Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме: «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Музыкальное занятие для детей 6-7 лет
« Как дети музыку искали»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od_po_samoobrazovaniyu.docx | 836.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Теремок»
с. Александровское.
Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме:
«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию.
Музыкальный руководитель
Денисова Ирина Александровна.
2019г.
Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме:
«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию».
Введение:
«Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму».
Программа « От рождения до школы» Н. Е. Веракса
Программа музыкального воспитания по ФГОС ДОУ направлена на социализацию и индивидуализацию развития личности ребёнка.
Музыкальное воспитание и обучение не только духовно воздействует на детей, но и укрепляет их физические силы. Музыка создает жизнерадостное настроение, повышает тонус мышц, активизирует деятельность всего организма.
Для дошкольника музыкальное развитие происходит в виде игры.
Именно в этом виде деятельности эффективнее всего можно поддерживать заинтересованность, инициативность дошколят в образовательном музыкальном процессе, когда ребёнку предоставляется выбор музыкального материала, любых форм музыкальной активности .
Многим детям игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства и эмоции, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только для индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, завязывания дружеских отношений между детьми.
На таком занятии особенно ярко проявляют себя музыкальные дети – те, которые имели явную склонность к музыке, и кроме того являлись хорошими организаторами. Получая какой-либо музыкальным опытом, ребёнок становились активнее и изобретательнее. Очень гордятся тем, что способен порадовать своим творчеством окружающих.
Обратившись к теме музицирования в ДОУ я познакомилась с публикациями таких знаменитых педагогов, как Т. Э. Тютюнникова, И. М.Каплунова, О.П.Радынова, Карл Орф, А. И. Буренина.
И пришла к выводу, что маленькие дети должны учиться легко. На занятии нет места скуке и однообразию, дискомфорту или страху. Главное - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. На таком занятии не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре.
Развивая музыкальность, эмоциональное отношение к музыке, мы развиваем творческое воображение ребёнка. А это качество необходимо человеку в любых сферах жизнедеятельности.
Актуальность:
Проводя анкетирование старших дошкольников в образовательной области художественно – эстетическое развитие, я выявила большой интерес детей к музицированию. На музыкальном занятии не всегда удаётся выделить время для этой деятельности. Обычно музированием занимаются по подгруппам. Я решила в рамках темы по самообразованию разработать занятия, посвещённые этому виду музыкальной деятельности. В выборе этой темы меня поддержали и родители, которые планировали продолжить обучение детей в музыкальной школе.
Музыкальное занятие для детей 6-7 лет
« Как дети музыку искали»
Методические рекомендации к занятию.
С самого начала занятия необходим позитивный эмоциональный настрой на музыкальную образовательную деятельность. Для удержания внимания детей на занятия достаточно 8-10 заданий. Выполнение одного задания может длиться от 2мин.- до 5 мин..
Мелодии для оркестра детских музыкальных инструментов желательно подбирать не сложные, основанные на детских песнях и танцах.
Во время занятия детей надо чаще подбадривать, хвалить. Обращать внимание на доброжелательные взаимоотношения детей в коллективе. Заинтересовывать такими фразами, как: « Мы сейчас будем играть и придумаем что-нибудь интересное». Давать возможность самим принимать решения и как можно больше импровизировать.
При подготовке к занятию мы с ребятами просматривали интерактивные презентации о детских музыкальных инструментах. Занимались озвучкой коротеньких историй и стихотворений. Играли в ритмические игры « Ножки ладошки», « Овощной ритм». Музыкально – дидактические игры: « Нотный дом », «Музыкальное лото», «Узнай песню по ритму». Разучивали ритмические приветствия. Пропевали звукоряд по системе сальмонизации.
Основная часть:
Цель: обучать детей простейшим навыкам элементарного инструментального музицирования.
Задачи:
1.Развивать творческие способности, импровизационное мышление, метроритмическое чувство и социально-коммуникативные качества детей. 1.Развивать слуховое внимание, тембровый слух, умение исполнять элементарные партии на детских музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле. 3. Формировать способности детей к самовыражению через различные виды музыкальной деятельности.
Материалы к занятию:
- Волшебный колодец;
- ИКТ - Ритмическое упражнение на развитие слуха «Поймай снежинку»;
- аудиозаписи музыкальных пьес;
- музыкальные инструменты: колокольчики, металлофоны, бубен, бубенцы, ложки, барабан, медная тарелка, ксилофон;
- Листы А4, на которых белой пастелью нарисован нотный стан и ноты.
Виды деятельности:
- Ритмическое приветствие
- Игра « Что сказал барабан? »
- Игра «Узнай звук»
- Игра «Музыкальные прятки»
- Озвучивание стихотворения «Едем, едем на лошадке» Т. Тютюнникова
- Музыкально - ритмические импровизации
- Ритмическое упражнение для развития слуха. «Поймай снежинки»
- Музыкальный оркестр « Маленькая ёлочка»
- Игра « Угадай по ритму».
Планируемые результаты:
Главный результат музыкальной образовательной деятельности – обучение детей языку музыки, для дальнейших творческих импровизаций.
Все методы и приемы направлены на воспитание позитивного настроя на музыкальную, ритмическую, деятельность. Желание заниматься музыкой.
Активизацию музыкального внимания, памяти, на протяжении всего занятия. Повышение творческой и эмоциональной мотивации детей, развитие тембрового внимания.
На занятии дети закрепят умение исполнять элементарные партии на детских музыкальных инструментах, озвучивая стихотворение.
С помощью музыкально – ритмической импровизации у ребят будут развиваться двигательная активность, импровизационное мышление.
Планирую привлечь внимание ребят к самостоятельной музыкальной деятельности после занятия.
Ход занятия:
Дети заходят на занятие под марш и становятся в круг.
1. Ритмическое приветствие « Даба-даба-дам. Добрый день»
Муз. руководитель предлагает детям в произвольном порядке поприветствовать друг друга с помощью ритмичных хлопков в ладоши и шлепков по коленям.
Муз. руководитель – Ребята, как мы сегодня с вами поздоровались?
Правильно. Мы поздоровались с помощью ритма. Что же такое ритм?
Ответы детей: Звуки долгие и короткие.
А могли бы вы выполнять какие – либо движения без музыки?
Кто нам может в этом помочь?
Предлагаю поиграть в ритмическую игру.
2. Игра « Что сказал барабан?»
Муз. руководитель задаёт музыкально – ритмических движений (шаг, прыжки, подскоки, бег) с помощью отбивки ритма в бубен.
Потом предлагает детям проявить инициативу, самостоятельно задать ритм. - Неожиданный звук доносится со стороны «волшебного колодца», который стоит в углу музыкального зала. Муз. руководитель - «Кто спрятался в волшебном колодце?»
3. Игра «Узнай звук» («достраивание» ситуации по звуку.)
Муз. руководитель - Что это?! — Что это за звуки? (из колодца раздаются звуки например: щелкание ножницами, переливание воды, звон посуды).
Муз. руководитель - Можно ли назвать эти звуки музыкальными? Если нет, то почему?
Ответы, рассуждения детей.
Муз. руководитель - Ребята, давайте попросим выйти к нам того, кто издает все эти звуки.
Дети вместе с муз. руководителем произносят - Кто в колодце, отзовись. Перед нами появись.
Появляется Гном.
Муз. руководитель - Здравствуй милый Гном. Почему ты так шумишь, и зачем забрался в волшебный колодец?
Гном – Я гулял в лесу и потерял свою любимую песенку. Вот забрался в этот колодец и ищу её. Вы поможете мне её найти?
Муз. руководитель - Ребята, что нужно для того, чтобы музыка появилась?
Ответы детей: Нужны ритм, мелодия, муз.инструменты…
Гном – Но у меня нет музыкальных инструментов.
Муз. руководитель – Мы с ребятами дадим тебе инструменты, но сначала с нами поиграй.
4.Игра «Музыкальные прятки»
(Игровой материал: прозрачная ткань, набор музыкальных инструментов.)
Дети сидят все вместе, накрытые прозрачной тканью , Гном ходит по кругу.
Исполняется попевка (текст авторский):
- В прятки мы с тобой играли, инструменты выбирали.
Раз, два, три. Музыкантом будешь ты.
Ребенок, до которого дотронулся Гном, встаёт, берет музыкальный инструмент и играет свое имя. Дети называют звучащий инструмент.
Игра продолжается, пока все дети не выберут себе инструменты и не угадают их по звучанию.
Муз. руководитель - Ну вот, теперь, когда у нас есть музыкальные инструменты, давайте сыграем с Гномом нашу музыкальную сказочку.
5.« Едем, едем на лошадке» Т. Тютюнникова
( озвучивание стихотворения муз. инструментами)
Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой:
Цок, цок, цок - цок, цок, цок.
Санки скрипят ( трещётки), бубенчики звенят ( бубенцы) Дятел стучит (ложки), вьюга свистит ( флейта)
Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой:
Цок, цок, цок - цок, цок, цок.
Белка на ветке орешки всё грызёт (рубель) щёлк, щёлк.
Рыжая лисичка зайчишку стережёт (метёлочка с барабаном)
Едем, едем на лошадке по дорожке зимней гладкой:
Цок, цок, цок - цок, цок, цок.
Холод, холод, стужа, стужа (металлофон)
Снег пушистый кружит, кружит (треугольник)
Ехали, ехали, наконец доехали.
С горки « У-у-ух!» (ксилофон), в ямку «Бу-у-ух!» ( тарелка).
Гном – Мне очень понравилась ваша музыкальная сказка. Но в ней нет моей песенки. Она была такая красивая...
Муз. руководитель – Давай поищем твою песенку в наших знакомых мелодиях.
6. Музыкально - ритмические импровизации.
Ребятам предлагается подобрать музыкально – ритмические движения
под музыкальную нарезку знакомых танцевальных композиций.
(Музыкальный образ матрёшек, супер - героев, звёздочек, маленьких лебедей.)
Гном – Мне очень понравилось с вами танцевать. Я даже немножко вспомнил свою песенку. Берёт металлофон, наигрывает отрывок.
Муз. руководитель – Ребята, а мы знаем такую песенку?
7. Ритмическое упражнение для развития слуха. «Поймай снежинки»
На экране мультимедийная ритмическая презентация песни « Маленькая ёлочка». Дети простукивают ритм песни – « ловят снежинки».
8. Музыкальный оркестр « Маленькая ёлочка»
Дети садятся за столы, на которых разложены музыкальные инструменты.
Исполняют музыкальное произведение.
Гном – Спасибо ребята, что вы помогли мне найти мою музыку.
Муз. руководитель – Ребята, теперь вы знаете, как можно вспомнить или даже сочинить свою песенку? - Правильно. Нужно придумать или вспомнить ритм и мелодию. И тогда получится музыка.
9.Игра « Угадай по ритму». Муз. руководитель - Кто же сможет нам задать свою музыкальную загадку с помощью ритма?
Дети задают свои муз. загадки, простукивая ритм.
Муз. руководитель - А что нужно сделать, чтобы не забыть свою песенку, как это получилось у Гнома?
Как записывается музыка? Правильно нотами.
Сегодня я для вас приготовила волшебные листочки. Пока они беленькие. Но если вы раскрасите эти листочки акварельными красками в цвет своего настроения они превратятся в музыкальные. На листочках появятся ноты.
Ребята, вам понравилось искать музыку Гномика?
Что нового вы узнали на занятии? Что больше всего запомнилось и понравилось?
Муз. руководитель – Спасибо тебе Гномик за песенку. Оставайся у нас в гостях. Ты нам очень понравился.
Деятельность в группе после занятия. Муз. руководитель - Ребята давайте скорее превратим белые листочки в цветные и музыкальные. Дети берут акварельные краски, закрашивают листочки и на них проявляются ноты.
Список литературы:
1.А. И. Буренина Программа «Ритмическая мозаика» 2006г.
2. Журнал «Вестник педагогического общества Карла Орфа», №11, 2002г.
3. О.П.Радынова « Музыкальное воспитание»,1998г 4. Т. Э. Тютюнникова « Элементарное музицирование» 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Матери...
« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »
Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...
Самообразование воспитателя на тему:"Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными промыслами."
План самообразования работника дошкольного учреждения (воспитателя)...
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности
Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...
статья на тему "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством музыкальной деятельности».
quot;Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи". К. Г. Паустовский...
Отчёт по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей младших дошкольников посредством пластилинографии»
Предлагаю вашему вниманию обобщенный опыт занятий по художественно-изобразительной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином — пластилиног...