Сопровождение ребёнка с СДВГ в условиях ДОУ и семьи
консультация

Осипова Елизавета Евгеньевна

Материалы этой статьи помогут разрешить ваши вопросы о сопровождении гиперактивного ребёнка. 

Ознакомившись с данной статьёй, вы сможете узнать как проявляется синдром дефицита внимания и гиперактивность (далее СДВГ), каким образом можно диагностировать гиперактивного ребёнка, что из себя представляет сопровождение ребёнка с СДВГ в условиях ДОУ и семьи, а также рекомендации для родителей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg.odt23.04 КБ

Предварительный просмотр:

СОПРОВОЖДЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА 

Характеристика гиперактивности 

В последнее время гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений. Основной дефект: недостаточность механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания с гиперактивностью» -- СДВГ. СДВГ является самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте. 

Проявления СДВГ 

Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают, крутятся и т. п. избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки. 

Импульсивность у детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожидается своей очереди; перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы. 

Нарушения внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями. 

Возникновение симптомов заболевания относят к 3 годам, а первое ухудшение - к началу обучения в школе.  Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок. 

Кроме этого, многие авторы обращают внимание на дополнительные признаки. К ним относят: 

1. Нарушения координации. Это могут быть нарушения тонких движений (мелкой моторной координации), Нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации. 

2. Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам. 

3. Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Дети с гиперактивностью все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости, импульсивности, частого желания заняться чем-то другим и пр. 

Во взаимоотношениях со взрослыми дети с СДВГ отличаются своей «невоспитуемостью»: на них не действуют обычные наказания и поощрения, и часто ни ласка, НИ похвала не стимулируют хорошее поведение. Такие дети становятся очень «трудными» практически для всех окружающих взрослых. Они часто оказываются эпицентром домашних ссор и конфликтов. Также СДВГ- частая причина исключения из школы или перевода ребенка в школу для детей с интеллектуальной недостаточностью (несмотря на нормальный уровень развития интеллекта). 

4. Поведенческие расстройства. У детей с СДВГ возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Так, например, они могут мешать педагогам, отвлекать других детей и провоцировать их неправильное поведение во время занятий. Поведенческие расстройства при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются часто, но не всегда. 

5. Другие особенности. У детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается энурез, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы. 

Американский психолог В. Оклендер характеризует гиперактивных детей так: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив; может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов». 

Д. Добсон вводит понятие так называемой «нормальной» гиперактивности, придавая ему следующее значение: «Далеко не каждый ребенок, который не сидит на месте, крутится волчком и бегает вприпрыжку, страдает гиперактивностью в медицинском смысле этого слова. Большинство малышей с восхода солнца до наступления темноты находятся в постоянном движении». 

Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. 

Несмотря на то, что проблемой гиперактивности детей занимаются многие специалисты (педагоги, логопеды, психологи, психиатры ), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще существует мнение, что гиперактивность -это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, который проявляет излишнюю подвижность неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, т. К. синдром гиперактивности -это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка. 

Несмотря на многочисленные исследования, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома влияет множество факторов, в числе которых называются: 

· органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.); 

· пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострения хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.); 

· генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца); 

· психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей); 

· заболевания, нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.); 

· особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС); 

· влияние неблагоприятных факторов внешней среды (предпо-лагается, что поступление свинца в организм детей даже в не-значительном количестве может вызывать подобные наруше-ния); 

· социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и пр.). 

Диагностика гиперактивного ребенка 

Для определения диагноза должна быть проведена обязательная комплексная диагностика, которая включает в себя медицинское и психолого-педагогическое обследования. 

Врач проводит оценку состояния ребенка, наличия отклонений в развитии, нарушений восприятия и речи, а также слуха и зрения. В сложных случаях проводится специальное неврологическое обследование. 

Выделяются клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей, на которые опирается специалист в процессе диагностики: 

Невнимательность. По меньшей мере 6 симптомов невнимательности из числа следующих сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка: 

1) часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности; 

2) часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности; 

3) часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится; 

4) ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции); 

5) часто нарушена организация заданий и деятельности; 

6) часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий; 

7) часто теряет веши, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты; 

8) часто легко отвлекается на внешние стимулы; 

9) часто забывчив в ходе повседневной деятельности. 

Гиперактивность. По меньшей мере три симптома гиперактивности из числа нижеперечисленных сохраняются на протяжении минимум 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка: 

1) часто беспокойно двигает руками/ногами или ерзает на месте; 

2) покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть; 

3) часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства); 

4) часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения в тихом проведении досуга; 

5) обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования. 

Импульсивность. На протяжении минимум 6 месяцев сохранялся по меньшей мере один из следующих симптомов импульсивности в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптивности и не согласуется с уровнем развития ребенка: 

1) часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы; 

2) часто неспособен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях; 

3) часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей); 

4) часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения. 

Начало расстройства не позднее 7-летнего возраста. 

Общий характер расстройства. Приведенные критерии должны выявляться не в единственной ситуации, например, сочетание невнимательности и гиперактивности должны отмечаться как дома, таки в школе или другом учреждении, в котором наблюдается ребенок, в частности в клинике.  

Для постановки диагноза необходимы: подробный анамнез жизни и данные о поведении в настоящее время. В контексте сбора анамнеза полезно составить хронологическую таблицу, в которой была бы отражена последовательность возникновения симптомов. Информацию надо стараться получить от всех, кто знает ребенка (родители, опекуны, учителя). Также для диагностики СДВГ разработаны опросники для родителей и педагогов. 

В контексте сопровождения ребенка в ДОУ обязательным является психолого-педагогическое обследование, которое включает в себя беседу, анкетирование родителей и других членов семьи, наблюдение за ребенком, исследование его психических функций (память, внимание, мышление). В ходе такого обследования выявляется: 

· уровень развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления); 

· эмоциональные особенности; 

· уровень сформированности двигательной сферы; 

· личностные особенности; 

· социальные условия жизни; 

· особенности поведения дома и в детском саду 

Наиболее эффективным в диагностике гиперактивного ребенка является структурализированное наблюдение.  

В обследовании кроме стандартных психологических методик оценки внимания памяти и мышления могут использоваться нейропсихологические методики. 

Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях ДОУ и семьи 

Работа по сопровождению дошкольника с гиперактивностью должна проводиться комплексно. На первый план здесь выступает скоординированность всех участников процесса сопровождения, выработка единого подхода, одинаковое понимание сути проблемы. В ходе сопровождения необходимо объединять и правильно сочетать различные подходы (медицинский, психолого-педагогический, «родительский»). Необходимыми условиями успешности сопровождения ребенка с СДВГ являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи. Взрослый должен быть готов к длительной работе, а не к быстрому результату, хотя при уравновешенном подходе первые результаты могут стать заметными достаточно скоро. 

Важно изменить окружение ребенка с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций. 

При работе с гиперактивными детьми воспитателю следует пользоваться следующими рекомендациями: 

1. Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может. Например, если все дети могут продуктивно заниматься определенной деятельностью в течение 20 минут, а гиперактивный ребенок утомляется через 10 минут, то лучше включить его в другой вид деятельности (попросить полить цветы, сложить карандаши и т. д.). Если после этого он почувствует силы продолжить прерванную работу, то это вполне возможно. 

2. Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы. 

3. Быть экспрессивным, театральным воспитателем: необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрировать внимание. 

4. Не требовать от ребенка большой аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка. 

5. Ребенка лучше посадить рядом с воспитателем: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают гиперактивным детям сконцентрировать внимание. 

6. Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются дошкольнику. С ребенком заранее обговаривается их содержание и область применения. Однако следует объяснить ребенку: если он нарушит правило - не все потеряно. 

7. Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания. 

8. Инструкции, которые воспитатель дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, четко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения. 

9. Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Например, достаточно часто выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды (лучше не материальные): право идти на прогулку в первой паре, раздавать детям игрушки, альбомы, карандаши и т. д. 

10. По возможности игнорировать вызывающие поступки ре6енка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). 

11. Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое- либо задание. 

Программа коррекции в ДОУ может включать: 

1. Создание положительной мотивации, ситуаций успеха. 

Положительную мотивацию целесообразно создавать, организовывая игровую деятельность ребенка. Для решения этой задачи также может применяться «программа вознаграждения и поощрения» (И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова, 2001), включающая следующие моменты: 

· каждый день перед ребенком ставится определенная цель, которую он должен достичь; 

· усилия ребенка при достижении этой цели всячески поощряются; 

· в конце дня поведение ребенка оценивается в соответствии с достигнутыми результатами; 

· при достижении значительного улучшения в поведении ребенок получает давно обещанное вознаграждение. 

2. Обучение ребенка релаксации. Когда мы, проводя релаксацию, просим любого ребенка закрыть глаза, то у него возникает физическая граница между собой и внешним миром. У детей с СДВГ граница между собственным восприятием и внешним миром нечеткая. Необходимо учить таких детей понимать структуру своего тела. Процесс релаксации оказывается для них очень сложным. 

В реальности нас окружает очень большое количество различных предметов и стимулов - раздражителей. При этом если обычный человек умеет выбирать для себя один - главный раздражитель, а на остальные не обращать внимания (например, если мы читаем книгу, то не замечаем, как тикают часы и не обращаем внимания на машины, проезжающие под окнами), то проблема ребенка с СДВГ заключается в том, что он не может выбрать один раздражитель и сфокусировать на нем свое внимание. Для детей с СДВГ все, что нас окружает, является раздражителем. Таким образом, у гигерактивного ребенка идет постоянная борьба за несколько раздражителей, а это, в свою очередь, приводит к частому «перескакиванию» с одного вида деятельности на другой, к крайней невнимательности. 

Задача этого направления - научить гиперактивного ребенка расслабляться, понимать структуру собственного тела. И расслабление, и молчание для такого ребенка - тяжелая работа. До сих пор, чтобы успокоиться, он всегда старался приложить максимум усилий, потому что взрослые говорили: «Работай спокойно!», «Сядь и успокойся!», «Постарайся лежать спокойно!> и т. д. Таким образом, все, что требовало расслабления, вызывалось у ребенка большим усилием воли, которого из-за о6ьективньгх особенностей надолго не хватало. Дети с СДВГ знают (не без помощи взрослых), что успокоение и расслабление - это тяжкий труд. 

Во время релаксации мы пытаемся как можно дольше концентрировать внимание ребенка только на отдыхе. На этой стадии необходимо донести до ребенка, что расслабление -это не работа. В этот момент не надо ничего делать и не надо себя контролировать. Задача ребенка - научиться быть спокойным не за счет контроля, а за счет его отсутствия. 

Релаксационная терапия для детей с гиперактивностью очень сложна, и, следовательно, требует определеннгого времени, но, несмотря на все трудности, именно с этого этапа дети с СДВГ начинают чувствовать себя более уютно и спокойно. 

При работе с дошкольниками очень хорошо применять так называемые «сказочные» техники релаксации, когда мы учим ребенка расслабляться, погружаясь в сказку. 

3. Коррекция негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии. 

4. Развитие дефициттных функций. 

Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции, т. к. гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и неимпульсивным. 

Когда в процессе занятий будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем можно использовать упражнения, которые развивали бы все три дефицитные функции одновременно. 

5. Развитие навыков межличностного взаимодействия. 

У детей с СДВГ постоянно возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами.  

Задача этого направления работы — обучить детей эффективным навыкам социального взаимодействия с окружающими, коммуникативной культуре, научить уважать права окружающих. Также на этом этапе дети учатся контролировать собственные эмоции и поступки. 

В работе могут быть использованы следующие методы: чтение литературных произведений с последующим их анализом; проигрывание и разбор конкретных ситуаций взаимодействия; игры, о6учающие сотрудничеству, и пр. Следует обратить внимание на то, что на начальном этапе коррекции лучше работать с ребенком индивидуально и только после выработки определенных умений переходить к групповым методам работы (желательно, чтобы группа была не более четырех человек). 

6. Работа с родителями гиперактивного ребенка. 

Р. Кэмп6елл (1997) считает, что родители гиперактивного ребенка часто допускают три основные ошибки в воспитании: 

· недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом; 

· недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка; 

· неумение воспитывать в детях навыки управления гневом. 

Эти ошибки четко проявляются в моделях поведения родителей 

гиперактивного ребенка: 

1. Родители не понимают проблемы ребенка, стремятся жестки мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, вводят непреклонную систему запретов появление негативных форм поведения, ухудшение психосоматического состояния ребенка. 

2. Родители стараются не обращать внимания на поведение ребенка 

или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий. Гиперактивный ребенок лишается необходимой для него поддержки взрослых, быстро начинает манипулировать взрослыми поведение усуту6ляется. 

3. Некоторые родители, слыша в детском саду и других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить только себя в том, что он такой, приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии, отсутствие адекватных воспитательных воздействий также приводит к усугублению поведения. 

Работу с родителями следует проводить по обычной схеме: 

· информирование о проблеме; 

· обучение эффективным способам общения с ребенком. 

Прежде всего, необходимо разъяснить родителям, что такое гиперактивность. Самое главное на этом этапе — донести до родителей простую мысль: необычность поведения их детей — не результат дурного характера или неподходящего темперамента и не упрямство, которое непременно нужно сломить, а, вполне вероятно, специфическая особенность психики, обусловленная определенными нарушениями деятельности нервной системы ребенка, возможными травмами, о которых взрослые не знают или не помнят. Мамы и папы, бабушки и дедушки должны понять, что ребенок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а в большинстве случаев даже ухудшат eгo. Если врач назначил такому ребенку лечение, то следует объяснить родителям, что улучшение его состояния «зависит не только от специально назначаемого лечения, но в значительной мере еще и от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой - постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей»  

Педагог может посоветовать родителям вести постоянные и целенаправленные наблюдения за ребенком. Это необходимо, чтобы взрослый смог лучше понять, какие трудности испытывает ребенок в течение дня, с чем ему удается справляться, а с чем нет. 

Конкретные рекомендации для родителей гиперактивного ребенка: 

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах. 

2. Когда вы отдаете распоряжения, вы можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста; убери обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи. 

3. Избегайте повторений слов «кет» и «нельзя». 

4. Говорите сдержанно, спокойно и мягко. 

5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений. 

6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. 

7. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскра-шивание, чтение). 

8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят и играют. 

9. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в 

крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и Т. п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие. 

10. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей. 

11. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. 

12. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия. 

13. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. 

Кроме игротерапии, которая является основой коррекционной работы, гиперактивным детям окажет помощь и изотерапия (рисование пальцами, ладошками и Т. д.); работа с песком, водой, мягкими материалами (глина, пластилин и др.) способствует снятию напряжения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение детей с диагнозом СДВГ в условиях ДОУ

С каждым годом количество детей с диагнозом СДВГ поступающих в ДОУ увеличивается.  Неправильное понимание причин возникновения и механизмов протекания СДВГ приводит к трудностям социализаци...

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Особенности сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС...

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения.

Выявление и описание клинико-психологической характеристики детей дошкольного возраста с СДВГ и возможностей психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории детей в условиях дошкольного ...

консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»

консультация «Сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях ДОУ»...

Статья на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы"

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равно...