консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»
консультация
консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №6 г. Россошь
Россошанского Муниципального района Воронежской области
Консультация на тему:
«Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»
Подготовила: Игнатенко Н.В.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поиску новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей.
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права и равную ценность (ст.2), любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества (ст.23). Это означает, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе и инвалида или имеющего отклонения в развитии - важнейшая задача гуманного общества. Любой ребенок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребёнка часто проявляются уже в раннем и младшем дошкольном возрасте и отрицательно влияют на дальнейшее его развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение дополнительных. В связи с этим, всё более значимой становится проблема психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка.
Комплектование коррекционно-развивающих групп осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения Психолого – Медико – Педагогической Комиссии с учётом психофизического нарушения, имеющегося у ребёнка. При поступлении в детский сад родители заключают договор с ДОУ, в котором есть пункт о согласии родителей на психолого – медико – педагогическое обследование и сопровождение ребёнка. Состав группы является постоянным в течение учебного года.
К категории детей с ОВЗ относятся:
- дети с проблемами речевого развития
- дети с проблемами психического развития
- дети с нарушением зрения
- соматически ослабленные дети
- дети-инвалиды
Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу.
Для педагогического коллектива важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции.
Необходимым условием организации успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. Организация предметно-пространственной среды осуществлена педагогами рационально, логично, удобно для детей и отвечает возрастным и индивидуальным потребностям детей.
Обязательное условие эффективной работы – это взаимосвязь и слаженная работа всех служб в ДОУ: психологической, педагогической, медицинской.
Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, офтальмолог, инструктор по физ. воспитанию, музыкальный руководитель, педагог - психолог).
Первым этапом деятельности всех специалистов ДОУ по сопровождению развития ребёнка является сбор информации о ребёнке. При изучении медицинской карты обращается внимание на медико – эргономические рекомендации, на основе которых формулируются требования к средствам, формам и методам обучения и воспитания, коррекционно – развивающей работы. До января 2014 года врач – офтальмолог ДОУ уточнял зрительный диагноз ребёнка, остроту зрения, угол косоглазия, устанавливал этапы и график облечивания на комплексе современных зрительных аппаратов имеющихся на базе нашего учреждения, разрабатывал рекомендации по зрительной нагрузке для других специалистов. Но на этом этапе в данное время возникла проблема: отсутствие возможности содержать в дошкольном учреждении медицинскую службу. Сейчас дети проходят лечение и офтальмологическое обследование на базе детской поликлиники, что вызывает некоторые неудобства в работе службы сопровождения. Специалисты собирают сведения о родителях, анамнестические данные ребёнка, каждый специалист проводит углубленную диагностику по направлениям коррекционно – развивающей работы.
Второй этап - анализ полученной информации. На каждого ребёнка заводится индивидуальная карта развития, в которую вносится вся полученная информация о нём: данные ребёнка, его зрительный диагноз, дата поступления в детский сад, решение и заключение ПМПК, сведения о родителях, анамнестические данные, определяется группа здоровья, заключения специалистов по всестороннему обследованию.
После проведения психолого – медико – педагогического обследования ребёнка, специалисты ДОУ собираются на заседание ПМПк, где обсуждают полученные результаты обследования и выносят коллегиальное заключение. Участники ПМПк определяют уровень сформированности познавательной, эмоционально – волевой, социальной сферы, продуктивных видов деятельности.
После составления коллегиального заключения определяется маршрут индивидуального развития ребёнка, составляется план индивидуальной работы.
1 маршрут. У ребёнка имеется зрительный дефект, высокие показатели всестороннего диагностического обследования. Прослеживается положительная динамика развития.
Рекомендации: посещение подгрупповых коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий.
2 маршрут. У ребёнка сложный зрительный дефект, имеются вторичные отклонения, средние показатели всестороннего диагностического обследования, невысокая динамика развития.
Рекомендации: посещение подгрупповых коррекционно – развивающих и лечебно – восстановительных мероприятий и индивидуальных коррекционно – развивающих занятий.
3 маршрут. У ребёнка сложный зрительный дефект, сложные вторичные отклонения или низкие показатели всестороннего диагностического обследования, низкая динамика развития.
Рекомендации: составление программы индивидуального сопровождения, коллегиально всеми участниками педагогического процесса.
Третий этап. После определения маршрута индивидуального развития ребёнка каждый специалист проводит консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка. При определении маршрута родителей знакомят с составленной программой индивидуального сопровождения, они получают консультативную помощь и рекомендации в вопросах коррекционно – развивающего воспитания и обучения детей.
На следующем, четвёртом этапе происходит реализация выбранного маршрута и выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
На следующем плановом ПМПк выявляется динамика в развитии ребёнка, проводится анализ проделанной работы (что удалось, что не получилось, почему?). При необходимости ребёнка направляют на консультацию к врачам – специалистам. Вносят коррективы в ранее намеченную индивидуальную программу.
В конце учебного года на плановом заседании ПМПк отслеживается динамика развития ребёнка и решается вопрос об изменении образовательного маршрута, направлении на ПМПК, даются рекомендации работающим специалистам и родителям на летний период.
Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Исходя из практики, которая показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребёнка, работа с родителями одно из основных аспектов коррекционно-развивающего направления. Следовательно, необходима преемственность работы ДОУ и семьи. Наблюдения выявили три категории родителей:
- первая - извлекает практическую пользу из имеющихся педагогических знаний;
- вторая - пытаются, но не всегда умеют применить знания на практике;
- третья - не применяют вообще.
Выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и развитием детей. Для совместной с родителями реализации индивидуальной программы выделяются следующие задачи:
- Психолого - педагогическое просвещение родителей;
- Координация действий родителей ребёнка и педагогов в целях согласования воспитательных и образовательных воздействий.
Опыт показывает, что дети с ОВЗ, имеющие осведомлённых и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что ребёнок – это уникальная личность и только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь справиться с дефектом.
Мы считаем важным акцентировать внимание родителей:
- На преодоление собственного авторитаризма и способности увидеть мир с позиции ребёнка;
- Отношение к своему ребёнку как к равному себе и недопустимость сравнения его с другими детьми;
- Знание и учет сильных и слабых сторон ребёнка;
- Проявление искренней заинтересованности в действиях ребёнка и готовности к эмоциональной поддержке.
Дифференцированный подход к педагогической пропаганде позволяет своевременно родителям преодолевать затруднения и поддерживать уверенность в своих силах при соблюдении следующих условий:
- Взаимное доверие и взаимопомощь между педагогами и родителями;
- Соблюдение чувства такта, чуткости и отзывчивости по отношению к родителям, умение убеждать.
- Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания.
- Сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы.
- Взаимосвязь разных форм работы с родителями: установление контакта, беседы, консультации, участие в открытых занятиях, утренниках, спортивных соревнованиях, конкурсах.
Успех коррекционной работы зависит от эффективного взаимодействия всех участников этого процесса в системе «дефектолог - психолог - педагог – ребенок – родитель».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»
Презентация «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада №40»...
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ
Представленный материал описывает взаимодействие специалистов ДОУ, родителей при сопровождении ребёнка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Будет полезен как для специалистов коррекционного обучен...
Сопровождение ребёнка с СДВГ в условиях ДОУ и семьи
Материалы этой статьи помогут разрешить ваши вопросы о сопровождении гиперактивного ребёнка. Ознакомившись с данной статьёй, вы сможете узнать как проявляется синдром дефицита внимания и гиперакт...
Доклад "Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС"
общие предстовление работы с детьми ОВЗ...
Статья на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы"
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равно...