статья на тему "Развитие творческих способностей у дошкольников посредством музыкальной деятельности».
статья
"Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи". К. Г. Паустовский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.11 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Развитие творческих способностей у дошкольников посредством музыкальной деятельности».
«Творческие способности» - как обширно это понятие. К этому понятию относятся, как к процессу создания чего-то нового. И маленький ребенок, бесспорно, фокусирует в себе массу творческих способностей. Но не каждый малыш способен их проявить, нащупать в себе, найти им выход и применение. Поэтому задача взрослых не погасить, не испортить творческий внутренний мир, а нащупать и помочь проявить эту хрупкую творческую нить. Прежде всего, по моему мнению, надо постараться погрузиться в мир фантазий ребенка. И, как Алиса в стране чудес, стать участником этого процесса, мягко направляя развитие детской сказки в нужное русло. А что такое детская фантазия?
«Фантазия - 1) синоним воображения; 2) специфические продукты работы воображения у детей в процессе деятельности сознания, концентрирующегося не на отражении объективной реальности, а на преобразовании ее качеств, свойств и элементов. Фантазии детские возникают в ходе реализации ребенком определенных жизненных и творческих задач. Богатство и оригинальность детской фантазии определяется уровнем творческой активности детей, их личной одаренностью и индивидуальным жизненным опытом. Фантазии детские выступают предметом диагностики умственного, эмоционального, творческого и личностного развития ребенка, а также объектом патопсихологических исследований, позволяющих фиксировать нарушения в работе сознания у больных детей. В аналитической психологии фантазия (в том числе детская) трактуется как специфический продукт самоизображения бессознательного, образованного забытыми или вытесненными переживаниями». Т. В. Ермолова
Люди творческих профессий сумели в себе развить способность к фантазии, реализовали себя там. Они стали великими людьми искусства для всех поколений. Но ведь мы знаем примеры величайших самородков, которым не мешало творчество и искусство, стать хорошими врачами, архитекторами, вспомним хотя бы таких русских композиторов, как А. С. Грибоедов, который прославился так же и своим литературным творчеством, а ведь он был превосходный дипломат. Н. А. Римский – Корсаков, его имя не требует отдельного представления во всем мире, но не все знают, что ему прочили военную карьеру. Фантазия, направленная в нужное русло дает отличные плоды для дальнейшего творческого развития личности. Не загубленная фантазия – это толчок, заложенный в человеке природой, надо только нащупать ее.
Великие композиторы так определяли значение способностей к фантазии: «Без фантазии нет искусства, как нет и науки.» (Ференц Лист). «Да вьётся всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии!» (Роберт Шуман).
Об этом в начале 20 века писала женщина, ставшая блистательным дипломатом. Ее образованность позволила еще в те непростые годы осознать значение творчества, фантазии в жизни каждого человека. «Людям нужна фантазия. Люди без фантазии — никогда ничего не создадут большого и ценного, нового. Люди без фантазии — сухи и скучны, они только наполовину живут. Человек с фантазией живет сто жизней сразу. Он умеет жить за себя и за других, прошлом и будущем». Александра Коллонтай.
Современная жизнь диктует свои законы, нашим детям надо твердо стоять на ногах, не отставать от прогресса, мы их должны научить быть успешными, способными к самопрезентации. Казалось бы, в приоритете рационализм, прагматизм. До фантазии ли? Сейчас общение заменяет интернет, телевидение пропагандирует материальные ценности. Нам дают уже готовые шаблоны, образы. Сказка, искусство, творчество все меньше и меньше имеет влияние. Но ведь здоровое общество не может существовать без культуры, без духовности, большой составной частью которого является искусство, а значит все та же фантазия. И толчком к развитию фантазии станет, пожалуй, самый неприхотливый вид искусства – музыка. Эта субстанция самая близкая к внутреннему миру человека. Это первое, что человек начинает воспринимать в своей жизни. Еще в утробе ребенок слышит звуки, а значит способен воспринимать. Музыка окружает нас повсюду, при этом мы можем даже не осознавать ее влияние. Музыка может творить чудеса: ранить и исцелять, создавать образы, общаться со слушателем, пугать и заинтриговывать, с помощью музыки можно всколыхнуть различные эмоции у человека от агрессии до умиротворенности и гармонии. Музыка способна сливаться с другими видами искусства, создавая новую форму. Музыка влияет на нас, а мы на музыку. Музыка – это ключ к фантазии каждого из нас.
Маленький ребенок тянется к музыке и это закон природы, кто-то любит музицировать сам, кто-то воспринимать, кто-то изображать услышанные, нафантазированные образы. Музыка нужна всем. Именно музыка помогает развивать фантазию в каждом слушателе, не претендуя на однозначную оценку.
В последние годы меняется отношение к детям, к дошкольникам, теперь, в Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Не обойтись здесь без развития фантазии, а значит музыкальных способностей.
Фантазия у детей очень хрупка, спугнуть ее, направить в неправильное русло, довести до комплексов очень легко, что приведет к загубленным творческим способностям. Сделать так, чтобы фантазия помогла подрастающему человеку развить свои творческие способности – это и есть педагогическое мастерство, педагогическая удача.
Черныш А. А., 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"
Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...
статья на темуРазвитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа.
Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе рисования пейзажа....
Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"
Проект "Развитие творческого воображения старших дошкольников посредством музыкальной деятельности"...
«Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр»
Статья «Развитие музыкально- творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр» ( для родителей)...
Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»
Самообразование. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности»...
Консультация для родителей «Развиваем творческие способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Консультация для родителей...
«Развитие творческих способностей у детей посредством музыкальной деятельности»
laquo;Развитие творческих способностей у детей посредством музыкальной деятельности»...