Программа саморазвития на три года
методическая разработка (старшая группа)
В статье описан полный план по саморазвитию педагога на три года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samorazvitiya.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 «Крепыш»
Программа
саморазвития
воспитателя первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №5 «Крепыш»
на период с 2020 по 2023 г.
Никитиной Ольги Ивановны
г. Мегион
Тема: «Шахматная школа для детей»
Обоснование темы.
Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.
Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.
Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; расширять кругозор, учить думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы); создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
1. Популяризация шахматной игры среди детей.
2.Организация здорового досуга.
3.Развитие логического мышления и способности к самостоятельному принятию решений.
4.Развитие природных задатков, творческих и специальных способностей детей.
Цель: Повышение своего профессионального уровня. Внедрение в коррекционно-образовательную работу с детьми обучения игре в шахматы, имеющими ТНР.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по выбранной теме.
2. Познакомиться с книгами И. Сухина «Шахматы для самых маленьких», Шахматы для начинающих», Дмитрий Бирюков, «Путешествие в шахматное королевство», Ю. Авербах, М. Бейлин, «Шахматы», Яков Рохлин.
3. Создавать предметно-развивающую среду по обучению детей игре в шахматы.
4. Подготовить консультацию для родителей на тему: «Шахматы в дошкольном возрасте»
5. Принять участие в турнире по шахматам среди воспитанников дошкольных учреждений города Мегиона.
6. Составить картотеку познавательных игр и упражнений с учётом речевых нарушений детей посредством игры в шахматы.
7. Пройти аттестацию в 2020-2021 учебном году.
8. Пройти курсовую подготовку в институте развития и образования ХМАО-Югры.
9. Принять участие в работе интернет -сообществ:
http://www.maam.ru и http://nsportal.ru
Предполагаемый результат.
1. Внедрение шахматного образования в коррекционно-образовательную работу с детьми, имеющими ТНР.
2. Выстраивание социального партнёрства с родителями группы.
Этапы самообразования.
Этапы | Направления деятельности | Задачи | Предполагаемые сроки исполнения |
Первый этап. Подбор и изучение методической литературы |
|
образовательного процесса.
| 2020г |
Второй этап. Участие в мероприятиях, посвящённых теме самообразовании |
|
форму подведения итогов общей деятельности | Второй этап. Участие в мероприятиях, посвящённых теме самообразования. |
Третий этап. Формирование опыта по теме самообразования. Внедрение в практику. |
|
| 2021-2022 г |
Четвёртый этап. Представление опыта работы по теме самообразования. |
|
коррекционной работе.
«Игры и упражнения, используемые в работе с детьми ТНР, при обучении игре в шахматы»
| 2021- 2023г |
1 этап. Изучение методической литературы.
Литература по теме самообразования | ||
Название автор | Источник (сайт; издатель- ство, год издания) | Результат |
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. | ||
Приказ МО РФ №2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ». | ||
Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций. | А.М.Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015. | Разработка и использование системы занятий |
Сухин, И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей | Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с.: ил. | Практическое применение при написании консультаций |
Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе. | Москва, 2013. – С.252-263 | Материалы для открытого занятия. |
В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – | Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. | Изготовление игровых пособий. |
Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей: Основные понятия, тактические приемы. | Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 222 с.: ил. | |
«Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников/ А.С.Трофимова. – | Ростов н/Д: Феникс, 2012. | Практическое применение при написании консультаций |
Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры). | Ростов-на-Дону: Владис, 2014. | Изготовление игровых пособий. |
Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». | Издание – 3е, дополненное, 2011. | Использование в практических занятиях |
Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. | Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.: ил. | Разработка и использование системы занятий |
Изучение материалов и работ сети Интернет.
№ | Интернет ресурсы | Практическое применение. |
1. | ФГОС ДО: изучение нормативных документов. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" | |
2. | Вебинары | |
3. | Составление конспектов занятий и консультаций. | |
4. | Знакомство с опытом работы других педагогов: Наталья Кирдяева Мастер-класс по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста. «Учимся играть в шахматы – игровые ситуации для дошкольников» | |
Знакомство с опытом работы других педагогов: Дидактические игры и игровые задания по обучению детей игре в шахматы. Из опыта работы Юлкина Инна Александровна Составление картотеки игр по шахматам. | ||
https://iro86.ru/images/Documents/Other/4_Габак_М.И._Нижневартовск.pdf | Знакомство с опытом работы других педагогов: Изучение опыта работы Жукович СветланаАнатольевна «Обучение старших дошкольников игре в шахматы» Изучение опыта работы Габак Марии Ивановны «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы» | |
https://infourok.ru/naglyadnoe-posobie-po-obucheniyu-doshkolnikov-igre-v-shahmati-3753809.html | Изучение опыта работы других педагогов: Персияновой Людмилы Александровны. Изготовление игровых пособий. |
2 этап. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
Участие в методической работе детского сада | ||
Дата | Тема | Тип мероприятия |
Сентябрь 2020 | «Возможности применения игры в шахматы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения» | Консультация для педагогов групп компенсирующей направленности ДОУ. |
Ноябрь 2020 | Игровые технологии обучения дошкольников игре в шахматы | Семинар – практикум для начинающих педагогов ДОУ |
Март 2021 | «Приключения Пешки» | Показ совместной организованной деятельности педагога с детьми старшего возраста. |
Апрель 2021 | «Влияние родительских установок на развитие ребёнка» | Круглый стол для родителей. |
Апрель 2021 | «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством обучения игре в шахматы | Информация для родителей. |
Картотека игр и упражнений при обучении игре в шахматы
Известно, что занятия шахматами с детьми дошкольного возраста положительно влияют на развитие таких психических процессов, как восприятие, воображение, память, мышление, внимание. В ходе их формируются такие ценные волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка. Почти все исследователи отмечают, что у детей, которые занимались шахматами, в дальнейшем отмечается улучшение успеваемости по всем без исключения учебным предметам.
Существует много принципиально различных подходов к обучению шахматам. Один из видов – это игра.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая же необходимость в рациональном построении, организации и применения её в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального её изучения.
Для ребенка игра - это самое интересное и захватывающее занятие. В процессе игры дети незаметно для себя познают мир, развивают свои способности и обретают различные навыки. Многим из них не надоедает играть, даже когда они обзаводятся собственными детьми. Правильно организованная игра творит чудеса. Благодаря игре ребенка можно обучить, воспитать, перевоспитать, развить определенные черты характера (находчивость, сообразительность, инициативу), усовершенствовать навыки или подготовить к школе.
Погружаясь с азартом в игровой процесс, дети незаметно для себя решают важные дидактические задачи. С раннего возраста дидактические игры решают важную педагогическую роль. Сначала их дома используют родители. Затем к процессу подключаются педагоги дополнительного образования. Удобные дидактические игры облегчают учебно-образовательный процесс и являются эффективным средством в достижении поставленных целей.
Первый этап работы.
Дети знакомятся с каждой шахматной фигурой в отдельности в игровой форме. Они учатся:
- Знакомятся с историей возникновения шахмат.
* Знакомятся с новыми понятиями — «шахматная доска», «белые и черные поля», «центр» шахматной доски.
* Знакомятся с шахматными фигурами, белыми и черными (ладья, слон, конь, пешка, ферзь, король), учиться сравнивать фигуры между собой, упражняются в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.
* Знакомятся с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».
Название игры. Цель. | Действие воспитателя. | Действия детей. |
Шахматная доска Цель: Знакомство с шахматной доской, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти |
|
|
Шахматная нотация Цель: Знакомство с шахматной нотацией, шахматным алфавитом, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти |
|
2.Ребенок ставит фишку на соответствующее ей место на шахматной доске. 3.Детям необходимо поставить фишки на соответствующие им поля шахматной доски. |
Шахматные фигуры Цель: Знакомство с шахматными фигурами, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти |
|
|
Начальная расстановка фигур. Цель: Знакомство с начальной расстановкой фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти |
|
|
Второй этап работы.
Детям продолжают работать с шахматной доской.
Они закрепляют:
*Названия шахматных фигур;
- Начальное положение шахматной фигуры на шахматной доске;
- Хода шахматных фигур на шахматной доске.
Название игры. Цель. | Действие воспитателя. | Действия детей. |
Ходы и взятие фигур Цель: Знакомство с правилами хода и взятия каждой из фигур, развитие у детей логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти |
| 1.Ребенок старается побить все фигуры противника
5. Дети выполняют задание
|
Третий этап работы.
Продолжается обучение шахматам в игровой форме.
Дети знакомятся с:
- с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход»;
- длинной и короткой рокировкой и ее правилами.
- у детей развивается логическое мышление, внимание, память.
Название игры. Цель. | Действие воспитателя. | Действия детей. |
Цель: Знакомство с шахматными понятиями «шах», «мат», «пат», «мат в один ход», длинная и короткая рокировка и ее правила, развитие у детей логического мышления, внимания, памяти. |
|
2.Ребенок определяет правильность хода и стоит ли король под шахом. 3.Дети выполняют задание
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ 3- ГО ГОДА ЖИЗНИ
Проанализировав свой опыт работы по вопросу сенсорного воспитания, я вывила такие проблемы как: недостаточное оснащение развивающей предметно- пространственной среды группы по сенсорному развити...
Программа саморазвития «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»
(Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.)...
Программа саморазвития на период с 2019 по 2022 годы
Для педагогов ДОУ...
Программа саморазвития воспитателя на 2023-2025 годы.
Программа саморазвития воспитателя на 2023-2025 годы....
Программа саморазвития воспитателя первойквалификационной категории Сидоровой Ольги Николаевны группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) на 2021-2024 года тема: «Использование развивающих игр как средство интеллектуального развития дошк
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллекту...
Программа саморазвития «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с применением народного фольклора» (срок реализации 2023 -2026 года)
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...