Самообразование.
материал
Самообразование на тему "Социализация детей с ОВЗ через дидактическую игру"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад №12 г. Россоши
План
по самообразованию
тьютора
Свиридовой Валентины Владимировны
Стаж работы – 33 года.
Тема: «Социализация детей с ОВЗ через игровую деятельность»
2020-2021 учебный год
Группа кратковременного пребывания.
Тема: «Социализация детей с ОВЗ через игровую деятельность»
Цель:
- Повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения игровой деятельности для социализации ребёнка.
Задачи:
-повышение своего методического уровня, изучение методической литературы и материалов сети Интернет по данной теме, обобщение и распространение своего педагогического опыта;
-изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме;
-внедрение современных форм работы с использованием игр для всестороннего развития детей;
-создание соответствующей предметно-пространственной среды;
-приобщение воспитанников к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
-разработка консультаций для родителей, привлечение родителей к совместной работе.
Актуальность и новизна темы.
Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. В дошкольном возрасте увеличиваются требования к обучающей деятельности педагога, ее целенаправленности. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребёнка, ставит перед взрослым задачу обучения ребёнка способам усвоения и присвоения общественного опыта. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как готовность педагога к созданию благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учётом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов, родителей. Важен правильный подбор методов и приёмов, ранняя диагностика, наблюдение за ребёнком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды в соответствии с потребностями детей. Для родителей нормально развивающегося ребёнка детский сад – это место, где ребёнок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребёнка.
Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ОВЗ. Но такие дети все же дети, и ведущим видом деятельности для них также является игра. Ребёнок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организация жизни, средство всестороннего развития.
У значительной части детей с ОВЗ наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду. Отличительной особенностью игр необученных дошкольников является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются не логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный дошкольник охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорит о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов – заместителей никогда не встречается у дошкольников с ОВЗ при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.
В процессе игры такие дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действия. Необученный ребёнок быстро насыщается игрушками. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.
Для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях:
1. Игрушки для нанизывания (кольца, предметные фигурки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);
2. Геометрические тела (шары, кубы, призмы, предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);
3. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме);
4. Сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, пирамидки и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предмета, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);
5. Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки и прочее)
Для проведения тренировочных упражнений можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори.
Новизна темы заключается в том, что, использование дидактических игр оказывает воздействие на именно на ту психическую функцию ребёнка, которая нуждается в коррекции. Используя дидактические игры и упражнения на различных фронтальных, индивидуальных занятиях и вне занятий, отмечается, что дети быстрее вникают в суть программного материала и коррекция нарушения детей с ОВЗ происходит более успешно.
Форма отчётности:
- Картотека игр по данной теме.
- Консультация для родителей по теме.
- Выставка пособий, сделаны своими руками.
- Консультация для педагогов.
- Анкета для родителей.
- Опросник «Любимые игры моего ребёнка»
Формы работы:
- Совместная деятельность тьютора с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Ожидаемые результаты:
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ.
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение коммуникативной активности ребёнка с ОВЗ.
Родители:
-Уменьшение факторов социально-психологической напряжённости в семье, имеющей ребёнка с ОВЗ.
Ребёнок, тьютор:
-Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ.
-Сплочение детского коллектива.
-Развитие толерантного отношения к ребёнку с ограниченными особенностями развития.
План работы по самообразованию.
Сентябрь – мониторинг.
- изучение литературы по данной теме,
- создать планирование,
- консультация для родителей: «Как игра способствует развитию детей с ОВЗ»
Октябрь
- Занятия:
Игры «Сортировка по цвету»
- Оформление предметно – развивающей среды.
- Анкета для родителей по теме.
- Консультация для родителей: «Особенности игровой деятельности у детей с ОВЗ»
Ноябрь
- Составить картотеки:
Игры на развитие навыков общения.
Игры на формирование навыков личностного поведения в сюжетно-ролевых играх.
- Оформление папки-передвижки.
- Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»
- Консультация для родителей «Подбор дидактических игр по возрасту».
Декабрь
- Занятия:
Игры «Сортировка по величине»
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
- Оформление уголка в группе «Центр дидактических игр»
- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы играем в дидактические игры»
Январь
- Занятия:
Игры на развитие навыков общения.
- Мастер-класс для родителей. Тема: «Изготовление дидактических игр своими руками»
- Беседы в соответствии с планом работы.
Февраль
- Занятия:
Игры на развитие навыков общения.
- Выставка дидактических игр, сюжетно-ролевых по теме.
- Консультация для педагогов «Развитие навыков общения в разных видах игр»
Март
- Занятия:
Игры с фигурками животных.
Музыкально – дидактические игры.
- Подготовить и провести мастер-класс для педагогов. Тема: «Дидактическая игра для детей
с ОВЗ»
Апрель
- Развлечения: (Игры по выбору детей)
Май-мониторинг.
- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.
Выход темы:
- Мастер-класс для родителей. Тема: «Изготовление дидактических игр своими руками»
- Мастер-класс для педагогов. Тема: «Дидактическая игра для детей с ОВЗ»
- Оформление папки-передвижки тема: «Фотоотчёт, как мы играем в дидактические игры»
- Оформление уголка в группе «Центр дидактических игр»
- Сборник консультаций для родителей. Тема: «Родителям на заметку»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература.
1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д.Прогр. воспитания и обучения дошкольн. с инд. нед. – СПб.: 2001.
2. Бондаренко А.К. Дидакт. игры в д.с.: Книга для восп. дет.сада – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет. – М.: Просвещение, 1986.
4. Истомина З.М. Восприятияе и называние цвета. – Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960.
5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
6. Перова М.Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл.шк-говозр-та: Пособ. д. учит. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
7. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М. 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/15/picture-720016-1618479848.jpg)
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/23/picture-467372-1503518884.jpg)
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/24/picture-692736-1587754212.jpg)
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/10/picture-763746-1462879461.jpg)
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/05/picture-889637-1486313237.jpg)
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...