Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников
материал

Доклад на тему: «Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей дошкольников»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №77 «Рябинушка»

ДОКЛАД

на тему:

«Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников»

Подготовила:

Бакина Мария Сергеевна

музыкальный руководитель

2019 г.


 «Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников»

Музыкально-дидактические игры (далее МДИ) – эффективное средство познания музыкальной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. На это обращали внимание многие видные отечественные педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.

 Использование МДИ позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению МДИ у дошкольников активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, общие музыкальные способности (ладовысотный слух, чувство ритма), возникает интерес к музыке, появляется желание самостоятельно осваивать музыкальные игры.

МДИ, как игровая форма обучения, явление очень сложное. В ней действуют одновременно два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» – так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером. Развитие самостоятельных игровых действий подсказывается развитием музыкальных образов, литературным текстом песни, характером движения.

По данным авторов, все игры условно делятся на три группы:

  • игры на развитие ладового чувства;
  • игры на развитие музыкально-слуховых представлений;
  • игры на развитие чувства ритма.

Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей, можно квалифицировать игры именно по этому основанию – это по их возможностям в развитии каждой из трех основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. Пособия и игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены построений в отдельных частях произведения, различению жанра. Здесь могут применяться все виды пособий и игр – это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры – сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров [7].

Игры для развития музыкально-слуховых представлений связанных с различением и воспроизведением звуковысотного движения. Детям нравятся игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

Развитие чувства ритма, способности активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование МДИ, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Таким образом, МДИ соединяют в себе различное сочетание методов музыкального воспитания. Образная, игровая форма, применение разнообразных упражнений позволяют поддерживать у детей интерес к деятельности, осуществлять ее более успешно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...

"Музыкально - дидактические игры для развития музыкальных способностей дошкольников"

Каждый ребенок талантлив от природы.  Игры картотеки помогут ему узнать немного больше....

Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы

Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух,  используя музыкально- дидакт...

«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».

laquo;Музыкально - дидактические игры,  как средство развития музыкальных  способностей   дошкольника»....

Опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музыкальных способностей дошкольников, посредством интерактивных музыкально-дидактических игр»

https://yadi.sk/i/U_meZdLX06fNrg  ссылка на видео-презентацию  Опыта работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Т. И. Яковенко по теме "Развитие музык...

"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...