Программа саморазвития воспитателя первойквалификационной категории Сидоровой Ольги Николаевны группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) на 2021-2024 года тема: «Использование развивающих игр как средство интеллектуального развития дошк
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Николаевна Сидорова

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста и использование потенциала развивающих игр, как один из путей развития  интеллектуальных способностей дошкольников. Так как в развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_sidorova_programma_samorazvitiya.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида № 44 «Родничок»

Программа саморазвития

воспитателя первой квалификационной категории

Сидоровой Ольги Николаевны

группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

на 2021-2024 года

тема: «Использование развивающих игр как средство интеллектуального развития дошкольников»

г. Саров

1. Актуальность выбранной темы

В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. И здесь на первый план выходит игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста и использование потенциала развивающих игр, как один из путей развития интеллектуальных способностей дошкольников. Так как в развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка.

2. Самооценка уровня знаний, умений, достигнутых результатов

Показатели

Оценка

2021-2022

2022-2023

2023-2024

1. Знания

Законодательных актов и нормативных документов, регламентирующих образовательный процесс в ДОУ.

+

+

+

Инновационных программ и технологий, современных форм организации детской деятельности

_

+

+

Методов личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми.

+

+

+

Методов и принципов педагогической диагностики индивидуального уровня развития детей дошкольного возраста.

-

+

+

Педагогических задач с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей.

+

+

+

Особенностей развития детей с ОВЗ (ОНР, ЗПР, заикание)

-

+

+

Принципов и методов коррекционной работы с детьми.

-

+

+

Принципов построения развивающей предметно-пространственной среды, требований ФГОС ДО

+

+

+

Методов развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.

-

+

+

2. Умения

Создавать комфортный микроклимат в коллективе детей и взрослых.

+

+

+

Установить педагогически целесообразные и доверительные отношения с детьми и родителями.

+

+

+

Осуществлять личностно-ориентированный подход в работе с детьми.

-

+

+

Владеть методами средствами педагогической диагностики, проектирования педагогической деятельности с учетом результатов диагностики.

-

+

+

Проектировать и создавать развивающую предметно-пространственную среду с учетом интересов и потребностей детей группы.

+

+

+

Анализировать достижения и недостатки профессиональной деятельности.

-

+

+

Участвовать в методической работе ДОУ.

-

+

+

Внедрять в работу инновационные программы и технологии.

-

+

+

Систематизировать и обобщать педагогический опыт.

-

+

+

3. Результаты

Реализация адаптированной образовательной программы ДОУ.

-

+

+

Наличие собственных перспективных планов, методических разработок, технологий, системы работы по какой-либо образовательной области или теме.

-

+

+

Наличие материалов педагогического опыта, обобщенного на городском уровне.

-

_

+

Наличие печатных материалов.

-

+

+

Наличие личного сайта

+

+

+

Наличие электронного портфолио.

-

-

-

Состояние развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

+

+

+

Уровень развития детей группы.

+

+

+

Совершенствование личного мастерства.

-

+

+

Критерии оценки:

! - уровень знаний, умений и результатов высокий, предполагающий обмен опытом.

+ - удовлетворительный, предполагающий обеспечение нормальной жизнедеятельности.

- - уровень знаний, умений и результатов недостаточный.

2. Повышение квалификации на 2021-2022учебный год

форма

название

срок

Изучение нормативных документов по вопросам дошкольного образования

1. Приказ Минпросвещения России от № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”

Изучение методической литературы

- Подьякова Н.Н, Сохина Ф.А «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» Москва «Просвещение» 1988 г. - Шевелёв Л.В. «Развивающие игры для дошкольников» Издательство института Психотерапии Москва 2001г.

-Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996. -208с.

-Антюхина А.В. Развивающие игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М., 1999. .-Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль, 1996

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010.

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010.

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010.

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010.

Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта.

Занимательные задания для детей 2 –6 лет. –Серия «Развиваем внимание, память, логику». –

М.: Школьная пресса, 2010.

- Береславский Л., Береславская А. Современные игровые методики развития интеллекта. - Занимательные задания для детей 2-6 лет. – Серия «Развиваем внимание, память, логику».- М.: Школьная пресса, 2010.Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУВоронеж, 2009

В течении уч.года

Изучение передового педагогического опыта

(интернет-ресурс, опыт педагогов города, в периодической печати)

Опыты работы: - «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников», Нассибулина С.Л. (сайт «Инфоурок»)

-«Интеллектуальное развитие дошкольников» Дружаева Е. В.( сайт «Продленка

Опыты работы: - «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования системы дидактических игр логико-математического содержания» Кузьмичева Е.В. г. Ковров (интернет).

Опыты работы:

-Интеллектуальное развитие детей посредством развивающих игр», Кокче С.М., МБДОУ ДС № 35, Темрюкский район, 2014 г. - Исследовательская работа «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и головоломок» на сайте

- «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста», Ярыгина Н.А., г. Омск 2015 г.»

Посещение МО города

Согласно плану Департамента образования

В течение года

Прослушивание вебинаров

« Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе развивающих игр». Учебно - методический портал

«Сенсомоторное развитие ребенка в работе коррекционного педагога» Образовательный портал «Детство-пресс»

В течение года

3. План творческого роста на 2021-2022учебный год

Цель: использование развивающих игр как средство интеллектуального развития дошкольников с ОВЗ.

Задачи:

1. Овладеть теоретическими знаниями по изучаемой проблеме посредством изучения тематической методической литературы.

2. Выявить эффективные методы и приемы использования развивающих игр как средство интеллектуального развития детей.

3. Подобрать практический материал для интеллектуального развития дошкольников.

4. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу интеллектуального развития детей посредством развивающих игр.

форма

название

дата

Разработка конспектов ООД, совместной деятельности

Разработка конспектов ООД с использованием развивающих игр ««Путешествие в волшебную страну»»

Конспект вечера досуга «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем вас играть»

октябрь

декабрь

Разработка перспективных планов, картотек и т.п.

Разработка перспективного плана проведения развивающих игр в соответствии с лексическими темами

Создание картотеки развивающих игр

сентябрь

Участие в смотрах-конкурсах ДОУ

Конкурс конспектов совместной деятельности с использованием нейропсихологических приемов «Умные движения»

Конкурс мероприятий, направленных на социализацию воспитанников «Мы вместе»

Ноябрь

Февраль

Участие к смотрах-конкурсах города, интернет -конкурсах

Интернет-конкурс на лучший конспект

Интернет-ресурс завуч.ru

Публикация материалов на интернет сайтах

Публикация конспекта ООД с использованием игровых технологий «Путешествие в страну Логики»

Пополнение РППС в соответствие требованиям ФГОСДО

Оформление центра «Центр математического развития».

Изготовление наглядно-иллюстративных пособий для игр по блокам Дьенеша.

Серия авторских развивающих игр «Подбери заплатку», «Спрячь Зайку от лисы», «Почтовый ящик»

Изготовление пособий и дидактических игр.

Изготовление дидактических игр по теме:

«Найди клад»

«Засели домики»

«Помоги фигурам выбраться из леса»

«Где чей гараж»

В течении года

4. Взаимодействие с семьями воспитанников на 2021-2022 учебный год

форма

название

дата

Выступления на родительских собраниях

Собрание в форме игровой мастерской «Играй и учись»

январь 2022г.

Консультирование

Консультация для родителей «Развивающие игры. Что это такое?»

«Что такое блоки Дьенеша?»

февраль 2022г.

Семинар-практикум

Игровая мастерская «Играй и учись»

январь 2022 г.

Проведение совместных вечеров досуга

Совместный досуг с родителями «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаем вас играть!»

февраль 2022г.

Оформление папок-передвижек

«Роль развивающих игр для активизации познавательных способностей дошкольников с ОНР»

ноябрь 2021г.

Оформление выставок

Фотовыставка по теме «Использование развивающих игр для интеллектуального развития дошкольников»

апрель 2022г.

2. Повышение квалификации на 2022-2023 учебный год

форма

название

срок

Изучение нормативных документов по вопросам дошкольного образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

Сентябрь-октябрь

Изучение методической литературы

- Б.Финкельштейн «Праздник в стране Блоков»; -Л.Лабутина. «Давайте вместе поиграем» Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

-Н.О.Лелявина, Финкельштейн Б.Б. Финкельштейн Б.Б. «Счётные палочки Х.Кюизенера» (набор игр с цветными счётными палочками Кюизенера), для детей 3 – 10 лет, СПб, «Корвет»

В течение года

Изучение передового педагогического опыта

Опыты работы: - «Влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие дошкольников», Нассибулина С.Л. (сайт «Инфоурок»)

- «Интеллектуальное развитие дошкольников» Дружаева Е. В. (сайт «Продленка»)

В течение года

Участие в педсоветах

«Формирование финансовой грамотности у дошкольников с ОВЗ посредством игровой деятельности.»

«Нейропсихологическая помощь детям с ОВЗ в условиях ДОУ.»

Посещение МО города

По годовому плану

В течение года

Вебинары

«Познавательное-творческое интеллектуальное развитие дошкольников посредством дидактических игр В.В.Воскобовича»

«Формирование и развитие математических навыков у дошкольников через интерактивную игру»

Декабрь

Май

План творческого роста на 2022-2023 учебный год

Цель: совершенствование профессиональных компетенции по использованию развивающих игр в интеллектуальном развитии детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с научно-популярной и методической литературой по теме.

2. Апробировать в практике работы методы и приемы работы с развивающими играми и пособиями для интеллектуального развития дошкольников

3. Продолжать обогащать предметно-развивающую среду играми для интеллектуального развития дошкольников.

4. Продолжать повышать педагогическую компетенцию родителей по данной проблеме, посредством вовлечения в деятельность по развитию интеллекта средствами развивающих игр.

форма

название

дата

Разработка конспектов ООД, совместной деятельности

Разработка конспектов ООД с использованием игровых технологий для детей 5-6 лет.

Разработка конспекта вечера досуга «Знатоки искусства»

Конспект игровой деятельности «Помогите птицам зимой»

октябрь

Разработка перспективных планов, картотек и т.п.

Картотека игр по Б.П. Никитина,

Картотека игр по В.В.Воскобовичу.

Дидактический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Дидактический материал на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста.

Игры презентации

сентябрь

Выступление на педсоветах

«Развитие моторных навыков у дошкольников с ОНР посредством использования нейропсихологических игр и упражнений».

март

Участие в смотрах-конкурсах ДОУ

Смотр- конкурс пособий «Финансовый абсолют»

Ноябрь

Участие к смотрах-конкурсах города, интернет -конкурсах

Публикация материалов на интернет сайтах

«Инфоурок»

В течении года

Пополнение РППС в соответствие требованиям ФГОС ДО

Пополнить РППС играми для развития мышления, внимания, восприятия и памяти, воображения.

В течении года

Взаимодействие с семьями воспитанников на 2022-2023 учебный год

форма

название

дата

Выступления на родительских собраниях

Родительское собрание в форме гостиной «Роль художественного творчества во всестороннем развитии детей»»

январь 2023г.

Консультирование

Консультация «Что такое блоки Дьенеша?».

Консультация «Игры Никитина», «Палочки Кьюзенера», «Игры Воскобовича» -как играть.

«Особенности и трудности формирования

математических представлений у детей

с нарушениями речи»

декабрь 2022г.

февраль 2023 г.

апрель 2023 г.

Проведение совместных вечеров досуга

Совместный досуг с родителями «Знатоки искусства»

февраль 2023г.

Оформление папок-передвижек

«Учимся играя»

«Талантливые дети заслуга родителей»

март 2023г.

ноябрь 2022 г.

Оформление выставок

«Как мы играем и развиваемся»

Май 2023г.

  1. Работа в рамках единой методической темы МБДОУ в 2022-2023 учебном году

Единая методическая тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании нейропсихологического подхода.

Форма

Название

Дата

Посещение консультации

«Использование нейротренажеров в коррекционной работе»

январь

Семинар практикум

«Использование нейропсихологических и упражнений в работе учителя-логопеда по звукопроизношению»

март

Участие в тематическом контроле

Применение нейропсихологического подхода в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ (группы № 1,2,3,10)

февраль

Участие в педсовете

Нейропсихологическая помощь детям с ОВЗ в условиях ДОУ

февраль

Изучение опыта

Учебное пособие «Организация нейропсихологического сопровождения развития детей младшего дошкольного возраста», Ю.В. Малофеева, г. Екатеренбург

декабрь

Повышение квалификации на 2023-2024 учебный год

форма

название

срок

Изучение нормативных документов по вопросам дошкольного образования

Сентябрь-октябрь, 2023 г.

Изучение методической литературы

- Никитин Б.П «Ступеньки творчества или развивающие игры» – Москва Просвещение, 1991 г.

- Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. Донецк, 2004

- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007- 104с.

- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учеб. пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. – 3-е изд. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 320 с.

- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб. Питер, 2013. – 288 с.

В течение года

Изучение передового педагогического опыта

- «Развитие интеллектуальных способностей старших посредством развивающей игры» Мацаева В.А. МБДОУ «Детский сад «Колобок» с. Засосна» (интернет);

- «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста посредством игровых технологий», (сайт МААМ.ру) Чертанова Т., 2015 г.

«Нейропсихологический подход в коррекции трудностей овладения математикой в старшем дошкольном возрасте» (сайт Дошкольник) Олеся Владимировна Марач МКДОУ детский сад «Сказка» г. Тайшета

- Исследовательская работа «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр и головоломок» на сайте , Завьялова Светлана Владимировна.

В течение года

Участие в педсоветах

Использование проектной технологий в образовательном процессе как средства развития познавательных способностей у дошкольников с ОВЗ

ноябрь, 2023 г

Посещение МО города

По годовому плану

В течение года

Вебинары

В течение года

План творческого роста на 2023-2024 учебный год

Цель: обобщение и систематизация опыта работы по использованию развивающих игр в системе интеллектуального развития детей с ОВЗ.

Задачи:

1. Продолжить знакомство с научно-популярной и методической литературой по теме.

2. Обобщить в практике работы методы и приемы работы с развивающими играми и пособиями для интеллектуального развития дошкольников

3. Продолжать обогащать предметно-развивающую среду играми для интеллектуального развития дошкольников

4. Продолжать повышать педагогическую компетенцию родителей по данной проблеме, посредством вовлечения в деятельность по интеллектуальному развитию средствами развивающих игр.

форма

название

дата

Разработка конспектов ООД, совместной деятельности

Вечер-досуга «Числа в сказках»

Конспект квест-игра «В стране логики и математики»

октябрь

Разработка перспективных планов, картотек и т.п.

Создание логических интерактивных игр

Подбор презентаций по теме

сентябрь

Участие в смотрах-конкурсах ДОУ

Конкурс мероприятий с использованием нейропсихологических упражнений «Игровая карусель»

Использование проектной технологий в образовательном процессе как средства развития познавательных способностей у дошкольников с ОВЗ

ноябрь

Участие к смотрах-конкурсах города, интернет -конкурсах

Городской конкурс «Мы исследователи»

февраль

Публикация материалов на интернет сайтах

Конспект квест-игра «В стране логики и математики»

В течении года

Пополнение РППС в соответствие требованиям ФГОС ДО

Пособия на развитие логики и …

В течении года

Взаимодействие с семьями воспитанников на 2023-2024 учебный год

форма

название

дата

Консультирование

«Использование нетрадиционного оборудования в интеллектуальном развитии дошкольников»

«Актуальные вопросы познавательного развития старших дошкольников».

январь

Оформление папок-передвижек

Оформление выставок

Создание видео-зарисовок «»

Май 2024г.

  1. Работа в рамках единой методической темы МБДОУ в 2022-2023 учебном году

Единая методическая тема: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании нейропсихологического подхода.

Форма

Название

Дата

Посещение консультации

январь

Семинар практикум

март

Участие в тематическом контроле

февраль

Участие в педсовете

февраль

Изучение опыта

декабрь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет ФФНР (образовательная область « Познание»). Тема: «На дне рож

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37   Конспект непосредственно образовательной деятельностипо развитию познавательн...

Конспект совместной деятельности взрослого и ребенка направленный на художественно-эстетическое развитие (конструирование из природного материала) в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет Тема: «Лесные жители»

1. Учить придавать образу выразительность с помощью характерных поз, признаков и особенностей внешности (шерсть, иголки, мех), украшать изделие с помощью вспомогательных материалов: бусинки, горошинки...

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Составление рассказа - описания по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы"

Цель занятия: Развивать диалогическую и монологическую речь детей, подвести к самостоятельному составлению рассказа. Данный материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных гру...

Мониторинг основных показателей речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 7-го года жизни «Солнышко» за 2021– 2022 учебный год

Мониторинг основных показателей речевого развития группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи 7-го года жизни «Солнышко» за 2021– 2022 учебный год...