Статья на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы"
статья по коррекционной педагогике
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статус лица с ограниченными возможностями здоровья имеют дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Потребность в специальных условиях обучения должна быть подтверждена психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК города Москвы).
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
18.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивной группы
Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" были предусмотрены меры законодательного закрепления обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» статус лица с ограниченными возможностями здоровья имеют дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. Потребность в специальных условиях обучения должна быть подтверждена психолого-медико-педагогической комиссией (ЦПМПК города Москвы).
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Однако, как и любое социальное явление, внедрение инклюзивного образования происходит с некоторыми трудностями.
Основной проблемой является недостаточная профессиональная готовность педагогов дошкольного образования к изменениям в своей привычной деятельности. Так, специалисты привыкли работать с детьми с ОВЗ по коррекционным программам в группах компенсирующей направленности, а воспитатели в таких группах имели малый контингент детей и ориентировались на единые требования к воспитанникам. А воспитатели в общеразвивающих группах не имели практического опыта работы с детьми с ОВЗ, так как ранее при выявлении каких-либо нарушений эти дети по решению комиссии переводились в специализированные детские сады или группы компенсирующей направленности.
Особенность организации работы в дошкольных группах комбинированной направленности (далее инклюзивные группы) заключается в том, что в такой группе находятся три-четыре ребёнка с ОВЗ, каждый из которых может иметь различные заключения ЦПМПК. Работа с детьми с ОВЗ ведётся по адаптированным программам разной направленности, составленными исходя из основной программы, по которой работает воспитатель с большинством детей группы. То есть, по сути, воспитатель в ходе своей работы в одной группе реализует несколько программ (Например: ООП, АООП для детей с РАС, АООП для детей с ЗПР и т.д.)
Таким образом в настоящий момент трудности испытывает весь педагогический коллектив: от воспитателей до специалистов службы сопровождения, то есть все те, кто обеспечивает реализацию индивидуального образовательного маршрута ребенка.
В этой статье я хочу поделиться своим опытом решения данной педагогической проблемы.
Чтобы включить дошкольников с ОВЗ в инклюзивные группы необходимо выполнить ряд условий, в числе которых: адаптация программы обучения, создание специальных условий и организация психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивной среды - это ежедневный труд, основанный на мотивированном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Реальным подтверждением этого взаимодействия является совместное создание индивидуального образовательного маршрута, в котором отражаются конкретные рекомендации по организации специальных условий для ребёнка в группе, как во время организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
Эти рекомендации могут выражаться в:
индивидуализации заданий;
упрощении инструкций;
дополнительных наводящих вопросах;
использовании коррекционных технологий при проведении фронтальных занятия (Для основной массы детей эти технологии будут общеразвивающими, а для детей с ОВЗ-специальными. Например: увеличение наглядности - использование опорных символов, схем, мнемотаблиц в работе над звуками, словами, предложениями, рассказами.);
подборе индивидуального ритма и темпа деятельности;
выборе оптимальных сроков предоставления результатов работы;
оказании необходимой обучающей помощи;
оценивании реально приложенных стараний ребёнка.
Кроме того, некоторым детям необходимо напоминать о соблюдении рабочей позы, осуществлять контроль за осанкой, соблюдать режим зрительной нагрузки. В работе с такими детьми педагог обязан отслеживать утомляемость и включенность ребенка в ритм занятия, в случае наступления первых признаков усталости, сделать динамическую паузу, сменить вид деятельности, так как усвоение программного материала будет затруднено.
Приведу примеры фрагментов образовательной деятельности в инклюзивных группах с учетом рекомендаций специалистов.
Занятие по формированию элементарных математических представлений во второй младшей инклюзивной группе
Содержание:
упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький;
совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: квадрат, треугольник.
Воспитатель проводит игры со всей группой детей | |
Игра «Подбери большие и маленькие предметы». Игровое упражнение «Построим домик для гномика». | |
Индивидуализация обучения | |
Инструкция воспитателя детям, обучающимся по ООП: «Постройте домик для гномика из геометрических фигур у себя на листах бумаги». | Инструкция воспитателя ребенку с ОВЗ, обучающему по АООП для детей с ЗПР: «Дострой домик для гномика». |
Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей инклюзивной группе
Содержание:
закреплять навыки счета в пределах 5, учить раскладывать число 5 на два меньших, а из двух меньших составлять целое;
развивать внимание, мышление, мелкую и общую моторику.
воспитывать культуру поведения и интерес к математическим играм.
Воспитатель проводит игру со всей группой | |
Упражнение «Числовой ряд». | |
Инструкция воспитателя детям, обучающимся по ООП: «Назови число, которое предшествует числу 4; Назови последующее число 3». | Инструкция воспитателя детям с ОВЗ, обучающимся по АООП для детей с ЗПР: «Назови соседей числа 4» (упрощение инструкции) |
Игровое упражнение «Поставь цветы в вазы». | |
Индивидуализация обучения | |
Индивидуальное задание для ребенка, обучающегося по АООП для детей с ТНР: | *Индивидуальное задание для ребенка, обучающегося по АООП для детей с ЗПР: |
При подготовке и проведении организованной образовательной деятельности воспитателям необходимо помнить, что индивидуализировать задания необходимо так, чтобы они отражали реальные образовательные потребности каждого воспитанника с ОВЗ, а не являлись универсальными для всех детей с одинаковыми нарушениями. Так, например, если ребенку с ЗПР посильно выполнение общего задания с небольшой помощью воспитателя, не нужно заменять его на более легкое!
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
создание индивидуального образовательного маршрута с подробными рекомендациями воспитателям по организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с ОВЗ заметно облегчает работу педагога, в том числе при подготовке и проведении занятий. А также помогает ребенку успешно адаптироваться в инклюзивной группе и усвоить программу, согласно его индивидуальным физиологическим возможностям и способностям.
Преодолевать профессиональные трудности по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью воспитателям помогают специалисты, которые имеют практический опыт коррекционной работы с такими детьми. Передача опыта наиболее эффективно осуществляется в таких видах деятельности как: интегрированные занятия, мастер-классы, деловые игры.
Таким образом, только совместная работа воспитателей и специалистов даёт положительный результат в развитии инклюзивного дошкольного образования. Повышение квалификации и обучение технологиям индивидуализации обучения и воспитания поможет изменить установки педагогов к инклюзивной практике в дошкольном образовании.
Список литературы
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет. Методическое пособие. ФГОС; Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2018.
Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет. Методическое пособие. ФГОС; Издательство: Мозаика-Синтез. Год: 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для педагогов "Основные формы сопровождения дошкольников с РАС в условиях инклюзивного образования"
Использование форм работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра в условиях инклюзивного образования...
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследован...
Статья на тему «Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период ранней адаптации к ДОО»
В статье описаны основные направления адаптационной работы педагога-психолога с детьми раннего возраста с учетом требований программы "Теремок" (И.А. Лыкова). Рассмотрены классические и инно...
Статья на тему: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Данная статья посвящена психолого – педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.Перед тем, как определится с гипотезой и задачами исследовани...
Сборник статей на тему: "Психолого - педагогическое сопровождение детей: современные тенденции развития"
Статья на тему: "Фольклор в воспитании у дошкольников любви к малой Родине"....
Сборник статей на тему: "Психолого - педагогическое сопровождение детей: современные тенденции развития"
Статья на тему: "Фольклор воспитании у дошкольников любви к малой Родине"....