Дождь усиливается (хлопки ладонями);
Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);
А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);
Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);
Дождь утихает (хлопки ладонями);
Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);
Тихий шелест ветра (трем ладони);
Выглянуло солнце! (руки вверх)
Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»
Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...
Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".
Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1. Притча2. Понятие «тренинг»3. Какими бывают тренинги...
Тренинг по тимбилдингу (тренинг командообразования)
Тренинг командообразования...
Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов
ЦЕЛЬ: Повышение коммуникативной компетентности педагогов....
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...