тренинг для педагогов "Конфликты"
учебно-методический материал

МАХАНОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА

Получение знаний о том, что такое конфликты. Познакомить участников тренинга с классификацией конфликтных типов личности, со способами выхода из конфликтных ситуаций. Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_konflikty.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Конфликты с родителями воспитанников: их разрешение и профилактика»

Цель: Получение знаний о том, что такое конфликты. Познакомить участников тренинга с классификацией конфликтных типов личности, со способами выхода из конфликтных ситуаций. Отработать навыки поведения в некоторых конфликтных ситуациях.

Участники тренинга: педагоги детского сада.

Ход тренинга

                                                          1 ЧАСТЬ

Приветствие. 

Игра «Тяжелая судьба стульев»

2 ЧАСТЬ

Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

– Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

– Да, я водицы испить хотел…

– Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим. Речь сегодня пойдет о конфликтах с родителями. Способах их преодоления и предотвращения.

Как думаете, вообще, почему возникают конфликты? (диалог с педагогами)

Верно! Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».

Конфликт – это острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, часто выходящий за рамки социальных норм и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Существует обыденное представление, что конфликт – это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать. Однако в настоящее время ученые все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты не только возможны, но и желательны. Главное: уметь грамотно управлять конфликтом. Этим мы сегодня и займемся.

А для начала предлагаю выполнить упражнение.

 Упражнение «Необходимы ли конфликты с родителями?»

Предлагаю, группе разделится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

 Положительные

стороны конфликтов

Отрицательные

стороны конфликтов

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

• Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

•Умышленное и

целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть весьма полезными. И именно, по критерию функциональности действия, конфликты можно разделить на:

Конструктивные – конфликты, которые приводят к принятию обоснованных решений и способствуют развитию взаимоотношений.

Деструктивные – конфликты, которые препятствуют эффективному взаимодействию и принятию решений.

Не стоит забывать, что конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Такие ситуации в процессе взаимодействия воспитателя с родителями воспитанника могут возникнуть по разным причинам. Как думаете, по каким? (диалог с педагогами)

Верно! Причин множество, но в большинстве случаев, конфликты возникают из-за несоответствия воспитательных воздействий к детям со стороны педагогов и родителей. Главная и непростая задача воспитателя в такой ситуации – найти правильный выход.

Упражнение «Праздничный пирог»

Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведете?

Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:

Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)

Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)

Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)

Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)

Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)

Характеристика различных стратегий поведения в конфликтах

Стратегия поведения

Характеристика стратегии

Конкуренция, соперничество («акула»)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Сотрудничество («сова»)

Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.

Компромисс («лиса»)

Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.

Избегание, уклонение («черепашка»)

Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.

Приспособление («медвежонок»)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

     

        В педагогической практике наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку, имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

      Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению.                                                  

Упражнение «Выбери фразу»

Цель: найти в предложенном списке «нежелательные» для начала беседы с родителями фразы и подберите для неё смысловую пару -«желательную» фразу.

Психолог: “Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит. Чтобы речь положительно воздействовала на родителей, нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты у родителей.

Существует несколько правил, которые следует учитывать при выборе фразы: 

  • утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; 
  • инициатор беседы уверен в себе; 
  • исключаются неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающие его обороняться и подыскивать контраргументы; 
  • обращение непосредственно к собеседнику формулируется в форме «Вы-подхода».

Инструкция: Воспитателям предлагается найти в предложенном перечне:

1) пять «неудачных» фраз, которые не следует употреблять;

2) «нежелательные» фразы и смысловые («желательные») пары к ним.

После выполнения упражнения проходит обсуждение и соотнесение с верными ответами:

«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».

2Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;

«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;

«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;

«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете…» – «Как вы знаете…».

Упражнение «Иван Иванович»

Цель данного упражнения состоит в том, что полученная нами информация часто искажается и передается неправильно. Также и в ситуации с родителями. 

Добровольцы выходят из аудитории и ждут, когда их пригласит ведущий. Пока добровольцы находятся за пределами аудитории, ведущий объясняет участникам правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в аудиторию по одному и прослушивать рассказ, который он приготовил, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в аудиторию и передаст полученную информацию, ведущий снова для всех зачитывает текст, который был предложен аудитории в самом начале игры. В конце игры можно устроить обсуждение и проанализировать то, как передается информация от одного человека к другому, как она может искажаться (в том числе СМИ), и, вообще, стоит ли верить сплетням, слухам и мифам.

Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии».

 Упражнение «Конфликтные ситуации»

А теперь, уважаемые педагоги, давайте вместе с Вами рассмотрим некоторые типичные конфликтные ситуации, которые часто возникают в педагогической практике. И попробуем совместно поискать наиболее адекватные выходы из них. 

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя – он «получает за это деньги».

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Ситуация 3

Одну из воспитанниц родители приводят в группу после завтрака, из-за чего девочка постоянно пропускает утренние индивидуальные занятия, игры и зарядку. На утверждения воспитателя о необходимости соблюдения режима дня детского сада родители отвечают, что имеют право приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Ситуация 4

«Мама недовольна, что ребенок не участвовал в утреннике»

Ситуация 5

Зульфия – активная, подвижная девочка, но с трудом адаптируется к группе. Воспитатель посоветовала маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила педагога, что та не любит ее дочь, потому что она из нерусской семьи, сказав, что пойдет жаловаться к заведующему ДОУ.

Ситуация 6

«Ребенок не хочет идти в детский сад, мама обвиняет воспитателя»

И в конце нашей встречи хотелось бы Вас познакомить с курсом доброжелательных отношений

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку». 

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно». 

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?» 

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста». 

Два важных слова: «Искренне благодарю». 

Важнейшее слово: «Мы». 

 

3 ЧАСТЬ

 Рефлексия

«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под подол, в рукава, срывал пуговицы, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, сказало оно ветру. Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

Упражнение «Австралийский дождь» 

Цель: обеспечить психологическую разгрузку участников.

Участники в кругу.

А знаете ли вы, что такое австралийский дождь? Нет? Тогда давайте вместе послушаем какой он. Сейчас по кругу цепочкой вы будете передавать мои движения. Как только они вернутся ко мне, я передам следующие. Следите внимательно!

В Австралии поднялся ветер (трем ладони);

Начинает капать дождь (щелкаем пальцами);

Дождь усиливается (хлопки ладонями);

Начинается настоящий ливень (хлопки по коленям);

А вот и град –настоящая буря (топаем ногами);

Ну что это буря стихает? (хлопки по коленям);

Дождь утихает (хлопки ладонями);

Редкие капли падают на землю (щелкаем пальцами);

Тихий шелест ветра (трем ладони);

Выглянуло солнце! (руки вверх)

 

Вы все сегодня молодцы давайте скажем друг другу: «спасибо»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...