«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
материал
«Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trifonova_moyo_master-klass_2.docx | 34.64 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
Педагог Трифонова Н.В.
Актуальность темы:
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально - сенсорном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Целевая аудитория:
Цель: Знакомство участников с опытом использования музыкально - дидактических игр, способствующих музыкальному развитию дошкольников. Вызвать интерес педагогов к музыкально – дидактическим играм и приёмам игр на музыкальных инструментах.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с музыкально-дидактическими играми и приёмами игры на музыкальных инструментах
- раскрыть содержание мастер-класса посредством активного участия педагогов в музыкально - дидактических играх.
- убедить педагогов в важности и целесообразности применения музыкально дидактических игр.
Ожидаемые результаты мастер – класса:
- Вовлечь педагогов в участие в играх
- Добиться правильного выполнения заданий
- Провести тематическое занятие «Прогулка в осенний лес» с использованием музыкально – дидактических игр и детских музыкальных инструментов.
Методическое оснащение: Музыкальный зал: мультимедийное оборудование (проектор), детские музыкальные шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры.
- наглядные: презентация, показ иллюстраций к музыкально – дидактическим играм.
- словестные: беседа, вопросы, загадки, стихи.
- практические: игра на детских музыкальных инструментов.
- игровые: дидактические игры.
Структура мастер – класса:
Вступительная часть.
Музыкальный руководитель:
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Тема нашего мастер – класса «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольника».
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития самостоятельной музыкальной деятельности детей. Основное их значение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.
В ходе музыкально - дидактических игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости, развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Всё это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Применение музыкально - дидактических игр даёт мне возможность провести занятие наиболее содержательно и интересно.
Вашему вниманию я хочу предложить вам прогулку по осеннему лесу с применением музыкально – дидактических игр и игры на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель: Подарите мне улыбку, возьмём хорошее настроение и отправимся на прогулку в осенний, сказочный лес. Музыкально дидактическая игра на развитие чувства ритма « Прогулка» Для игры понадобится музыкальный молоточек, можно бубен.
В лес мы пойдём простым шагом. Молоточком отстучать ритмический рисунок простого шага.
Заставка с лесом № 1. Презентация.
Друг за другом мы идем.
И носочки тянем.
Будто лебеди плывем
Держим спинку прямо.
Возьмём молоточек в руки. С помощью его озвучим,
спокойную ходьбу.
Музыкальный руководитель: А теперь мы пойдём с вами так:
Прыг, да скок. Прыг, да скок,
По тропиночке в лесок.
Скачут весело ребята.
Им поможет ветерок!
(С помощью молоточка проиграть музыку - прибавить темп)
Запись дует сильный ветер. № 4.
Музыкальный руководитель: Слышите, подул ветер всё сильнее и сильнее!
На носочки встали, друг за другом побежали!
(На металлофонах прозвучит быстрая музыка.)
Слайд с осенним лесом. № 5.
№ 7 Презентация. Голос Осени: Здравствуйте. Я Золотая осень. Налетел злой холодный ветер и унёс все осенние краски с собой и теперь лес стоит голый, пустой и некрасивый. Я прошу вас о помощи, отыскать осенние краски.
Слайд с бесцветным лесом. № 8.
Музыкальный руководитель: Нужно срочно выручать Осень и осеннюю природу. Как же мы сможем помочь Осени?
Педагоги: У нас же есть музыка, она нам поможет разукрасить лес своими яркими красками.
Музыкальный руководитель: Как вы понимаете раскрасить музыкой?
Педагоги: Весёлая, радостная музыкально – дидактическая игра создаёт хорошее настроение. Мы будем играть в музыкально – дидактические игры и тем самым поможем осени вернуть краски лесу.
Музыкальный руководитель: Когда ветер улетал, он обронил много, много листьев, а на них что - то написано. Может здесь есть какая - то подсказка.
Музыкальный руководитель на листочке читает загадку:
1 - Внутри пустой,
А голос густой.
Сам молчит,
А, бьют, ворчит.
(барабан).
2 - Есть бубенчики на нём,
Пляшут на его макушке,
В ногу всем шагать велит.
Дайте в руки звонкий….
(Бубен)
3 - Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили - дон, дили - дон».
(Колокольчик)
4 – Поиграй и ты немножко,
На красивых ярких…..
( ложках).
5 – Опускаем молоточек
На железные листочки.
И летит весёлый звон,
Что звучит..
(металлофон).
Музыкальный руководитель: и всё вместе это –
Педагоги: Музыкальные инструменты. Это наша первая подсказка! На музыкальных инструментах мы с вами озвучим Осеннюю сказку. Перед вами лежат музыкальные инструменты, я предлагаю воспользоваться ими. Педагоги разбирайте по своему усмотрению музыкальные инструменты.
Музыкально – дидактическая игра «Сказка-шумелка» — это забавные упражнения для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей дошкольного возраста.
ОСЕННЯЯ СКАЗКА
(речевая игра с музыкальными инструментами).
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке. /тихо бьют ладошками по барабану
Где листочком зашурши, /маракасы
Где дождинкой зазвенит /колокольчик
Раздается громкий стук
Это дятел - тук да тук! /деревянные палочки, кубики
Дятел делает дупло
Белке будет там тепло /ксилофоны
Ветерок вдруг налетел
По деревьям пошумел /`шуршалки`
Громче завывает
Тучки собирает /тремоло бубнов
Дождик - динь, дождик - дон!
Капель бойкий перезвон /треугольники, металлофон
Все звенит, стучит, поет
Осень яркая идет! /все инструменты.
Оркестр № 9.
Музыкальный руководитель:
Вот мы с вами и в лесу. На полянке стоит чей то домики . Послушаем музыку и определим на слух «Что делают в домике?»
Проводится музыкально – дидактическая игра «Что делают в домике»
Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку марш, песня, танец и угадать, что происходит в домике. Звучит фонограмма. Например, «Детская полька» М.Глинки, Ребёнок говорит: «В домике танцуют». Выбирает картинку с изображением танцующих детей и т.д.
Презентация.
Музыкальный руководитель: Смотрите! Мы с вами на верном пути! Начали появляться первые яркие краски в лесу.
Играет музыка вихря. № 10.
Музыкальный руководитель:
Что- то стало холодно. Давайте с вами погреемся. Встанем друг за другом и сделаем друг другу массаж.
Идет по спинке холодок – (постукивают пальчиками по спине друг друга)
Ок-ок-ок. (стучат ладонями по спине сверху вниз)
Осенний дует ветерок - (гладят ладонями)
Ок-ок-ок. (стучат ладонями)
Сделаю тебе массаж - (растирают ребрами ладоней)
Аш-аш-аш. (стучат ладонями)
Тебя согрею, друг ты наш - (поколачивают кулачками)
Аш-аш-аш. (стучат ладонями
В любой музыке есть ритм. Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки.
Я предлагаю вам поиграть в музыкально - дидактическую игру «Осенний узор». Эта игра поможет детям дать представление о долгих и коротких звуках. У вас на столах лежат - кленовые листья. Готовый узор на картинке, отстучать на металлофоне. А сейчас я предлагаю из осенних листочков самостоятельно составить ритмический «Осенний узор», и отхлопаем его хлопками. Большой листочек – долгий звук, его назовём - ТА, маленький листочек - короткий звук, его назовём ТИ.
Также, вместо листочков, в любое время года можно использовать снежинки, капельки дождя, цветочки.
Презентация.
Музыкальный руководитель: Все подсказки закончились, и мы пойдём в лес, в поисках новых подсказок.
Физминутка:
Музыкальный руководитель: Ой, а мы кажется, заблудились. Что делают в таком случае в лесу.
Ответы.
Музыкальный руководитель: да нужно
Осенний лес - волшебный, отголосок слышится далеко, и мы поиграем в музыкально – дидактическую игру «Эхо», а также «Ножки и ладошки». Она очень нравится детям. Попробуйте отхлопать и протопать ритм все вместе по этим картинкам!
№13.
Презентация:
Музыкальный руководитель: Что это может быть? Мы, случайно, никакой игры с вами не знаем, где нужны яркие краски?
Конечно! Также в своей работе я использую видео музыкально дидактических игр. Постольку поскольку мы с вами поиграли в музыкально дидактические игры, где применили музыкально шумовые инструменты, я предлагаю поиграть в музыкально – дидактическую игру «Весёлый гном». Разбираем музыкальные инструменты. Смотрим на экран.
№14
Презентация – Голос осени. Слайд яркого осеннего леса. №15.
№ 16. Голос Осени. Дорогие, мои, посмотрите! Лес снова засверкал разноцветными красками! У вас получилось вызволить краски из плена злого ветра! Спасибо, вам, большое! За это я вас отблагодарю и дарю вам альбом и краски, будете рисовать свой осенний лес, а подарок найдёте в своёй группе.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы помогли Осени вернуть яркие краски леса. В этом нам помогли музыкально – дидактические игры и музыка. И мне бы хотелось, чтобы мы всегда дружили с музыкой, потому что «если дружат музыка и дети, ничего прекрасней нет на свете!».
Музыкальный руководитель: Наша прогулка по осеннему лесу подошла к концу. А теперь нам пора возвращаться и я хочу пожелать вам здоровья и радости в наступающем году, хороших и весёлых вам утренников, и счастья в своих семьях.
Список литературы:
Зимина А.Н. «Музыкально – дидактические игры»: М. – 1999. – 48с.
Зимина А.Н. «основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста»: М.ВЛАДОС – 2000. – 149с.
Лихачёв Д.Б. «Теория эстетического воспитания – М.: Педагогика. – 2002, 183с.
Костина Э.П. «Музыкально – дидактические игры».
Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: просвещение 1986. – 144 с., л. ил., нот.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Ведущая педагогическая идея - показать возможности и роль использования музыкально – дидактических игр и упражнений в формировании музыкально – творческих способностей в процессе целенаправленной педа...
МЕТОДИЧЕСИКЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Музыкально-дидактические игры -как средство развития музыкальных творческих способностей у дошкольников»
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совер...
Конспект НОД «Колобок в гостях у ребят», «Музыкально - дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей дошкольников» средней группы
Использование музыкально – дидактических игр для развития музыкальных способностей детей. Задачи:- Развивать чувство ритма, звуковысотный, тембровый слух, используя музыкально- дидакт...
Консультация для воспитателей "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников"
Организатором процесса музыкального воспитания и развития ребёнка в детском саду является музыкальный руководитель. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное воспитание детей непосредств...
Музыкально-дидактическая игра ,как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Конференция...
Музыкально - дидактические игры, как средство развития речи дошкольников. Семинар - практикум для воспитателей.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности,в доступной игровой форме помочь им разобраться:- в соотношении звуков по высоте...
"Музыкально- дидактические игры как средство развития музыкальных способностей дошкольников"
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...