Программа саморазвития «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»
материал (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 г.Лысково
Программа саморазвития
Тема: «Развитие связной речи у детей 5-го года жизни»
(Срок реализации: сентябрь 2014г. – май 2015г.)
Составила: Галкина Екатерина Вениаминовна, воспитатель
Актуальность темы:
Овладение родным языком играет огромную роль в становлении личности человека. Язык и речь рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным условием воспитания и развития личности ребенка. Приоритетным направлением в развитии речи детей дошкольного возраста является связная речь. Она играет ведущую роль в процессе всего речевого развития ребенка. Развитие связной речи закладывает основы успешной социализации малыша и успешного обучения в школе.
В настоящее время вопрос развития связной речи у детей дошкольного возраста является актуальным в связи с всеобъемлющим техническим прогрессом, ускорением ритма жизни. Общество предъявляет все более высокие требования к развитию подрастающего поколения.
Актуальность развития связной речи дошкольников подтверждают реализуемый в образовательном процессе федеральный государственный образовательный стандарт.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что формирование связной речи дошкольников является актуальной и значимой.
Цель:
В соответствии с ФГОС ДО:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1.Диалогическая речь:
- В разговорном общении использовать (с помощью воспитателя) разные типы предложений; формулировать вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?)
2.Монологическая речь:
Формировать умение:
- Составлять описательные рассказы (5-6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта;
-Самостоятельно пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям;
-Сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам;
-Составлять описательные загадки и загадки со сравнением
о предметах и объектах живой и неживой природы.
( Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др.)
Основные вопросы, намеченные для изучения:
- Возрастные особенности развития психических познавательных процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти) у детей среднего дошкольного возраста.
- Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных методов и приемов: игр, игровых упражнений, бесед, обсуждение ситуаций.
- Изготовление пособий и материалов, способствующих развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Направления работы:
- НОД;
- Игры и игровые упражнения в совместной и индивидуальной деятельности с детьми;
- Речевое общение с детьми в режимных моментах.
Методы и приемы работы:
- Словесные (образец рассказа, вопросы к детям, художественное слово)
- Наглядные (картинки, иллюстрации, схемы, игрушки)
- Практические (игры, игровые упражнения)
План работы
1 этап - подготовительный ( сентябрь - октябрь)
- Изучение литературы
- Подбор дидактического материала
- Разработка перспективного плана работы
- Составление картотеки игр и игровых упражнений на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста
2 этап – основной (ноябрь – апрель)
- Формирование первичных навыков связной речи в совместной деятельности педагога с детьми
- Активизация полученных умений и навыков в совместной речевой деятельности
- Закрепление и совершенствование речевых умений и навыков в речевом творчестве.
3 этап – заключительный
- Обобщение опыта работы по данной теме
- Определение перспектив работы
Предполагаемый результат:
1.Диалогическая речь:
- В разговорном общении (с помощью воспитателя) большинство детей может использовать разные типы предложений; формулировать вопросы поискового характера (Почему? Зачем? Для чего?)
2.Монологическая речь:
- Большинство детей может:
- составлять описательные рассказы (5-6 предложений) о предметах, рассказы из личного опыта;
- самостоятельно пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям;
- сочинять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам;
- составлять описательные загадки и загадки со сравнением о предметах и объектах живой и неживой природы.
Список используемой литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., - М.: Изд. Центр Академия, 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1998.
3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду». –М.: Просвещение, 1991.
4.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе и др
5.Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М.: 1978.
6. Приказ Минобрнауки № 1155 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
7. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская Программа по развитию математических представлений у детей 5- 6 года жизни в процессе ознакомления с произведениями народного прикладного искусства
Предложенная авторская программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в воспитательно-образовательном процессе, в работе по педагогическому просвещению родителей....
План-программа по развитию связной речи для детей с ОНР (первый год обучения старшая группа)
ВИДЫ РЕЧИ.Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь.СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопон...
Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».
воспитатель высшей категории МБДОУ №148 Верховцева Елена ВалерьевнаКонсультация для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей 7-го года жизни».У детей 7 лет при подготовке к ш...
Программа саморазвития "Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы через использование метода мнемотехники"
quot;Если учить ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он долго будет напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, он их усвоит на лету",- К.Д. Ушинский....
Программа саморазвития «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники»
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. ...
Программа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
Программа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...
СИСТЕМА РАБОТЫ Повышение уровня развития связной речи у детей 4-го года жизни посредством использования дидактических игр и упражнений.
В условиях современности, главной задачей дошкольного образования является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом...