Собственный инновационный педагогический опыт
учебно-методический материал на тему

Митенькина Елена Николаевна

 

                                                                                                                                                                                                                                              Собственный  инновационный педагогический опыт

 

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»

воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

 

                                                                                                                                                                                                                                                                Митенькиной Елены Николаевны

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собственный  инновационный педагогический опыт

«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»

воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

              Митенькиной Елены Николаевны

                         

Актуальность.  В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

     Я считаю, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Я уверена, что именно Музей, как хранитель подлинных свидетельств  прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.  Работая по данной теме, я пришла к выводу, что формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Уловить эту «историческую нить поколений» и передать ее детям   мне помогает музейная педагогика.

      Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все начинается с детства, с  любви к Родине, поэтому детский сад должен готовить детей к жизни, формируя  всесторонне развитую личность.

Концептуальность (своеобразие и новизна)                         

     Использование музейной педагогики в образовательном процессе  позволяет поднять на более высокий уровень не только усвоение знаний  о прошлом своего народа, но и проследить развитие  культуры своей Родины на современном этапе развития. В настоящее время исследованиям в области  музейной педагогики уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации.   В то же время область активных игровых методов и приемов в работе воспитателя  по данному вопросу недостаточно изучена.

    Поэтому я считаю, что новизна  заключается в  разработке  занятий, новых методов и форм работы по ознакомлению дошкольников с музейным пространством  с использованием  игровых  и информационно-коммуникационных технологий.   

      Работа по поликультурному  воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ реализуется в соответствии со следующими принципами:

  • доступность содержания
  • актуальность
  • разнообразие

Теоретическое обоснование 

    Для обеспечения теоретической базы  наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем», я опиралась на следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:

1. Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.

2. Красная изба.  С-П «Детство» 2000г.

3. Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков,  Казань, 1990г.

4. Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.

5. Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.

6.  Исайкина А.И. Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ  

7. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович.  N 12. – 2007.

8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.

10. «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.

Для реализации проекта я определила следующую цель:

Цель: создать  условия для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп   средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.

     Для достижения поставленной цели, я выдвинула следующие задачи:

- Познакомить с основами национальной культуры.

- Приобщить детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.

- Воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;

- Воспитывать личность ребенка в духе мира, взаимопонимания и уважения с другими народами. Необходимости сохранения культуры мира.

- Воспитывать положительное поликультурное  отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.

Идея моего педагогического опыта - создание условий для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп   средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ. Разработка новых форм взаимодействия педагогов ДОУ с детьми и родителями по ознакомлению с музейной педагогикой.

Оптимальность и эффективность средств

Применяемые средства, используемые в реализации инновационного проекта  можно разделить на три группы: 

- Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.

-Социально –средовые средства – включают в себя семейную среду

 ( обычаи, традиции, коллекции домашнего музея);среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.

-Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада.

• Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов.

• Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения ( например, путешествие в прошлое предмета).

Используемые средства являются оптимальными и эффективными.

     Детям очень понравились игры-путешествия музейного содержания по формированию художественной культуры: «В мире старинных вещей», «История старого сундучка», «Кукла от старины до современных дней», «Край ты мой родимый», «В гостях у мастериц», «Мордовия спортивная», «Прошлое и настоящее родного края»,  «Выдающиеся люди Мордовии» и мн. др. Театрализованная постановка по народным сказкам для детей младшего возраста с использованием музейной утвари.

       Семья играет исключительную роль  в нравственном становлении  личности,  в сохранении и передаче культурных ценностей. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.

     В реализации проектной деятельности я использовала  следующие 

Формы работы с семьей:

- Выпуск семейных газет.

- Проектная деятельность.

- Выставки совместных поделок.

- Фотовыставки,  конкурсы поделок, семейные  фоторепортажи.

- Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.

     Работу по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, педагоги дополнительного образования, учителя. Что-то могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса. Интересная тема  проекта, занимательный материал, многообразие форм, методов и приемов  в работе раскрывают для каждого участника образовательного процесса свои достижения:

Для педагогов: повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей

 Для воспитанников: повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.

Для родителей: повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.

     В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему.

Результативность опыта

     

     Дети, полюбив и освоив музейное пространство, стали  благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появился познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. Более осознанно и вдумчиво дети стали относиться к предметам старины. Они сравнивают их с современными вещами, находят что-то общее, подчеркивают самобытность народной утвари. С огромной любовью и нежностью восприняли дети путешествие в «Прошлое и настоящее родного края», где проследили развитие родного края от прошлого, до современных дней. Многообразие музейных предметов, достоверность, доступность, актуальность материала заинтересовали  дошкольников и сделали истинными ценителями «музейного» достояния. Дети стали уважать культуру, традиции своего народа и народов проживающих рядом (на примере татарского, русского и мордовского народа).

     Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к музейному пространству, они с большим желанием принимали участие в пополнении музейного пространства ДОУ.

   

  Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

     Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные от посещения музея способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

 Возможность тиражирования   

    Своей работой по проекту я охотно поделилась на педагогическом совете ДОУ, на районном педагогическом конкурсе « Поиск. Технологии. Успех», в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых  «Актуальные проблемы методики дошкольного образования». Обобщенный опыт по проекту опубликован на Всероссийском сайте  МАААМ.RU, на сайте воспитателя nsportal.ru., а так же опубликован в пособии «Комплексный подход в современной педагогической науке и образовании».

                                     

       ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

П \№

Содержание работы

                Цели

       Сроки

                                                         Работа с детьми                  

1

      2

     3

     

      4

Беседа на тему

«Чудо - вещи », «История вещей»

 

Посещение музея ДОУ по теме  «Предметы старины» (русской, татарской, мордовской культур).

Дидактическая игра « В мире старинных вещей»

Рассматривание пособия «В мире старинных вещей». Беседа

Расширить представления детей об образе жизни мордовского народа, особенности ведения домашнего  быта, кухни, утвари. Познакомить с историей происхождения вещей.

Уточнить представления детей о культуре и традициях русского, татарского и мордовского народа. Познакомить с предметами старины.

На примере игры учить детей находить сходства и различия между предметами быта разных народов.

Закрепить знания детей о предметах старины. Учить сравнивать, сопоставлять предметы быта, проводить параллель с современностью, развивать мышление интерес к народной жизни.

       октябрь

     Работа с родителями

     1

Организация помощи родителей в пополнении окружающей среды реалиями народного быта.

Консультация «Организация мини-музея в ДОУ»

Привлечь родителей в посильной помощи в организации и пополнении мини-музея, окружающей среды

    Работа с детьми                                           ноябрь

1.Посещение мини-музея.

Мордовский национальный костюм

2.Беседа на тему  «Одежда и обувь мордвы»

3.Рисование на тему «Укрась фартук мордовским орнаментом»

( на примере мордовской вышивки).

4. Рассматривание развивающего пособия «Матрешки»

Расширить представления детей об образе жизни мордовского народа, особенности ведения домашнего  быта, кухни, утвари. Познакомить с историей происхождения вещей.

Уточнить представления детей о культуре и традициях русского, татарского и мордовского народа. Познакомить с предметами старины.

На примере игры учить детей находить сходства и различия между предметами быта разных народов.

Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой, показать красоту и самобытность русской народной игрушки, сувенира. Воспитывать интерес к народной игрушке.

    Работа с родителями              

1. Оформление пособия «Выдающиеся люди Мордовии».

2. Консультация « Приобщение дошкольников к музею ДОУ»

Организация помощи родителей в пополнении  демонстративного материала о выдающихся людях Мордовии.

Показать значимость организации мини-музея в ДОУ для подрастающего покаления.

    Работа с детьми                                             декабрь

1. Посещение мини-избы.

Рассматривание   мордовского народного костюма (выявление особенностей мордовского орнамента, сравнение с русским).

 

2. Дидактическая игра    «Наряди куклу в мордовский наряд»

3.Дидактическая игра «Сложи герб и флаг» (собрать целое из частей)

Познакомить с национальным мордовским костюмом

Обратить внимание на красоту и трудоемкость мордовской вышивки. Обратить внимание на особенности растительного орнамента, сравнить, выявить

сходства и различия с русским и мордовским орнаментом

Развивать интерес к национальной культуре.

Познакомить  с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Формировать интерес к орнаментам женского национального костюма

Приобщать к культурным ценностям разных народов

.

Закрепить знания о  символике своей страны, своей малой Родины

    Работа с родителями              

1.Оформление пособия «Красота народного костюма»

Привлечь родителей к работе по ознакомлению с национальным  костюмом.

Работа с детьми                                                       январь

1.Дидактическая игра «Расписное лото»

2.Знакомство с национальным татарским костюмом. Посещение музея.

3.Подвижная игра

Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч).

4.Чтение стихов о Родине.

Пособие «Стихи о Родине»

Учить детей отображать в рисунке красоту мордовской вышивки, яркость и четкость колорита. Развивать творчество.

Познакомить с русским народным костюмом.

Обратить внимание на отличительные особенности русского орнамента. Развивать интерес к национальной культуре.

Учить детей находить сходство и различие в орнаменте разных народов на примере русской, татарской и мордовской культуры.

Разучить с детьми стихи о Родине. Воспитывать любовь к Родине.

       Работа с родителями              

1.Консультации  с родителями в вопросе организации  посещения мини-музеев и художественных выставок.

2. «Ребенок в пространстве музея»

3.Оформление альбома «Святые места России»

Настроить родителей на совместные  с детьми выставки  и музеи. Привлечь родителей к совместному сотрудничеству  по теме.

Организовать   совместную экскурсию в музей  

родителей и детей.

Привлечь родителей к оформлению альбома «Святые места России»

Работа с педагогами

П/ игра с руководителем по физической культуре. «Пахари и жнецы» ( с пением)

Учить детей выполнять игровые действия, обогащать двигательный опыт, развивать творчество. Приобщать к культуре русского народа, развивать потребность в музыке.

Работа с детьми                                                 январь

1.«Знакомство с творчеством великого скульптора С. Эрьзи»

 

2.Рассматривание

работ великого скульптора  

С. Эрьзи

3.Дидактическая игра «Собери целое из частей»

4.Знакомство с творчеством известного художника Ф.Сычкова

5. Рассматривание пособия «Прошлое и настоящее города Саранска». Беседа

Познакомить детей с творчеством выдающегося мордовского скульптора С.Д.Эрзи

Познакомить детей с работами известного мордовского скульптора.

Познакомить детей с творчеством известного мордовского художника

Ф. Сычкова

Познакомить детей с работами известного художника Ф.Сычкова.

Познакомить детей с прошлым г. Саранска. Показать каким Саранск стал сейчас. Воспитывать любовь к малой Родине.

                                                                  Работа с родителями  

           

1.Организация помощи родителей в пополнении  демонстративного материала о творчестве талантливых людей

(великого скульптора С. Эрьзи и известного художника Ф.Сычкова)

Привлечь родителей к теме «Выдающиеся люди земли мордовской».

       Работа с детьми                                           февраль

1.Беседа  на тему «Выдающиеся люди Мордовской земли».

2.Знакомство с мордовскими композиторами

Ниной Васильев-

ной Кошелевой и

Леонидом Петровичем Кирюковым

3.Посещение выставки ДОУ «Люди спорта».

Рассматривание пособия (альбома) «Мордовия спортивная»

4. Игра «Мордовия-республика спорта»

4.Беседа на тему  «Народные промыслы».

Посещение  музея и избы.

Знакомство с предметами труда.

5. Рассматривание альбома  «Святые места России».

Познакомить детей с героями, выдающимися людьми Мордовской земли; подвести к пониманию того, что народ хранит память о подвигах знаменитых земляков - героях Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн.

Познакомить детей с известными мордовскими спортсменами. Воспитывать чувство гордости за родной край.

Познакомить детей с выдающимися людьми

композиторами  Мордовии

Ниной Васильев-

ной Кошелевой и

Леонидом Петровичем Кирюковым.

Развивать интерес к музыке; воспитывать

интерес и любовь к родной культуре.

Познакомить детей с выдающимися спортсменами Мордовии. Развивать интерес к своей малой Родине  и воспитывать гордость за родной край.

Учить детей называть и различать виды спорта. Воспитывать интерес к спорту, чувство гордости за мордовских спортсменов.

Расширить представления детей о народных промыслах. Учить выделять характерные особенности различных промыслов, воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Познакомить детей  со святыми местами России. Развивать кругозор, мышление. Воспитывать любовь к Родине.

Работа с родителями              

1. Оформление папки-передвижки ««Мастера Земли Мордовской».

Работа с детьми                                             март                                

1.Прослушивание аудиокниги «Сказки про лисиц от известных лиц».

2. Дидактическая  игра

« Собери  герб и флаг»

Символика Мордовии

3.Рассматривание альбома «Мастера Земли Мордовской»

4. Знакомство с народным фольклором.  «Народные пословицы, поговорки. Сказки».

5. Чтение и разучивание мордовских пословиц и  поговорок (сравнение с русским и татарским фольклором)

Познакомить детей с  мордовскими композиторами. Воспитывать гордость за малую Родину.

 

Учить детей складывать (собирать) из частей герб, флаг России, Республики Мордовия, села Лямбирь. Развивать память, внимание, усидчивость.

Познакомить детей с мастерами Мордовской земли.  Воспитывать гордость и любовь с родному краю.

Показать детям многообразие народного фольклора. Учить видеть доброту и справедливость во всех произведениях УНТ разных народов.

Познакомить детей с национальной литературой, фольклором. Учить сравнивать, находить общие ценности в татарской, мордовской и русской литературе.

                                                            Работа с детьми                                                апрель

1.Дидактическая  игра

«Расписное лото»

2.Знакомство с мордовской азбукой

« Тиринь кель Азбука» Раисы Щанкиной.

3.Беседа «Мое любимое село»

4 Непосредственная образовательная деятельность « Лямбирь - мое любимое село».

5. Развивающая игра «В мире старинных вещей». «Подбери пару».

6.Символика России, Республики Мордовия, малой Родины -  Лямбирского района ( герб, флаг, гимн).

Учить детей складывать (собирать) из частей целое. Закрепить сходства и различия мордовской , русской и татарской росписи.

Познакомить с мордовской азбукой  « Тиринь кель Азбука» Раисы Щанкиной. Расширить знания о мордовской культуре.

Актуализировать и дополнить знания о родном селе, учить рассказывать о его достопримечательностях.

Вызвать чувство восхищения красотой родного села; воспитывать гордость за него, желание сделать его еще красивее.

Познакомить детей с историей родного села, с его достопримечательностями. Воспитывать любовь к малой Родине.

Закрепить знание детей о старинных вещах. Учить находить им применение, сравнивать с современными вещами, находить сходство и различия.

Закрепить знания детей о символике России, Республики Мордовия, Лямбирского района. Воспитывать любовь к Родине.

Работа с родителями              

1. Анкетирование  «Любит ли Ваш ребенок  (рассматривать/читать книги мордовских авторов?)

Привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам ознакомления с

    Работа с детьми                                      май

1. Беседа « Голубая красота»

Рассматривание альбома «Сказочная гжель»

2. Ситуация общения «Народные игры.

3. Организация НОД  « Прошлое и настоящее

 родного края».

4. Беседа «Народные промыслы».

5.Разучивание Гимна РФ.  

Закрепить знания детей о разновидности русской росписи - гжель. Учить видеть красоту, воспитывать эстетическое восприятие.

Познакомить детей с разновидностью народных игр. Развивать интерес к наследию других народов. Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур.

Расширять круг сведений о национально-региональных особенностях родного края. Познакомить с его историческим прошлым и настоящим.

Познакомить детей с народными промыслами, народными умельцами мордовской земли. Расширять кругозор детей, воспитывать гордость за родной край.

Познакомить детей с гимном Российской Федерации. Разучить наизусть гимн РФ. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину.

  Работа с родителями

1. Организация НОД  (открытое занятие с родителями) « И в будни и в праздники вместе!»

Закрепить мордовский, татарский и русский орнамент, учить находить сходства и различия в росписях. Развивать кругозор детей, их творческие способности.

Воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур.



Подписи к слайдам:


МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»Разработала воспитатель Митенькина Е.Н.
Проект
2013-2014 уч. год
Цель: создать условия для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.
Задачи:Продолжить знакомить детей с основами национальной культуры, приобщить к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России через музейную педагогику.Воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.Воспитывать детей в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания уважения к представителям других народов. Необходимости сохранения культуры мира. Обогатить воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями. Воспитывать положительное поликультурное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Актуальность

Низкий уровеньразвития личности
2.Незнание культуры своего народа
3. Диалог культур
4. Отсутствие поликультурной компетентности
Нравственный вакуум
Концептуальность

Музей
МИНИ – МУЗЕИ В ДЕТСКОМ САДУ -особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма
Принципы работы:
-доступность содержания - актуальность - разнообразие
Материально-техническое обеспечение:
Методическое обеспечение
Дети
Родители
Педагоги
Предполагаемый результат:
Этапы проекта
Организационный
Практический
Результат
1 этап
2 этап
3 этап
1 этапОрганизационный
Разработка идеи, постановка задач
планирование основных этапов и структуры проекта
формулировка проблемы
подбор литературы, наглядного и дидактического материала
проведение опроса и анализа уровня знаний детей по тематике проекта (зона ближайшего развития).
Продуктивный этап
Посещение мини-музея ДОУКоллекционирование вместе с детьми.Пополнение мини-музея группы.- Работа клуба «Друзья музея»
Игры и упражнения музейного содержания по формированию художественной культуры
Игра «Какой это орнамент?»
Игра «Собери флаг»
Настольная игра «Расписное домино» (русская, мордовская, татарская роспись)
Знакомство с национальным народным костюмом
Русский национальный костюм
Мордовский национальный костюм
Татарский национальный костюм
Знакомство с национальной литературой
Викторина «Край ты мой любимый!»
«В мире старинных вещей»
«Секреты старины»
Знакомство с люлькой
Мордовские композиторы
Кошелева Нина Васильевна
Митин Николай Николаевич
Композиторы и художники земли мордовской
Сычков Федот Васильевич - Художник
с. д. эрьзя – мордовский скульптор, художник
Тематические занятия, обзорные экскурсии, конкурсы и викторины.
Обзорная экскурсия «Мордовия спортивная»
Работа с педагогами
Физическое развитие: народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», «Коршун», «Хитрая лиса», татарская национальная игра «Продаем горшки», « Кто первый», «Тимербай», и др.
Музыкальное развитие:
Рассматривание картин для знакомства с жанрами музыкальных произведений, прослушивание музыкальных национальных композиций (русской, татарской, мордовской музыки), фольклорные развлечения с участием родителей разучивание песен, стихов на татарском, мордовском языке, народные игры и т.д.
Формы работы с семьей
- Выпуск семейных газет.- Проектная деятельность. Выставки совместных поделок. Фотовыставки, конкурсы поделок.- Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.- Консультации с родителями в вопросе организации, посещений мини-музеев и художественных выставок.
Результативность опыта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"

Cистема дидактических игр этнокультурного содержания,   ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...

Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.

        Ведущая идея  педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...

Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны

В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...