Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"
методическая разработка
Семинар-тренинг для педагогов "Конфликты. Конструктивные способы их разрешения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг для педагогов ДОУ
«Конфликты. Конструктивные способы их разрешения»
Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи:
1. Обобщить представления педагогов о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни;
2. Способствовать овладению знаниями и навыками, необходимыми для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
3. Отработать стратегии решения повседневных конфликтов
Ход семинара-тренинга:
I. Организационный этап.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Даже в самом дружном коллективе люди могут конфликтовать. Причины конфликтов очень разнообразны: от распределения трудовых функций до непонимания между коллегами, родителями. Конфликт возникает, когда люди не могут достичь согласия и противостоят друг другу.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Существует притча, отражающая основную суть большинства конфликтов.
Притча «Коробочка»
Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось страннику, то он был потрясен тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь. Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной.
Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так? – Ты просто смотрел с другой стороны, был ответ.
Главная мысль притчи в том, что все мы разные, каждый человек имеет свой жизненный опыт, свои взгляды, привычки, мечты. Поскольку мы воспринимаем мир неодинаково, возможны и недопонимания, и различия в ценностях и потребностях. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.
II. Основной этап.
Упражнение «Яблоко и червячок».
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда ни возьмись подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ. Подумайте, какие чувства вы испытывали в этот момент?
Конфликт легче предупредить, чем разрешить. Для этого необходимо использовать в общении Я-высказывания, которые позволяют выразить свои чувства, не принижая собеседника.
Упражнение «Чувства и конфликт»
Подумайте, как личные чувства могут втянуть вас в конфликт? Выскажите свою точку зрения.
Мы рассмотрим одну из техник управления конфликтом под названием Я – утверждение. Эта техника представляет собой способ ясно описать, как вы себя чувствуете и почему, принимая свои чувства и при этом не обвиняя, и не упрекая других.
Давайте посмотрим, что происходит, когда вы обвиняете кого-нибудь. Я произнесу две фразы любому из участников, а вы опишите свои чувства в этой ситуации и предложите возможные варианты ответов.
Фраза № 1. «Вы по-настоящему меня раздражаете – постоянно опаздываете на занятия».
Фраза № 2 «Когда вы опаздываете на занятия, меня это расстраивает, потому что приходится повторять еще несколько раз, из-за чего теряется много драгоценного времени».
Упражнение «Другими словами»
Ваша задача перефразировать ряд Ты - утверждений в Я - утверждения. Высказывания могут быть следующими:
«Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» («Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны»);
«Меня обидели!» («Я предпочла обидеться»);
«Меня заставили». («Я не сумела отказаться»);
«Он – упрямый осёл». («Я не смог убедить его»);
«Он меня унизил». («Мне было неприятно»);
«Прекрати меня злить!». («Я начинаю злиться»);
Выскажите свое мнение, просто или сложно перефразировать?
Если все же конфликт разгорелся, необходимо выйти из него достойно. Упражнение «Достойный ответ»
Обратитесь к соседу справа с замечаниями о внешности или поведении человека, написанными на карточках. Сосед должен ответить на «выпад». Примеры замечаний: «Ты слишком высокого мнения о себе», «Ты ведешь себя так, будто ты самая главная здесь», «Ты никогда никому не помогаешь», «Ты постоянно выступаешь с глупыми предложениями на педсоветах».
Легко было выполнять задание? Какие чувства вызывали нелестные замечания о себе? Какие способы вы используете, чтобы легче воспринимать негативную информацию?
Упражнение «Хорошо-плохо»
Играем по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
Пример:
- Это хорошо я люблю кушать пирожные.
- Это хорошо, что я вышла вечером гулять.
- Это хорошо, что задали много домашнего задания.
- Это хорошо, что я решаю все сама.
Отлично получилось! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные конфликты и недопонимания.
III. Заключительный этап.
Упражнение «Приемы эмоциональной разгрузки»
В работе педагог постоянно сталкивается с эмоциональными перегрузками. Чтобы напряжение не вылилось в конфликт, используйте приемы эмоциональной разгрузки. Напряжение помогают снять гимнастика, дыхательные упражнения или игра «Сосиска – Кетчуп – Кока-кола».
Когда я произнесу слово «Сосиска», необходимо изобразить удивление и поднять правую ногу в сторону. На слово «Кетчуп» участники хмурятся и поднимают в сторону левую ногу, на слово «Кока-кола» – улыбаются и танцуют, постепенно опуская руки.
Понравился ли вам тренинг? Насколько важными для вашей работы были темы тренинга? Получили ли вы новые знания и навыки?
Список литературы:
1. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Спб.: Питер, 2000, 215с.
2.Тимофеева М., Сценарий семинара-тренинга для профилактики конфликтов
между педагогами /М. Тимофеева // Справочник педагога-психолога.
Детский сад. - 2018. - № 2.
- Эксакусто Т. В. Групповая психокоррекция. / - М.: Феникс, 2016. - 256 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты и способы их разрешения.
В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....
презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"
Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...
«Конструктивное взаимодействие в разрешении конфликтов» отчет
Участники семинара вместе с ведущей говорили о законах естественного развития мышления ребенка, об одностороннем и смешанном доминантных профилях, о функциональных нарушениях в работе мозговых с...
Семинар-тренинг для педагогов «Способы снятия психоэмоционального напряжения»
Знакомство со способами снятия эмоционального напряжения у педагогов...
Презентация для семинара - тренинга "Способы снятия психоэмоционального напряжения"
Презентация для семинара-тренинга...
Семинар-тренинг «Эффективные способы общения». Развитие коммуникативных умений и навыков педагогов.
Освоение педагогами приемов эффективного общения через игровые методы обучения и технику активного слушания, отработка навыков понимания себя, других людей, а также взаимоотно...