Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ
статья
Представленный материал описывает взаимодействие специалистов ДОУ, родителей при сопровождении ребёнка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения. Будет полезен как для специалистов коррекционного обучения,так и для воспитателей групп в которых появился особенный ребёнок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_rebyonka_s_ovz.docx | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Марина Викторовна Тищенко
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в условиях ДОУ
Известно всем, что долгое время наша система образования делила детей на обычных и инвалидов. Это деление практически закрывало путь получения образования и возможности реализации себя в будущей жизни детям –инвалидам. Ни для кого не секрет, что ещё 20 лет назад, таких «неудобных» детей «оберегали» в домах инвалида, коррекционных школах- интернатах и т.п, объясняя, что это для «блага» детей, им так удобнее, уютнее, среди таких же как они, так они не чувствуют себя ущербными, общество жестоко и не готово их принять. Результатом такого «гуманного» обучения стала полная социальная дезадоптация воспитанников этих учреждений. Как правило, после выпуска из школ – интернатов, такие дети не могли найти своего места в новой среде, так как были выращены в «тепличных условиях» и не социализированы. Несправедливость такой ситуации очевидна, так как дети с ограниченными возможностями здоровья должны иметь равные возможности с другими детьми.
В настоящее время в нашей стране особо остро встал вопрос об обучении и воспитании детей с ОВЗ, и это не просто слова, международное сообщество требует выполнения международных норм, направленных на защиту прав и интересов детей- инвалидов. Законодательно эти права закреплены в Законе «Об образовании в РФ». Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей [2]. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Ребёнок с ОВЗ, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные учебные заведения и учиться вместе с другими детьми, а в обычных детях воспитывать толерантность и уважение к людям не во всём похожих на них.
Дошкольное образование, как образование в целом, претерпевает существенные изменения, связанные с инклюзивными тенденциями. Сегодня, никого не удивляет, что в детских садах наряду с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. Международная практика показывает, что своевременная и грамотно построенная работа на ранних этапах жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, повышает его шансы на благоприятную адаптацию и социализацию в современном обществе. По мнению Есиповой Татьяны Павловны, это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особым» детям [1]. Такой подход к проблеме не вызывает сомнений, так как ранняя помощь даёт возможность предупреждения и своевременной коррекции вторичных отклонений, достигаются значительные результаты в самообслуживании и развитии коммуникативных навыков, дети учатся развивать позитивные отношения с другими людьми, то есть всё, что необходимо в повседневной жизни.
Для педагогов, работающих с такими детьми, это дополнительная ответственность. И поэтому, как только мы узнаём о поступлении ребёнка с ОВЗ в детское образовательное учреждение, перед воспитателями, специалистами встают вопросы «Что я буду с ним делать? С чего начать? Каких результатов он должен достичь в образовательном процессе? Как построить работу с ним? Как воспримут новенького другие воспитанники? Как объяснить им, почему он не во всём похож на нас?». Педагоги понимают груз ответственности, который ложится на их плечи и их страх перед неизвестностью вполне обоснован. В данной статье я хочу поделиться опытом нашего детского сада, где уже три года успешно воспитывается ребёнок с синдромом Дауна.
Свою работу по психолого-педагогическому сопровождению нашего ребёнка мы начали с работы с педагогами ДОУ, так как психологическая готовность педагогов к взаимодействию с ребёнком, имеющим синдром Дауна, является основным условием успешной интеграции такого ребёнка в дошкольное образовательное учреждение. Речь идёт, прежде всего, о личной готовности педагогов к принятию ребёнка с ОВЗ и установлению с ним контакта, готовности вступать во взаимодействие с ребёнком на основе безусловного принятия, с учётом индивидуальных особенностей и ограниченных возможностей его здоровья. Ещё одним немаловажным фактором является отношение дошкольного образовательного учреждения к вопросам инклюзии. Поддержка руководством идеи включения в процесс воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ благоприятно отражается на психологическую готовность всего педагогического коллектива.
Далее мы собрали информацию и познакомились с опытом работы по данному направлению в России и за рубежом. В специальной литературе мы подробнее узнали о данном синдроме, о характерных особенностях таких детей, о специфике нарушений и возможной динамике развития. Мы не однократно встречались с родителями, так как никто как они не может нам рассказать о тех трудностях, с которыми мы можем столкнуться в своей работе. Нам очень повезло, родители ребёнка были очень заинтересованы в успехе нашей работы и с удовольствием поделились не только своим опытом, но и литературой. Мы ошибочно считали, что им нужна наша поддержка и помощь, оказалось наоборот, мы нуждались в их знаниях и опыте. Мы ориентировались на семью, а родители активно участвовали в коррекционно-педагогической работе.
На втором этапе работы мы решили задачу интеграции ребёнка в детский коллектив. Это было не сложно, он был зачислен во вторую младшую группу, где по своему биологическому возрасту и физическим параметрам, он был самым младшим и маленьким. Поэтому детям объяснили, что новый мальчик младше вас, и он нуждается в вашей помощи. Дети с радостью приняли эту новость и с удовольствием окружили необходимой заботой новенького. Осложнялась работа только тем, что у детей с синдромом Дауна существует целый ряд сопутствующих заболеваний, так же наблюдается нарушение координации движений, отсутствие речи, на очень низком уровне были развиты навыки гигиены и самообслуживания, ребёнок не понимал общих правил поведения в группе. Помимо этого, ребёнок не желал вступать в контакт ни с детьми, ни с педагогами, Период адаптации проходил сложно, ребёнок часто и долго болел, пропускал детский сад, и нам приходилось заново знакомиться, приучать к режиму детского сада и к требованиям педагогов.
После адаптационного периода, мы приступили к третьему этапу нашей работы. Мы начали разрабатывать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ (синдром Дауна) в дошкольном образовательном учреждении. Психолого-педагогическое сопровождение-это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка и её основой является чёткая организация работы, направленная на выбор варианта решения актуальных проблем. Сама идея сопровождения объединяет работу всех специалистов. У каждого из участников сопровождения свои задачи, но они должны стремиться к одной общей цели и работать как единый механизм. Нашей целью стало: создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка), при включении его в группу дошкольного образовательного учреждения общего типа [3]. Составляя программу, мы выдвинули ряд правил, в первую очередь к себе:
- Доступность. Мы не ставим не выполнимые цели, ориентируемся только на зону ближайшего развития;
- Интерес. В работе используем только игровые приёмы, если ребёнку не интересна предложенная игра, срочно заменяем её;
- Охрана здоровья. Обязательное использование здоровьесберегающих технологий;
- Контроль. Постоянно отслеживаем динамику развития, если нет результата, корректируем программу.
В ходе реализации программы, как было замечено ранее, осуществляется междисциплинарный подход. Мы определили, какие задачи будут решаться на занятиях у воспитателя, а какие – на занятиях у учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, инструктора по физической культуре, медицинского работника. Основная работа легла на плечи воспитателя. Стоит заметить, что дети с синдромом Дауна по уровню развития не похожи друг на друга, поэтому программы для обучения и воспитания таких детей по ФГОС пока нет. И здесь нашими экспертами стали родители. Оказалось, что мама, занимаясь с ребёнком дома, выработала стратегию, как работать с ним и как достигать, пусть маленьких, но результатов. В планировании работы мы это учли.
Индивидуальная образовательная программа была составлена с опорой на Примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Мы сформировали чёткие и конкретные цели, определили по средствам чего мы можем их достигнуть, и как будут закрепляться данные навыки в деятельности каждого специалиста. Для полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, мы постарались создать наиболее благоприятные условия, поэтому работа специалистов не ограничивалась расписанием и временными рамками занятий, так же использовались не только рабочие кабинеты, но и всё помещения детского сада, где разрешено находиться детям в сопровождении взрослого.
Ребёнок, наравне со всеми, участвует в групповой, подгрупповой образовательной деятельности, но задания подбираются с учётом его возможностей. Вместе с другими детьми, он посещает музыкальные занятия, бассейн, спортивный зал. Если ребёнок испытывает трудности в усвоении нового, то обучение происходит индивидуально. Помощь могут оказать не только педагоги и специалисты, но и воспитанники группы, так как в нашем сопровождении активным участником является и детский коллектив. Сверстники помогают в формировании гигиенических навыков, навыков самообслуживания, в развитии игровой и коммуникативной деятельности.
Так как в штате нашего ДОУ нет учителя-диффектолога, педагог- психолог развивает и проводит коррекционную работу не только эмоционально-волевой сферы, но и познавательных возможностей ребёнка, расширяет его знания об окружающем мире.
При поступлении ребёнка в детский сад речевые навыки отсутствовали полностью, поэтому на начальных этапах учитель-логопед обучал невербальным средствам общения. Сейчас работа направлена на формирование речевых навыков (звукоподражание) и расширение как пассивно, так и активного словаря ребёнка. Занятия специалистов так же проводятся в индивидуальной и подгрупповой форме, ребёнок учится не только общаться со сверстниками, но и принимать их помощь, а это немаловажное умение в будущем.
Медицинские работники активно сопровождают ребёнка, они не только следят за состоянием его здоровья, но и проводят оздоровительные мероприятия, дают рекомендации по профилактике заболеваний родителям.
Конечно, не все было легко, в начале работы мы столкнулись с протестом ребёнка, отказом от выполнения заданий. Но проведя наблюдения за самостоятельной деятельностью ребёнка (игрой), мы смогли выявить круг его интересов и, опираясь на полученные данные, постепенно вовлекли его в работу.
На сегодняшний день программа реализуется в полном объёме. Динамика положительная. Ребёнок с удовольствием посещает детский сад. Его соматическое здоровье укрепилось. Он легко вступает в контакт с детьми и взрослыми не только в условиях ДОУ. Соблюдает правила поведения. Навыки гигиены и самообслуживания сформированы согласно возрасту. Ребёнок принимает участие в развлекательных мероприятиях. Знает всех сотрудников детского сада. Хотя его активный словарь и состоит из небольшого количества нечётко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов, он широко пользуется мимикой и жестами. Активно и с интересом участвует в образовательной деятельности. По-мнению родителей, он легко применяет знания в повседневной жизни.
В заключении хочется сказать, что очень важную роль в жизни детей с ОВЗ играет положительный опыт пребывания в детских образовательных учреждениях. Успешность таких детей зависит от нас, от того на сколько грамотно и своевременно мы сможем построить свою работу. Именно мы, не один педагог, специалист или родители, а вместе. Только совместное длительное сопровождение ребёнка даст положительный результат и поможет ребёнку адаптироваться в будущей жизни.
Библиографический список.
- Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа : информационно-методическое пособие , пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр-шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех». Новосибирск-2010.- 48с..
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-352с.
- Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик»/ Составители: учитель-логопед М.В.Тищенко, педагог-психолог В.В. Ганн, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...
Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...
Рабочая образовательная программа для ребенка 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна),образовательная область «Художественно – эстетическое развитие. Музыка» Срок реализации2016 -2017 учебный год
Данная программа разработана музыкальным руководителем для индивидуальной работы с ребёнком с синдромом Дауна....
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОУЧИНГ – КЛУБА «СЕМЬЯ ОТ А ДО Я»
В статье расказывается об обеспечении детей - инвалидов и детей с ОВЗ, не посещающими детский сад, психолого-педагогической помощью в условиях коучинг-клуба...
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Задача социализации детей с ОВЗ является одной из приоритетных в деятельности ДОУ. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагогов к созданию благ...
Презентация "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения"
В данной презентации рассказывается об особенностях детей с ОВЗ и создания оптимальных психолого-педагогических условий для их полноценного речевого развития....
Консультация учителя-дефектолога для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна)
Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех! И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще ...