ПРОЕКТ «Информационно-коммуникационные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
проект (старшая группа)
Целью нашего проекта является разработка системы взаимодействия педагогов с родителями с использованием ИКТ для создания единого информационного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2020.docx | 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
г. ИРКУТСК
АДМИНИСТРАЦИЯ
КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
(ДО КСПК)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 185
664053, г. Иркутск, ул. Летописца Нита Романова д. 14, тел. 48-29-54, e-mail: mdou185irk@yandex.ru
ПРОЕКТ
«Информационно-коммуникационные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
ИРКУТСК-2020
Тема проекта - «Информационно-коммуникационные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями».
Экспериментальная база исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 185
Исполнители проекта:
Ахмедова З.Г. – педагог-психолог
Бойко Н.С. – учитель-дефектолог
Устюгова И.Н. – воспитатель
Попова М.Е. – воспитатель
Актуальность темы.
Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества, каждого гражданина. При этом принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг образования, в том числе и дошкольного, стало создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации.
Эффективность воспитания ребенка, сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют детский сад и семья. Несмотря на то, что в последнее время в дошкольном образовании уже используются новые, эффективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа ведется с одними и теми же родителями, которые находят для этого время.
Существует серьезное противоречие между потребностью социума в полной и достоверной информации о работе ДОУ и невозможностью учреждения донести эту информацию более широкому кругу родительской общественности, используя традиционные педагогические формы работы.
Отсутствие достаточной информированности родителей в свою очередь может повлечь за собой проблему снижения активности родителей и, как следствие, неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг.
Научно-технический прогресс также диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые призваны обеспечить белее качественную организацию всей деятельности ДОУ. Это:
- создание единого информационного образовательного пространства;
- использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе (презентации к ООД, сценарии по использованию интерактивной доски, интерактивных столов, обучающие компьютерные игры, мультфильмы, виртуальные путешествия, экскурсии и др.);
- организация проектной деятельности;
- активное использование Интернет в тесном взаимодействие с семьями воспитанников (обучающие семинары, консультации, родительские собрания).
Заметные достижения в области информатики привели к внедрению средств электроники и вычислительной техники в различные сферы жизни человека. На сегодняшний день уже становится доступным использование информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и в системе дошкольного образования. С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Современные родители привыкли не только ежедневно использовать Интернет-технологии в своей профессиональной деятельности, но и постоянно общаться с друзьями, единомышленниками, и просто бывшими одноклассниками и сокурсниками. Таким образом, такой стиль общения сегодня уже никого не удивляет. Многие родители, имеющие детей дошкольного возраста, также находятся в сети Интернет.
Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, семинары, мастер-классы. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим необходимо построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.
Информационные и телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов о личностных особенностях друг друга, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Именно с помощью ИКТ технологий и Интернета (конечно же, не отказываясь и от традиционных форм работы) можно сделать дошкольное образовательное учреждение более открытым для родителей.
Однако необходима не просто локальная и бессистемная работа от случая к случаю, в зависимости от обстоятельств и возможностей педагогов, а глубоко продуманная стратегия.
Если мы обратимся к «Словарю методических терминов» (авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и комплексных линий связи».
Целью нашего проекта является разработка системы взаимодействия педагогов с родителями с использованием ИКТ для создания единого информационного пространства.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Определение методологических основ и организационно-методических подходов существующих в науке и практике дошкольного образования, моделей взаимодействия детского сада и родителей.
2. Изучение научно-методической литературы по обозначенной проблеме.
3. Разработка системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи с использованием информационно-коммуникационных технологий.
4. Создание страницы VК, Instagram, WhatsApp, Viber-сообщество ДОУ.
5. Проверка эффективности разработанной системы в научно-экспериментальной деятельности.
Для решения поставленных задач предполагается использование следующих методов:
- изучение научно-методической литературы по проблеме;
- техническое моделирование;
- эксперимент;
- наблюдение;
- опрос.
Объект исследования – процесс взаимодействия МБДОУ г. Иркутска № 185 с семьей.
Предмет исследования – эффективность влияния ИКТ на степень информированности родителей и удовлетворенность качеством образовательных услуг.
Идея эксперимента - создание специального информационного цифрового пространства ДОУ для родителей и социума, на основе продуманной стратегии, направленной на развитие сотрудничества с семьями, а значит, и повышение качества образования ребенка.
Наличие у нашего дошкольного образовательного учреждения собственного цифрового пространства в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о ходе реализации Образовательной программы, о жизни детского сада, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях.
Используя средства ИКТ, родители имеют возможность познакомиться с официальными документами ДОУ, регламентирующими его деятельность.
Организованное цифровое пространство ДОУ может стать для родителей источником педагогического просвещения. Родители могли бы находить интересующие их материалы, разработанные нашими специалистами, по проблемам образования и воспитания, получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим «ключом» для входа в свой «личный кабинет». Телекоммуникации позволяют родителям получить информацию о развитии своих детей по результатам педагогической диагностики или мониторинга здоровья, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении, и советы, направленные на устранение конкретных проблем.
Для непосредственного и в тоже время дистанционного общения родителей с руководителем и специалистами ДОУ можно использовать программу Skype, предусмотрев фиксированный временем выход в Интернет. Также, для дистанционной работы можно использовать платформу Zoom, для проведения специалистами и воспитателями ДОУ виртуальных конференций, консультаций, мастер-классов, родительских собраний.
Кроме этого, широкое использование ИКТ технологий даст возможность педагогам ДОУ массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в детский сад, проведения анкетирования для выявления запросов и ожиданий родителей, используя для этих целей списки рассылки (гугл-формы). При этом по необходимости можно организовать и индивидуальный диалог.
Общаясь с родителями посредством ИКТ необходимо предусмотреть следующие принципы эффективного информирования родителей:
- актуальности;
- конкретности;
- позитивности;
- регулярности.
Гипотеза. Мы предположили, что разработка глубоко продуманной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи при условии использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с учетом достижений современной педагогической науки и практики позволит обеспечить полноту информирования, сделать родителей активными участниками образовательного процесса, что в свою очередь повлияет на их удовлетворенность качеством образовательных услуг.
Прогнозирование возможных рисков:
Возможные риски | Предполагаемые пути решения |
Среди семей воспитанников дошкольного учреждения могут быть родители, не имеющие выхода в Интернет (ни дома, ни на работе) | Более детально продумать работу с такой категорией родителей, используя традиционные и интерактивные формы и методы. |
Дополнительная нагрузка, связанная с внедрением ИКТ технологий в образовательный процесс ДОУ, приведет к расширению должностных полномочий, что может помешать выполнению основных обязанностей работника, занимающегося этой деятельностью | Работа сотрудника, занимающегося данной деятельностью, должна быть дополнительно простимулирована. |
Научная новизна данного исследования заключается в обогащении современной дошкольной науки знаниями о возможностях интеграции интернет-технологий в систему работы педагогов с родителями.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная в экспериментальной деятельности система взаимодействия детского сада и семьи с использованием информационно-коммуникационных технологий может применяться и в других дошкольных образовательных учреждениях.
ПРОГРАММА ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Информационно-телекоммуникационные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
I этап (сентябрь 2020 г. - декабрь 2020 г.) - организационно-аналитический.
1. Изучение методической литературы по проблеме организации работы с родителями ДОУ.
2. Изучение разнообразия форм информационно-телекоммуникационных технологий применительно к условиям дошкольного образовательного учреждения.
3. Создание первичной модели работы с родителями, сочетающей традиционные и информационно-коммуникационные формы взаимодействия в группе раннего возраста (дети 2-3 лет) и в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет).
4. Привлечение web-консультанта.
5. Освоение технологии создания групп в VК, Instagram, WhatsApp, Viber-сообщества ДОУ; освоение технологии работы Skype, платформы Zoom; освоение технологии создания списка-рассылки с помощью гугл-формы.
6. Разработка макета страниц ДОУ в VК, Instagram.
7. Привлечение родителей к разработке макета страниц на основе их опроса, связанного с образованием ребенка и качеством оказываемых услуг.
8. Создание Пресс-центра детского сада.
9. Проведение первичного мониторинга с целью выявления активности родителей и степени удовлетворенности образовательными услугами.
В результате решения поставленных задач предполагается изучить имеющийся опыт по данной проблеме, разработать диагностический инструментарий, позволяющий выявить исходный уровень изучаемых показателей, познакомить педагогический коллектив с основными направлениями научно-экспериментальной деятельности.
II этап (декабрь 2020г. - май 2021г.) - реализации.
На этом этапе формируется творческая группа для апробирования первичного варианта модели взаимодействия с родителями через использование ИКТ для каждой из экспериментальных групп.
На данном этапе предполагается внедрение разработанной модели взаимодействия с родителями через использование ИКТ в практическую деятельность. Модель будет включать в себя основные направления взаимодействия: информирование, педагогическое просвещение, организацию продуктивного общения, анализ эффективности работы ДОУ.
Планируется проведение первичной диагностики родителей на уровень владения ИКТ. И на основе ее результатов – проведение для них обучающего семинара.
Предусматривается промежуточный мониторинг результатов эксперимента с целью своевременной коррекции и уточнения механизма экспериментальной деятельности.
III этап (июнь 2021г. - август 2021г.) - контрольно-диагностический.
Задачи этапа:
1. Провести итоговый мониторинг с целью выявления окончательных результатов эксперимента.
2. Провести математическую обработку данных и сделать сравнительный анализ I-III этапов.
Результатом данного этапа предполагается составление отчета о ходе эксперимента в целом и создание методических рекомендаций по созданию и организации работы с родителями ДОУ с использованием ИКТ.
Субъекты реализации (целевые группы) проекта.
Реализация темы инновационного проекта предполагает вовлечение широкого круга заинтересованных участников и исполнителей.
В первую очередь основной целевой группой субъектов реализации проекта выступают педагоги детского сада. К этой группе относятся воспитатели ДОУ. Основной целью их деятельности станет сбор и обобщение информации о проводимых мероприятиях в группах, реализации Образовательной программы в процессе всех видов деятельности ребенка, ориентация на его самостоятельную деятельность и достижение индивидуальных результатов.
У педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и медицинских работников функционал в проекте будет не меньше, чем у воспитателей, так как именно они будут проводить диагностику развития детей, обеспечивать информирование и педагогическое просвещение родителей по вопросам развития и здоровьясбережения, отвечать на интересующие вопросы, направленные на устранение конкретных проблем.
Администрация детского сада также выступает в качестве целевой группы проекта. В ее обязанность входит нормативно-правовое оформление сайта, помещение информации на сайт, координация процесса реализации проекта и диагностика его результативности.
Родители воспитанников должны быть привлечены к разработке макета сайта, что обеспечит более полное информирование и удовлетворенность деятельностью дошкольного образовательного учреждения.
Финансирование проекта.
Во многом реализация инновационного проекта опирается на существующий опыт работы дошкольного образовательного учреждения с родителями. Вместе с тем, для развития и оформления этого опыта в инновационный образовательный ресурс, предполагается привлечение дополнительных ресурсов.
Направленность расходов | Сумма | Источники финансирования |
Стимулирующие выплаты участникам эксперимента | 3 балла (каждому участнику) | бюджетные средства ДОУ |
Эффективность изменений после реализации проекта.
Реализация инновационного проекта по введению информационно-коммуникационных технологий с систему работы с родителями позволит:
- повысить родительскую активность, так как здесь устанавливается обратная связь с ними, есть возможность отследить характер проблем родителей, уровень их удовлетворенности деятельностью ДОУ, а также обсудить перспективы развития;
- сориентировать родителей на сотрудничество, повысить их педагогическую компетентность через методическое сопровождение семьи, оказание родителям поддержки с помощью телекоммуникационных технологий. Педагогу необходимо лишь понять, в освоении каких навыков нуждается конкретный родитель, и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.
- сформировать единое ценностно-смысловое пространство взрослых и детей, педагогов и родителей, детского сада и семьи в целом
- значительно сэкономить время.
Тиражируемость результатов проекта.
В результате реализации инновационного проекта по организации взаимодействия с родителями через использование ИКТ в течение 2020-2021 года на основе разработанных методических рекомендаций планируется провести семинары для педагогов и родителей:
- Семинар «Использование интерактивных методов и информационно-коммуникативных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с семьей».
- Семинар «Особенности применения цифровых мессенджеров при организации интерактивного взаимодействия ДОУ с родителями».
- Семинар «Безопасность детей в интернет пространстве».
- Изготовление одноименных буклетов и памяток.
Срок реализации проекта: сентябрь 2020 г. - август 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информационно - коммуникационное пространство как инновационная составляющая дошкольного образовательного учреждения».
Имеющийся в настоящее время отечественный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, управленческих функций,...
РАБОТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Вопрос взаимодействия детского сада и семьи всегда является актуальным, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный период развития ребенка. Влияние семьи особенно в начальный период ж...
«Роль виртуальной среды в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Достоинством виртуальной среды является экономия времени как родителей воспитанников, так и педагогов. Именно отсутствие свободного времени для многих родителей является препятствием для сотрудничеств...
Консультации для родителей на тему «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Описание: консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательно...
Консультация для родителей на тему «О плюсах и минусах применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения»
консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях и ограничениях применения информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения. ...
Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22 Мастер – класс «Использование современных образовательны...