Программа саморазвития на тему: "Создание условий по формированию патриотического воспитания детей пятого года жизни через совместные мероприятия с родителями» на 2022-2023 учебный год.
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №57»
Нижегородская обл. г. Дзержинск.
Адрес: бульвар Космонавтов,14; тел: 33 – 33 – 03
http://www.dou57ru; e-mail: ds57@uddudzr.ru
Программа
саморазвития воспитателя
Садековой Марии Анатольевны
Тема: «Создание условий по формированию патриотического воспитания детей пятого года жизни через совместные мероприятия с родителями»
на 2022-2023 учебный год.
Дзержинск, 2022г.
Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги».
/А.С. Макаренко./
Актуальность :
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, заботы. Патриотическое воспитание младших дошкольников начинается с любви к родному дому, семье, к матери.
Родители являются творцами личности ребенка, а ребенок своего рода сосуд, который наполняется знаниями, передающимися ему от родителей. Всю первичную информацию об окружающем мире ребенок познает в семье. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Семья – это целый мир, в котором ребенок живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Основная задача семьи – помочь детям войти в современный мир, такой сложный и динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений, помочь детям в формировании позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Цель:
- повышение собственного уровеня знаний по нравственно – патриотическому воспитанию младших дошкольников;
- повышение роли семьи в воспитании детей дошкольного возраста, создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания;
- создание условий для формирования нравственно - патриотических чувств у младших дошкольников в условиях ФГОС.
Задачи самообразования:
- Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности через изучение методической литературы;
- Оформление уголка патриотического воспитания в группе;
- Подбор бесед по темам, художественной литературы (стихи, пословицы, загадки, рассказы, сказки), картотеки пальчиковых игр о семье;
- Составление конспектов ООД с последующей публикацией их на нс-портале;
- Разработка дидактических игр;
- Подготовка консультаций для родителей и педагогов;
- Организация выставок поделок и рисунков в группе и вестибюле детского сада.
Формы работы:
- Анкетирование родителей
- Беседы с родителями и детьми
- Родительские собрания
- Консультации, памятки для родителей
- Детские праздники (в подготовке к праздникам родители принимают активное участие: готовят костюмы, поделки и т.д)
- Проектная деятельность
- Спортивные праздники
- Участие в различных конкурсах и выставках
Список изученной литературы по данной теме:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 3.
3. Захарова, Л. Дитя в очереди за лаской, М., 1999.
4. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
5. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С. 104 - 110.
6. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья. - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.
7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М. ;ТЦ Сфера,2009.-96с. - (Синяя птица).
8. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. -М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2010.
10. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: «Просвещение», 1987. - 144
11. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения. - М.: «Просвещение», 1983. - 176 с.
Патриотическое воспитание детей 4-6 лет - Комратова, Н.Г., Грибова, Л.Ф. М: Мозаика – Синтез, 2005.
12. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.:Мозаика-Снтез, 2007. - 80 с.
13. Потаповская О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитатние. - 2006. - №1. - С. 14.
14. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е.В.Шитова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 169 с. 7
15. Синягина М.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. - М.: «Академия», 2001. - 316 с.
16. Спок Б. Ребенок и уход за ним, Л.: "Машиностроение",1998.
17. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / авт.- сост. Александрова Е.Ю. и др.-Волгоград: Учитель, 2007. 18. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. – Скоролупова О.А. М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
19. Интернет ресурсы по данной теме.
Месяц | Тема | Практический выход |
Сентябрь | - Изучение методической литературы по теме; - Поиск материала в интернете; - Проведение обследования детей по интересующей проблеме (мониторинг); -Создание фотоальбома, организация выставок. | *Анкетирование "Семейные традиции" *Создание фотоальбома «Моя семья» * Фото-галерея: «Как я провёл лето» *Организация творческой выставки в группе и вестибюле детского сада «Что нам осень принесла?» * Выставка альбомов и фотографий о своей семье *Альбом совместного творчества детей и родителей «Мы встречаем осень» |
Октябрь | - Разработка перспективного плана работы по данной теме; - Пополнение зоны «Патриотического воспитания» книгами, альбомами, фотографиями, открытками, значками и т.д; - Совместное творчество детей родителей по созданию гербариев «Деревья и кустарники нашего края» - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом «Моя семья»; - Участие в выставках-конкурсах | *Перспективный план *Пополнение РППС * Выставка гербариев «Деревья и кустарники нашего края» *Фотоколлаж «Мы с семьёй на прогулке в лесу» * Конспект занятия «Моя семья» ( по О.В.Дыбиной) нс-портал *Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Осенний калейдоскоп» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада |
Ноябрь | - Подбор художественной литературы по данной теме; - Создание альбомов рисунков, фотоколлажей; - Участие в выставках-конкурсах. | * Выставка художественной литературы по теме: «Моя семья» *Альбом рисунков «Моя семья» *Фото-галерея: «Мама, папа, я - дружная семья», «Мой любимый домашний питомец» *Выставка домашнего рукоделия «Мамины руки не знают скуки» |
Декабрь | - Участие в выставках-конкурсах; - Изготовление дидактических игр; - Создание картотеки пальчиковых игр; - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом занятия «Мои друзья». | *Конкурс вместе с мамой «Самая красивая новогодняя игрушка» *Дидактические игры «Сложи картинку про семью», «Запомни, повтори» *Наглядная информация в родительском уголке * Конспект занятия «Мои друзья» ( по О.В.Дыбиной) нс-портал *Создание фотоальбома «Как хорошо у нас в саду» |
Январь | - Памятка для родителей "Воспитание любви к своей семье у детей младшего дошкольного возраста"; - Привлечь родителей к поиску художественной литературы по данной теме, печать картинок, иллюстраций, фотографий; - Изготовление поделок вместе с детьми на зимнюю тематику.
| * Альбом совместного творчества детей и родителей «Моя семья» *Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Чародейка-зима» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада *Выставка фотографий «Встреча Нового года в кругу семьи» *Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников» (Всероссийский интернет-конкурс Надежды России) |
Февраль | -Изготовление театра на фланелеграфе; - Пополнение РППС; - Подбор пословиц и поговорок о дружбе, семье; - Участие в проекте и выставках семейных поделок. | *Театр на палочках «Моя дружная семья» *Оформление альбома совместных рисунков детей и родителей по теме недели «Наша Армия сильна, защищает нас она» * Дидактическа игра «Найди отличия» *Фотогаллерея «Мой папа (дедушка, дядя) – защитник Отечества *Участие в выставке семейных поделок «Военная техника» |
Март | - Выставка фотографий в приёмной комнате; - Участие в сезонных выставках и конкурсах; - Изготовление поделок вместе с детьми на тему «Весенние фантазии» | *Выставка совместного творчества детей и родителей по теме: «Весенние фантазии» в ЭБЦ, группе и вестибюле детского сада *Фото-галерея: «Мама на работе», «Мамочка любимая моя» *Выставка «Генеалогическое древо моей семьи» * Совместное с родителями создание альбома иллюстраций «Весёлые матрёшки» |
Апрель | - Изготовление дидактических игр; - Оформление результатов обследования детей по проблеме (мониторинг); - Конкурс рисунков «Мой дом – моя крепость!»; - Пополнение своей странички на НС-портале конспектом занятия «Мой город». | * Дидактическая игра: «Составь рассказ по сюжетной картине» *Оформление альбомов «Я со своей семьёй на прогулке», «Как мы с мамой идём из детского сада домой» *Организация совместной творческой выставки «Пасхальные напевы» * Конспект занятия «Мой город» ( по О.В.Дыбиной) нс-портал |
Май | - Составление отчета о проделанной работе; - Участие в выставках-конкурсах; - Систематизация подобранного методического и игрового материала, оформление его в папку – передвижку.
| *Совместное участие в выставке рисунков и поделок «День Победы» *Совместное творчество родителей и детей - как стимул единения семьи (создание рисунков, поделок, аппликаций на летнюю тематику) для украшения группы и раздевальной комнаты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Тема: «Роль дидактической игры в формировании словаря у детей пятого года жизни".
Материал, раскрывающий значение дидактической игры в формировании словаря у детей средней группы....
Трудовое воспитание детей пятого года жизни
консультация...
Консультация " Трудовое воспитание детей пятого года жизни"
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей 3-4 лет жизни. Движения их более совершенны, они способны уже к более продолжительному сосредоточению к какому - то виду деятельности, к большему...
«Экологическое воспитание детей пятого года жизни через игру»
Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с ранненго возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, педагоги используют различ...
Консультация для родителей: "Экологическое воспитание детей пятого года жизни "
Консультация предназначена для ознакомления с условиями и средствами экологического воспитания детей пятого года жизни...
Взаимодействие с родителями по использованию сказки для формирования правильной речи детей пятого года жизни
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей пятого года жизни".
Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей пятого года жизни"....