Конспект выступления на пед.совте на тему: "Технологии исследовательской деятельности в ДОУ.Экспериментирование."
опыты и эксперименты (младшая, средняя, старшая группа)
Выступая на пед.совете, тема которого "Технологии исследовательской деятельности в ДОУ", мной была затронута проблема экспериментирования в ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологии исследовательской деятельности в ДОУ
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В общении с детьми взрослый придерживается позиции быть не просто рядом с ним, а быть вместе. Его цель- способствовать становлению ребенка как личности.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести технологию исследовательской деятельности. П. 2.7 ФГОС ДО определяет один из видов детской деятельности для детей дошкольного возраста (3г. -8 л.) познавательно - исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира,он хочет его познавать: он наблюдает как бабочка перелетает с цветка на цветок; он добавляет краску в воду и смотрит, что получится; изучает поведение домашних животных, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Цель исследовательской деятельности в детском саду- сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Эксперимент используется в обучении для ознакомления детей со свойствами, не лежащими на поверхности изучаемого объекта. Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми. При организации экспериментальной деятельности дети приобщаются к посильной исследовательской деятельности.
Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Для решения проблемной ситуации, взрослый предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод у них рождался как бы сам собой. Тем самым взрослый создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде и т. д.
На занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности используются доступные и интересные дошкольникам «типы исследований»:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдение;
-моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, запахи и образы природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
1.Опыт (экспериментирование).
*Состояние и превращение вещества.
*Движение воздуха, воды.
*Свойства почвы и минералов.
* Условия жизни растений.
2.Коллекционирование (классификационная работа).
*Виды растений.
*Виды животных.
*Виды строительных сооружений.
*Виды транспорта.
*Виды профессий.
3. Путешествие по карте.
*Стороны света.
*Рельефы местности.
*Природные ландшафты и их обитатели.
*Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
4. Путешествие по «реке времени».
* Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет - пирамиды).
*История жилища и благоустройства.
Согласно ФГОС ДО детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка, после игровой деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, образовательные области, прогулку. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения.
Структура технологии детского экспериментирования:
1 постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
2 целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы)
3 выдвижение гипотез (сбор данных, реализация в действиях)
4 анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось)
5 формулирование выводов
Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности
ФЭМП Художественное Развитие Познание Труд Укрепление Чтение Физическое
творчество речи здоровья художественной воспитание
литературы
Практико – исследовательская деятельность
Исследовательские Творческие Практико- Информационные Ролево-
проекты проекты ориентированные игровые
Правила безопасности:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Сначала спроси - потом экспериментируй.
3. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
4. Грязными руками не трогать глаза.
5. Не брать ничего в рот.
Исследовательская деятельность дает ребенку возможность самому найти ответы на вопросы :
ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ГДЕ? ЧТО? ЗАЧЕМ? КАК?
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/14/20200306_150058.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/14/20200310_154842.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/14/20200603_155828.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/14/20200603_155915_1.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/14/20200603_160110.png)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/11/14/20200603_160133.png)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/22/picture-692222-1463937468.jpg)
Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-772440-1459688132.jpg)
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)
Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-772440-1459688132.jpg)
КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Пластичная глина» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)
Цель: 1. Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень).2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-959175-1508059346.jpg)
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе на тему «Для чего нам нужен воздух»
Программные задачи: Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человекаДать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.Опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1313070-1612790252.jpg)
Конспект НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.Тема: Экспериментирование «Кому нужна вода»
Показать детям, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимос...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/13/picture-1401336-1649837853.jpg)
Конспект образовательной деятельности (занятия) Образовательная область (Познавательно – исследовательская деятельность с элементами экспериментирования) Тема: «Маленькие волшебники»
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. Изучить особенность соли, ее свойства, качества и применениеЗадачи:Образовательные: воспитывать люб...