"Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
по физкультуре (старшая группа) по теме
В опыте работы предложены возможности использования нетрадиционного физкультурного оборудования для совершенствования физических качеств и развития творческих способностей старших дошкольников. Материалы предоставленные в опыте могут представлять интерес для инструкторов по физкультуре и воспитателей дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы | 213.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Беспоясная Юлия Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 1»
Российская ул.100, город Краснодар, 350901, тел/факс (861)252-56-82
ТЕМА: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ»
Автор опыта: Беспоясная Юлия Александровна,
инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад № 1»
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Информация об опыте…………………………………………………………………...3
2. Актуальность опыта……………………………………………………………………..4
3. Технология опыта………………………………………………………………………..5
5. Результативность опыта…………………………………………………………………6
6. Библиографический список……………………………………………………………11
7. Приложение к опыту:
7.1. Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе с использованием нетрадиционного физкультурного
оборудования……………………………………………………...................................12
7.2. Конспекты комплексов утренней гимнастики с использованием нетрадиционного
оборудования в старшей группе………………………………………………………22
7.3. Спортивные развлечения с использованием нетрадиционного оборудования…...28
7.4. Консультации и памятки для родителей……………………………………………..35
7.5. Консультации для воспитателей……………………………………………………...44
7.6. Описание нестандартного оборудования…………………………………………….48
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А.Сухомлинский. |
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, занятость родителей, низкий уровень двигательной активности семьи - все это не укрепляет здоровье ребенка, а наоборот. Многие родители чрезмерно увлечены интеллектуальным развитием своих детей, совершенно забывая о том, что укрепление их здоровья, содействие физическому и психическому развитию является в настоящее время особенно значимым.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7% дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.
Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом В. Путиным Постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показало беспокойство государства за будущее страны. В связи с этим Правительством Российской Федерации своевременно принята целевая программа «Дети России».
Особое место в программе уделяется подпрограмме «Здоровый ребенок», целью которой является сохранение и укрепление здоровья детей и подростков на всех этапах развития. А в «Концепции модернизации Российского образования» четко определена задача достижения нового современного качества образования за счет обновления содержания образования и совершенствования механизмов контроля за его качеством.
Актуальность данной проблемы определена и в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Актуальность материала заключается в необходимости работы по сохранению и укреплению здоровья старших дошкольников, развитию их физических качеств и устойчивого интереса к разнообразной двигательной деятельности.
Исходя из того, что проблема формирования двигательной активности детей актуальна, мною была проведена диагностика физической подготовленности старших дошкольников. Диагностика показала, что основные движения детей развиты недостаточно, высокий уровень имеют 5 % детей, средний -72 %, низкий - 23 %.
Передо мной встала педагогическая проблема: какими средствами повысить интерес детей к физической культуре и тем самым повысить уровень физической подготовки.
Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель: найти пути совершенствования физических качеств и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного физкультурного оборудования и следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
3. Составить план мероприятий по данной теме (непосредственно образовательная деятельность, развлечения, комплексы общеразвивающих упражненийи утренних гимнастик).
2. Разработать систему работы по совершенствованию физических качеств, развития творческих способностей старших дошкольников, посредством использования нестандартного оборудования и проверить ее эффективность.
4. Разработать педагогические рекомендации и консультации для родителей и педагогов.
5. Привлечь детей, педагогов и родителей к изготовлению нестандартного физкультурного оборудования.
Работа по решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:
1. Принцип систематичности и последовательности. Этот принцип предполагает, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. При планировании устанавливается последовательность раскрытия темы, продумывается связь нового материала с ранее усвоенной образовательной деятельностью, опытом детей.
2. Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
3. Принцип наглядности. Этот принцип соответствует основным формам мышления дошкольников. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, включить непосредственно в практическую деятельность, связать обучение с жизнью.
4. Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей. Предполагает сотрудничество воспитателей, инструктора по физической культуре и родителей в достижении общей цели.
Педагогам известно, что огромная нагрузка в плане физического развития детей ложится на непосредственно образовательную деятельность. Что же нужно сделать, чтобы физкультура стала более интересной, увлекательной и эффективной для маленьких детей. Ведь порой одного профессионализма, эмоциональности педагога недостаточно для побуждения интереса у дошкольников к физической культуре. Л.Н. Толстой подчеркивал, что ребенок занимается охотно тогда, когда ему это интересно.
С.Я Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия. Это и побудило меня к поиску и внедрению нового нестандартного оборудования для использования его на физкультуре, с целью повышения интереса к непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию, для укрепления здоровья детей и совершенствования физических качеств.
Свою работу я начала с изучения соответствующей научной и методической литературы, составила план оснащения предметной развивающей среды по физическому развитию в группах.
Разработанное и изготовленное мною нестандартное оборудование несложное, недорогое, универсальное, малогабаритное вносит в каждое мероприятие с детьми элемент новизны. Эти пособия многофункциональны, что дает возможность применять их в различных видах деятельности. Детей привлекают необычные формы, красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время проведения непосредственно образовательной деятельности и интересу детей к ним, формирует потребность к движению.
Нестандартное оборудование я применяла во всех спортивных мероприятиях: физкультурная непосредственно образовательная деятельность, эстафеты, спортивные праздники и досуги, в подвижных играх, на утренней зарядке.
Во время использования нестандартного оборудования, я заметила живой интерес детей к выполнению разных видов движений, которые они придумывали и выполняли самостоятельно, т.е. развивали свои творческие способности.
Новизна опыта состоит в том, что в нем представлено рациональное использование нетрадиционного физкультурного оборудования,позволяющее шире использовать различные упражнения, варьировать заданияв педагогическом процессе, с целью совершенствования физических качеств, развития творческихспособностей старших дошкольников,
Проведение мероприятий по физическому развитию с использованием нестандартного оборудования показало, что интерес к ним возможен за счет его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки.
Во время непосредственно образовательной деятельности с использованием нестандартного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из различного нестандартного оборудования, совершают множество движений. При этом развиваются ловкость, выносливость, быстрота реакции, а так же смелость, решительность и находчивость.
«Стопа – это фундамент, на котором стоит здание – ваше тело» - утверждал Гиппократ. К сожалению, у современных детей с «фундаментом» возникает все больше проблем.
Стопу можно сравнить с картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели бы своего «представительства» на ней. Современный ребенок не имеет возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не массируются, не раздражаются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе. Именно поэтому во время непосредственно образовательной деятельности в области физическая культура дошкольники обязательно должны ходить по разным поверхностям. И такую возможность представляют «Массажные дорожки» и «Канаты-удавчики», которые были изготовлены мной совместно с воспитателями.
Для развития силы у ребят я использую такое нестандартное оборудование как «Набивные мячи», «Прилипала», «Веселые мешочки».
Для развития ловкости, внимания и быстроты реакции «Гамачки», «Яркие ленточки», «Бильбоке», «Озорные клоуны».
Для развития меткости ко мне на помощь опять приходит нестандартное оборудование «Прилипала», «Веселые мешочки», «Набивные мячи», «Гамачки», «Дуга-солнышко», «Дуга-лисичка». Ребятам очень нравится набрасывать колечки на лучики солнышка или хвостик лисички и прокатывать мяч под дугой.
Для развития равновесия, координации движений и ориентировке в пространстве я использую «Массажные дорожки», «Лесные пенечки», «Сказочные пенечки», «Лыжи», «Ходунки», «Канаты-удавчики».
Я разработала конспекты непосредственно образовательной деятельности и общеразвивающих комплексов с использованием изготовленного мной нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в группе созданы физкультурные «центры здоровья», где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нестандартное, изготовленное детьми, педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, «ловушки», мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, косички, султанчики и многое другое. Нестандартное оборудование используется в нашем детском саду во всех видах физкультурно-оздоровительной работы: во время проведения утренней гимнастики, оздоровительной гимнастики, в игровой деятельности, непосредственно образовательной деятельности, развлечениях, досугах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
Опыт работы "Совершенствование физических качеств, развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционного физкультурного оборудования"
Данный опыт посвящен повышению интереса старших дошкольников к непосредственно образовательной деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей, развитию их физических качеств и выработки у них ус...
« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »
Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники росписи ткани - батик
планирование работы со старшими дошкольниками по росписи ткани - батик...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА СТЕКЛЕ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более эффективным процесс обучения и воспитания. • В процессе воспитан...
Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности
Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...
«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)
Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС ДО, у выпускника детского сада к поступлению в школу должны быть...