Собственный инновационный педагогический опыт
учебно-методический материал на тему
Собственный инновационный педагогический опыт
«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Митенькиной Елены Николаевны
Скачать:
Предварительный просмотр:
Собственный инновационный педагогический опыт
«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Митенькиной Елены Николаевны
Актуальность. В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Я считаю, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Я уверена, что именно Музей, как хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Работая по данной теме, я пришла к выводу, что формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Уловить эту «историческую нить поколений» и передать ее детям мне помогает музейная педагогика.
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Все начинается с детства, с любви к Родине, поэтому детский сад должен готовить детей к жизни, формируя всесторонне развитую личность.
Концептуальность (своеобразие и новизна)
Использование музейной педагогики в образовательном процессе позволяет поднять на более высокий уровень не только усвоение знаний о прошлом своего народа, но и проследить развитие культуры своей Родины на современном этапе развития. В настоящее время исследованиям в области музейной педагогики уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации. В то же время область активных игровых методов и приемов в работе воспитателя по данному вопросу недостаточно изучена.
Поэтому я считаю, что новизна заключается в разработке занятий, новых методов и форм работы по ознакомлению дошкольников с музейным пространством с использованием игровых и информационно-коммуникационных технологий.
Работа по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ реализуется в соответствии со следующими принципами:
- доступность содержания
- актуальность
- разнообразие
Теоретическое обоснование
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем», я опиралась на следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:
1. Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.
2. Красная изба. С-П «Детство» 2000г.
3. Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков, Казань, 1990г.
4. Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.
5. Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.
6. Исайкина А.И. Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ
7. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007.
8. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
10. «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
Для реализации проекта я определила следующую цель:
Цель: создать условия для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.
Для достижения поставленной цели, я выдвинула следующие задачи:
- Познакомить с основами национальной культуры.
- Приобщить детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.
- Воспитывать понимание самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- Воспитывать личность ребенка в духе мира, взаимопонимания и уважения с другими народами. Необходимости сохранения культуры мира.
- Воспитывать положительное поликультурное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Идея моего педагогического опыта - создание условий для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ. Разработка новых форм взаимодействия педагогов ДОУ с детьми и родителями по ознакомлению с музейной педагогикой.
Оптимальность и эффективность средств
Применяемые средства, используемые в реализации инновационного проекта можно разделить на три группы:
- Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.
-Социально –средовые средства – включают в себя семейную среду
( обычаи, традиции, коллекции домашнего музея);среду мини – музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка.
-Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:
• Собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада.
• Совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов.
• Экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения ( например, путешествие в прошлое предмета).
Используемые средства являются оптимальными и эффективными.
Детям очень понравились игры-путешествия музейного содержания по формированию художественной культуры: «В мире старинных вещей», «История старого сундучка», «Кукла от старины до современных дней», «Край ты мой родимый», «В гостях у мастериц», «Мордовия спортивная», «Прошлое и настоящее родного края», «Выдающиеся люди Мордовии» и мн. др. Театрализованная постановка по народным сказкам для детей младшего возраста с использованием музейной утвари.
Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
В реализации проектной деятельности я использовала следующие
Формы работы с семьей:
- Выпуск семейных газет.
- Проектная деятельность.
- Выставки совместных поделок.
- Фотовыставки, конкурсы поделок, семейные фоторепортажи.
- Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.
Работу по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ может провести любой заинтересованный воспитатель ДОУ, педагоги дополнительного образования, учителя. Что-то могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса. Интересная тема проекта, занимательный материал, многообразие форм, методов и приемов в работе раскрывают для каждого участника образовательного процесса свои достижения:
Для педагогов: повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей
Для воспитанников: повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.
В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему.
Результативность опыта
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, стали благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появился познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. Более осознанно и вдумчиво дети стали относиться к предметам старины. Они сравнивают их с современными вещами, находят что-то общее, подчеркивают самобытность народной утвари. С огромной любовью и нежностью восприняли дети путешествие в «Прошлое и настоящее родного края», где проследили развитие родного края от прошлого, до современных дней. Многообразие музейных предметов, достоверность, доступность, актуальность материала заинтересовали дошкольников и сделали истинными ценителями «музейного» достояния. Дети стали уважать культуру, традиции своего народа и народов проживающих рядом (на примере татарского, русского и мордовского народа).
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к музейному пространству, они с большим желанием принимали участие в пополнении музейного пространства ДОУ.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные от посещения музея способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.
Возможность тиражирования
Своей работой по проекту я охотно поделилась на педагогическом совете ДОУ, на районном педагогическом конкурсе « Поиск. Технологии. Успех», в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «Актуальные проблемы методики дошкольного образования». Обобщенный опыт по проекту опубликован на Всероссийском сайте МАААМ.RU, на сайте воспитателя nsportal.ru., а так же опубликован в пособии «Комплексный подход в современной педагогической науке и образовании».
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ
П \№ | Содержание работы | Цели | Сроки | |||||||||
Работа с детьми | ||||||||||||
1 2 3
4 | Беседа на тему «Чудо - вещи », «История вещей»
Посещение музея ДОУ по теме «Предметы старины» (русской, татарской, мордовской культур). Дидактическая игра « В мире старинных вещей» Рассматривание пособия «В мире старинных вещей». Беседа | Расширить представления детей об образе жизни мордовского народа, особенности ведения домашнего быта, кухни, утвари. Познакомить с историей происхождения вещей. Уточнить представления детей о культуре и традициях русского, татарского и мордовского народа. Познакомить с предметами старины. На примере игры учить детей находить сходства и различия между предметами быта разных народов. Закрепить знания детей о предметах старины. Учить сравнивать, сопоставлять предметы быта, проводить параллель с современностью, развивать мышление интерес к народной жизни. | октябрь | |||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1 | Организация помощи родителей в пополнении окружающей среды реалиями народного быта. Консультация «Организация мини-музея в ДОУ» | Привлечь родителей в посильной помощи в организации и пополнении мини-музея, окружающей среды | ||||||||||
Работа с детьми ноябрь | ||||||||||||
1.Посещение мини-музея. Мордовский национальный костюм 2.Беседа на тему «Одежда и обувь мордвы» 3.Рисование на тему «Укрась фартук мордовским орнаментом» ( на примере мордовской вышивки). 4. Рассматривание развивающего пособия «Матрешки» | Расширить представления детей об образе жизни мордовского народа, особенности ведения домашнего быта, кухни, утвари. Познакомить с историей происхождения вещей. Уточнить представления детей о культуре и традициях русского, татарского и мордовского народа. Познакомить с предметами старины. На примере игры учить детей находить сходства и различия между предметами быта разных народов. Познакомить детей с русской народной игрушкой-матрешкой, показать красоту и самобытность русской народной игрушки, сувенира. Воспитывать интерес к народной игрушке. | |||||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1. Оформление пособия «Выдающиеся люди Мордовии». 2. Консультация « Приобщение дошкольников к музею ДОУ» | Организация помощи родителей в пополнении демонстративного материала о выдающихся людях Мордовии. Показать значимость организации мини-музея в ДОУ для подрастающего покаления. | |||||||||||
Работа с детьми декабрь | ||||||||||||
1. Посещение мини-избы. Рассматривание мордовского народного костюма (выявление особенностей мордовского орнамента, сравнение с русским).
2. Дидактическая игра «Наряди куклу в мордовский наряд» 3.Дидактическая игра «Сложи герб и флаг» (собрать целое из частей) | Познакомить с национальным мордовским костюмом Обратить внимание на красоту и трудоемкость мордовской вышивки. Обратить внимание на особенности растительного орнамента, сравнить, выявить сходства и различия с русским и мордовским орнаментом Развивать интерес к национальной культуре. Познакомить с частями национальной одежды мокшан и эрзян. Формировать интерес к орнаментам женского национального костюма Приобщать к культурным ценностям разных народов . Закрепить знания о символике своей страны, своей малой Родины | |||||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1.Оформление пособия «Красота народного костюма» | Привлечь родителей к работе по ознакомлению с национальным костюмом. | |||||||||||
Работа с детьми январь | ||||||||||||
1.Дидактическая игра «Расписное лото» 2.Знакомство с национальным татарским костюмом. Посещение музея. 3.Подвижная игра Татарская национальная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч). 4.Чтение стихов о Родине. Пособие «Стихи о Родине» | Учить детей отображать в рисунке красоту мордовской вышивки, яркость и четкость колорита. Развивать творчество. Познакомить с русским народным костюмом. Обратить внимание на отличительные особенности русского орнамента. Развивать интерес к национальной культуре. Учить детей находить сходство и различие в орнаменте разных народов на примере русской, татарской и мордовской культуры. Разучить с детьми стихи о Родине. Воспитывать любовь к Родине. | |||||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1.Консультации с родителями в вопросе организации посещения мини-музеев и художественных выставок. 2. «Ребенок в пространстве музея» 3.Оформление альбома «Святые места России» | Настроить родителей на совместные с детьми выставки и музеи. Привлечь родителей к совместному сотрудничеству по теме. Организовать совместную экскурсию в музей родителей и детей. Привлечь родителей к оформлению альбома «Святые места России» | |||||||||||
Работа с педагогами | ||||||||||||
П/ игра с руководителем по физической культуре. «Пахари и жнецы» ( с пением) | Учить детей выполнять игровые действия, обогащать двигательный опыт, развивать творчество. Приобщать к культуре русского народа, развивать потребность в музыке. | |||||||||||
Работа с детьми январь | ||||||||||||
1.«Знакомство с творчеством великого скульптора С. Эрьзи»
2.Рассматривание работ великого скульптора С. Эрьзи 3.Дидактическая игра «Собери целое из частей» 4.Знакомство с творчеством известного художника Ф.Сычкова 5. Рассматривание пособия «Прошлое и настоящее города Саранска». Беседа | Познакомить детей с творчеством выдающегося мордовского скульптора С.Д.Эрзи Познакомить детей с работами известного мордовского скульптора. Познакомить детей с творчеством известного мордовского художника Ф. Сычкова Познакомить детей с работами известного художника Ф.Сычкова. Познакомить детей с прошлым г. Саранска. Показать каким Саранск стал сейчас. Воспитывать любовь к малой Родине. | |||||||||||
Работа с родителями
| ||||||||||||
1.Организация помощи родителей в пополнении демонстративного материала о творчестве талантливых людей (великого скульптора С. Эрьзи и известного художника Ф.Сычкова) | Привлечь родителей к теме «Выдающиеся люди земли мордовской». | |||||||||||
Работа с детьми февраль | ||||||||||||
1.Беседа на тему «Выдающиеся люди Мордовской земли». 2.Знакомство с мордовскими композиторами Ниной Васильев- ной Кошелевой и Леонидом Петровичем Кирюковым 3.Посещение выставки ДОУ «Люди спорта». Рассматривание пособия (альбома) «Мордовия спортивная» 4. Игра «Мордовия-республика спорта» 4.Беседа на тему «Народные промыслы». Посещение музея и избы. Знакомство с предметами труда. 5. Рассматривание альбома «Святые места России». | Познакомить детей с героями, выдающимися людьми Мордовской земли; подвести к пониманию того, что народ хранит память о подвигах знаменитых земляков - героях Великой Отечественной, Чеченской и Афганской войн. Познакомить детей с известными мордовскими спортсменами. Воспитывать чувство гордости за родной край. Познакомить детей с выдающимися людьми композиторами Мордовии Ниной Васильев- ной Кошелевой и Леонидом Петровичем Кирюковым. Развивать интерес к музыке; воспитывать интерес и любовь к родной культуре. Познакомить детей с выдающимися спортсменами Мордовии. Развивать интерес к своей малой Родине и воспитывать гордость за родной край. Учить детей называть и различать виды спорта. Воспитывать интерес к спорту, чувство гордости за мордовских спортсменов. Расширить представления детей о народных промыслах. Учить выделять характерные особенности различных промыслов, воспитывать уважение к труду народных мастеров. Познакомить детей со святыми местами России. Развивать кругозор, мышление. Воспитывать любовь к Родине. | |||||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1. Оформление папки-передвижки ««Мастера Земли Мордовской». | ||||||||||||
Работа с детьми март | ||||||||||||
1.Прослушивание аудиокниги «Сказки про лисиц от известных лиц». 2. Дидактическая игра « Собери герб и флаг» Символика Мордовии 3.Рассматривание альбома «Мастера Земли Мордовской» 4. Знакомство с народным фольклором. «Народные пословицы, поговорки. Сказки». 5. Чтение и разучивание мордовских пословиц и поговорок (сравнение с русским и татарским фольклором) | Познакомить детей с мордовскими композиторами. Воспитывать гордость за малую Родину.
Учить детей складывать (собирать) из частей герб, флаг России, Республики Мордовия, села Лямбирь. Развивать память, внимание, усидчивость. Познакомить детей с мастерами Мордовской земли. Воспитывать гордость и любовь с родному краю. Показать детям многообразие народного фольклора. Учить видеть доброту и справедливость во всех произведениях УНТ разных народов. Познакомить детей с национальной литературой, фольклором. Учить сравнивать, находить общие ценности в татарской, мордовской и русской литературе. | |||||||||||
Работа с детьми апрель | ||||||||||||
1.Дидактическая игра «Расписное лото» 2.Знакомство с мордовской азбукой « Тиринь кель Азбука» Раисы Щанкиной. 3.Беседа «Мое любимое село» 4 Непосредственная образовательная деятельность « Лямбирь - мое любимое село». 5. Развивающая игра «В мире старинных вещей». «Подбери пару». 6.Символика России, Республики Мордовия, малой Родины - Лямбирского района ( герб, флаг, гимн). | Учить детей складывать (собирать) из частей целое. Закрепить сходства и различия мордовской , русской и татарской росписи. Познакомить с мордовской азбукой « Тиринь кель Азбука» Раисы Щанкиной. Расширить знания о мордовской культуре. Актуализировать и дополнить знания о родном селе, учить рассказывать о его достопримечательностях. Вызвать чувство восхищения красотой родного села; воспитывать гордость за него, желание сделать его еще красивее. Познакомить детей с историей родного села, с его достопримечательностями. Воспитывать любовь к малой Родине. Закрепить знание детей о старинных вещах. Учить находить им применение, сравнивать с современными вещами, находить сходство и различия. Закрепить знания детей о символике России, Республики Мордовия, Лямбирского района. Воспитывать любовь к Родине. | |||||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1. Анкетирование «Любит ли Ваш ребенок (рассматривать/читать книги мордовских авторов?) | Привлечь родителей к сотрудничеству по вопросам ознакомления с | |||||||||||
Работа с детьми май | ||||||||||||
1. Беседа « Голубая красота» Рассматривание альбома «Сказочная гжель» 2. Ситуация общения «Народные игры. 3. Организация НОД « Прошлое и настоящее родного края». 4. Беседа «Народные промыслы». 5.Разучивание Гимна РФ. | Закрепить знания детей о разновидности русской росписи - гжель. Учить видеть красоту, воспитывать эстетическое восприятие. Познакомить детей с разновидностью народных игр. Развивать интерес к наследию других народов. Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур. Расширять круг сведений о национально-региональных особенностях родного края. Познакомить с его историческим прошлым и настоящим. Познакомить детей с народными промыслами, народными умельцами мордовской земли. Расширять кругозор детей, воспитывать гордость за родной край. Познакомить детей с гимном Российской Федерации. Разучить наизусть гимн РФ. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину. | |||||||||||
Работа с родителями | ||||||||||||
1. Организация НОД (открытое занятие с родителями) « И в будни и в праздники вместе!» | Закрепить мордовский, татарский и русский орнамент, учить находить сходства и различия в росписях. Развивать кругозор детей, их творческие способности. Воспитывать толерантное отношение к представителям разных культур. |
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
«Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»Разработала воспитатель Митенькина Е.Н.
Проект
2013-2014 уч. год
Цель: создать условия для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.
Задачи:Продолжить знакомить детей с основами национальной культуры, приобщить к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России через музейную педагогику.Воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям.Воспитывать детей в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания уважения к представителям других народов. Необходимости сохранения культуры мира. Обогатить воспитательно-образовательное пространство новыми формами работы с детьми и их родителями. Воспитывать положительное поликультурное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Актуальность
Низкий уровеньразвития личности
2.Незнание культуры своего народа
3. Диалог культур
4. Отсутствие поликультурной компетентности
Нравственный вакуум
Концептуальность
Музей
МИНИ – МУЗЕИ В ДЕТСКОМ САДУ -особое, специально организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям, привитию чувства патриотизма
Принципы работы:
-доступность содержания - актуальность - разнообразие
Материально-техническое обеспечение:
Методическое обеспечение
Дети
Родители
Педагоги
Предполагаемый результат:
Этапы проекта
Организационный
Практический
Результат
1 этап
2 этап
3 этап
1 этапОрганизационный
Разработка идеи, постановка задач
планирование основных этапов и структуры проекта
формулировка проблемы
подбор литературы, наглядного и дидактического материала
проведение опроса и анализа уровня знаний детей по тематике проекта (зона ближайшего развития).
Продуктивный этап
Посещение мини-музея ДОУКоллекционирование вместе с детьми.Пополнение мини-музея группы.- Работа клуба «Друзья музея»
Игры и упражнения музейного содержания по формированию художественной культуры
Игра «Какой это орнамент?»
Игра «Собери флаг»
Настольная игра «Расписное домино» (русская, мордовская, татарская роспись)
Знакомство с национальным народным костюмом
Русский национальный костюм
Мордовский национальный костюм
Татарский национальный костюм
Знакомство с национальной литературой
Викторина «Край ты мой любимый!»
«В мире старинных вещей»
«Секреты старины»
Знакомство с люлькой
Мордовские композиторы
Кошелева Нина Васильевна
Митин Николай Николаевич
Композиторы и художники земли мордовской
Сычков Федот Васильевич - Художник
с. д. эрьзя – мордовский скульптор, художник
Тематические занятия, обзорные экскурсии, конкурсы и викторины.
Обзорная экскурсия «Мордовия спортивная»
Работа с педагогами
Физическое развитие: народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», «Коршун», «Хитрая лиса», татарская национальная игра «Продаем горшки», « Кто первый», «Тимербай», и др.
Музыкальное развитие:
Рассматривание картин для знакомства с жанрами музыкальных произведений, прослушивание музыкальных национальных композиций (русской, татарской, мордовской музыки), фольклорные развлечения с участием родителей разучивание песен, стихов на татарском, мордовском языке, народные игры и т.д.
Формы работы с семьей
- Выпуск семейных газет.- Проектная деятельность. Выставки совместных поделок. Фотовыставки, конкурсы поделок.- Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.- Консультации с родителями в вопросе организации, посещений мини-музеев и художественных выставок.
Результативность опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственный инновационный педагогический опыт
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...
Собственный инновационный педагогический опыт. "Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников"
Cистема дидактических игр этнокультурного содержания, ориентирована на ознакомление детей с национальной спецификой; на закрепление, уточнение, дифференциацию знаний; наполнение эмоциональ...
Собственный инновационный педагогический опыт «Развитие творческих способностей дошкольников средствами рисования» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Фазловой Нурии Растямовны.
Ведущая идея педагогического опыта – формирование у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и тв...
Собственный инновационный педагогический опыт «Роль фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» - Ипкаевой Лилии Маратовны
В данном материале говорится о роли фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста. Подробно описана актуальность и перспективность, своебразие и новизна, оптимальность и эффективность испол...
Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...
Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны
Решая, социально-личностные задачи воспитания, необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...
Собственный инновационный педагогический опыт «Поликультурное воспитание детей через знакомство с национальными костюмами: русским, татарским, мордовским»
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня, но она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.В т...