Конспект НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.Тема: Экспериментирование «Кому нужна вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Тимофеева Евгения Юрьевна

Показать детям, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; по рассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остаётся на земле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД с детьми дошкольного возраста по развитию поисково-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования.

Воспитатель: Тимофеева Е. Ю., высшей квалификационной категории, МБДОУ №8 «Сказка», г. Карасук, Новосибирская область                          

Тема:  Экспериментирование «Кому нужна вода»

Цель:  Показать, как человек в своей жизни использует воду, способствовать развитию представлений о воде, где есть вода в природе; понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого; необходимости беречь водопроводную воду; по рассуждать с детьми над проблемой, почему так мало чистой воды остаётся на земле.

Оборудование: глобус, стаканы с водой пресной и соленой, сахар, соль, лимон, чеснок, бумага, воронка.

Ход НОД:

Воспитатель читает стихотворение:

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живем!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Все называется Земля!

А если в космос мы взлетим,

То из окна ракеты

Увидим шар наш голубой,

Любимую планету!

Воспитатель: Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз. Как называется эта модель? (глобус). Посмотрите, что на глобусе обозначено голубым цветом? (вода). Где на Земле можно встретить большое количество воды? (в океане, в море, в реке, в ручейке, в озере). Озеро может быть подземным. Там вода особенно чистая, а если она выходит на поверхность, то образуется родник. Вода в морях и океанах не такая, как в реках и озерах.

- Узнаем, чем она отличается?

- Ребята, что находится  на подносах? (стаканчики с водой)

- Попробуем воду. Есть ли у нее вкус? В одном стаканчике - безвкусная вода. Ее называют пресной, «речной», «озерной». В другом – соленая, «морская».

- Какую воду пьем мы с вами? (пресную). Но на нашей планете ее очень мало. А вода на Земле нужна многим.

Физминутка.

- Кому и для чего она нужна? ( Животным, птицам,  насекомым, рыбам, растениям, человеку).

Ребята перечисляют, для чего нужна вода животным, птицам, растениям, человеку. Рассказывают, где в быту используют воду.

Без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима.

Ребята вспомните, и назовите свойства воды:

Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода жидкость.

Через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит, вода - прозрачная жидкость.

Вода не имеет запаха и не имеет вкуса.

Воспитатель: Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и не кончается. Оказывается, вода в кране из реки или озера, человек направил её в трубы, но чтобы она текла чистой, вода проходит долгий путь очищения. Человеком построены очистительные сооружения.

-  Вы видели, какая вода в реке? (мутная, грязная, темная)

- Кто или что может загрязнять водоемы? (человек - мусором, отходами производства, нефтью; водный транспорт)

- Как вы думаете, какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой? (Использование очистительных сооружений, безотходная технология, экономное использование воды, не бросать мусор, не лить воду зря, устанавливать водоочистители)

-  Что произойдет, если вдруг не станет воды? (все живое умрет). Без воды не сделать очень многих простых, обычных дел, вода ничем не заменима.

Воспитатель: - Еще вода - настоящая волшебница. Узнаем, во что она умеет превращаться?

- Посмотрите, какое время года изображено на картинке? (лето).

Отгадав  загадки, и узнаете где можно встретить нашу волшебницу в это время.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (Туман.)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

И пошли искать их днём,

Ищем,  ищем, не найдём. (Роса)

Говорю я брату: «Ох!

С неба сыплется горох!»

«Вот чудак, - смеется брат, -

Твой горох ведь это …» (Град)

- Какое время года изображено здесь? (осень)

Отгадайте теперь, где воду можно увидеть в это время?

С тучки, как из решета,

Кап-кап – капает вода!

Рады ей цветы и птички,

Что же это за водичка? (Дождик)

Дождь прошёл, а я осталась

На дорожке во дворе.

Воробьи во мне купались

На потеху детворе.

Но до завтрашнего дня

Солнце высушит меня. (Лужа)

Приходит (зима). Можем ли мы увидеть воду зимой? Какой она становится? Об этом тоже помогут узнать загадки.

С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких , как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло! (Снежинки) 

Лежало одеяло

Мягкое, белое,

Солнце припекло,

Одеяло потекло. (Снег)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло! (Лед)

Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

-  А где еще в это время года мы можем встретить нашу воду?

Побелело за ночь всюду,

 а у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес. (Узор на стекле)

-  Правильно, на окнах, разрисованных чудесными морозными узорами.

Воспитатель: Но вот стало пригревать солнышко, настала…(весна). Во что же теперь превратилась наша вода?

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

-  Вот такая волшебница-вода!

Теперь вы знаете, как она умеет изменяться. Ну что ребята, проведем опыты с водой? Тогда нам нужно с вами отправиться в нашу лабораторию.

Звучит аудиозапись: Внимание аудитория! Говорит лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляем вас с прибытием! Делайте свои открытия!

Дети проходят в «лабораторию» и рассаживаются за столы.

Опыт №1

Воспитатель предлагает попробовать чистую воду из стаканчика. Какой у неё вкус? 

Пьют воду. Делают вывод: «Вода не имеет вкуса»

Положите дольку лимона.

Что стало с водой? (вода стала кислая)

Положите сахар-песок и помешайте ложкой.

Что изменилось? (вода стала сладкая)

Опыт № 2

Воспитатель предлагает понюхать чистую воду. Вода пахнет? (нет)

Делают вывод: вода не имеет запаха.

А теперь добавить в неё чеснок.

Что произошло с водой? (пахнет чесноком) 

Дети делают вывод: Мы изменили вкус воды

нюхают воду, добавляют чеснок. Вода пахнет чесноком

Опыт №3

Воспитатель предлагает посмотреть на две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая? (нет, одна чистая другая грязная). Сравнивают воду. Одна чистая, другая - грязная.

Можно ли очистить грязную воду?

Воспитатель проводит опыт: Посмотрите — я возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через воронку. Что у нас получается?

Следят за действиями воспитателя

Делают вывод: вода становится чистой, а бумага - грязной.

Кому покажите дома опыты с водой?

Список литературы:

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3.Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов, М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. Учитель- 2020г

4. Тугушева Г.А.; Чистякова А.Е. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Спб., Детство-Пресс, 2015



Предварительный просмотр:

Конспект НОД поисково-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «В лаборатории все обо всем»

Воспитатель: Тимофеева Евгения Юрьевна, высшей кв.категории, МБДОУ №8 «Сказка» г.Карасук, Новосибирская область

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования.

Задачи: Продолжать знакомить с свойством воды (окрашивание) через опытно-экспериментальную деятельность. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается). Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы: действие магнита через пластмассу, воду).

Оборудование: аудиозапись песни из фиксиков, костюм Симки, три колбы на которых наклеены цифры 1, 2, 3, кроссворд, фломастер, мольберт, картинка стакана воды, халаты, нарукавники,,  салфетки бумажные или влажные, краски разного цвета, стаканчики одноразовые, палочки для размешивания, камни, шурупы, стихотворение, загадка, магниты, образцы ткани,  дерева, пластмассы, железа, скрепки, бутылочки, шарики, контейнера для воды, медали, картинка воздушного шара.

Ход  НОД:

Организационный момент

Дети играют. Звучит аудиозапись песни Фиксиков. Воспитатель заходит в костюме Симки.

Симка:  Я Симка, меня вы ребята узнали?

Мы с вами в мультфильме встречались, в журнале,

С Дим Димычем вместе я часто играю

И Нолику приборы чинить помогаю.

Симка:  Приветствуем вас,  маленькие друзья! Ребята, я со своими друзьями устраиваю лаборатории для обучения  и проведения опытов в разных местах.

В нашу лабораторию каждый день привозят множество различных приборов и нам на них очень удобно практиковаться. Я долго наблюдали за вами, и хочу предложить вам замечательную идею – устроить в вашей группе лабораторию необычных  открытий и интересных опытов. Вы не против, открыть лабораторию опытов и стать настоящими исследователями? (ответ детей).

Дети вмести с Симка ставят на стол приготовленный материал для опытов.

Симка: Ну вот наша лаборатория готова для опытов и открытий.

 Перед вами волшебные колбы под  номером 1,2,3. В них спрятаны опыты и эксперименты, и чтобы их открыть, нам надо выполнить задания.

Симка: Ну что, ребята, вы согласны? (ответы детей)

Прежде чем приступить к работе в лаборатории вспомним правила  проведения опытов и экспериментов, которые  нужно соблюдать в лаборатории.

Правила:

  • соблюдать на рабочем месте порядок
  • без разрешения взрослого, нельзя брать предметы и вещества
  • бережно обращаться с посудой, лабораторным оборудованием и веществами
  • работать дружно вместе

А теперь надеваем халаты и приступаем к работе.

Чтобы узнать, какой опыт спрятался в колбе под №1, нужно отгадать кроссворд. Попробуем отгадать?

Задание 1 – «Кроссворд»

В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в ней на третьем месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте. В третье клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога».  В четвертой клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама». (дети отгадывают слово «вода»).

На мольберте появляется стакан с водой.

Симка: Вы, догадались, что за опыт спрятался в колбе под №1? (дети: опыт с водой)

Ребята, а вы знаете, что вода имеет волшебные свойства, с ней можно играть, проводить опыты и эксперименты. А что вы знаете о воде? (дети: вода- без вкуса, цвета, запаха)

 А я знаю, что вода может окрашиваться, и сейчас я вам это докажу.

Опыт «Окрашивание воды»

На столе стоят стаканчики с горячей и холодной водой. В стаканчиках лежат камни, шурупы. Рассматриваем в воде предметы, выясняем почему их хорошо видно. (дети: вода- прозрачная) Можно ли окрасить воду? А как? Попробуем окрасить воду?

Дети самостоятельно выбирают цвет краски. Ребята, что произошло с водой? (дети: окрасилась)

В каком стаканчике краска быстро растворилась? (дети: в стакане с теплой водой)

Как окрасится вода, если красителя будет больше? (дети: вода станет более окрашенной)

Вывод: Вода имеет свойство окрашиваться, она может быть разноцветной.

А сейчас послушайте стихотворение и вы узнаете, с чем будем проводить опыты, которые спрятались в колбе под №2.

Задание №2 стихотворение «Магнит».

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

Магнит поможет, непременно,

Найти иголку в стоге сена.

О чем говорится в стихотворении? (о магните) Показываю детям магнит.

Ребята, перед вами обычный магнит, но он хранит в себе много секреты. Магнит – сильный камень.

Сейчас будем исследовать свойства магнита. Он может притягивать предметы, но какие мы узнаем, проведя опыты.

Опыт «Какие материалы притягивает магнит»

Перед детьми разложены предметы, сделанные из различного материала. Ребята назовите, из чего сделаны эти предметы. (дети называют из чего эти предметы сделаны) Предлагаю детям по очереди  к каждому предмету подносить магнит. Какой из этих материалов притягивается к магниту? (железо)

Вывод: Магнит притягивает к себе только железо.

Обращаю внимание детей на стакан с водой. Посмотрите в стакан с водой. Что вы в нем видите? (скрепку)

Я случайно в стакан  уронила скрепку.  Поможете, ее достать, она, мне еще пригодится.

Опыт «Достань скрепку из стакана с водой»

Проблемная ситуация:

Как достать из стакана с водой скрепку не намочив руки, и никаких предметов у нас нет, кроме магнита. Дети экспериментируют. Если дети затрудняются,  подсказываю и помогаю.

Ребята, какая сила у магнита, что он может действовать даже через стекло и воду.

А сейчас немного отдохнем и опять опыты начнем.

Физминутка «Вверх рука и вниз рука»

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

Ребята, узнаем, какой опыт спрятался в колбе под №3? А чтобы  нам узнать, нужно отгадать загадку.

Загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Конечно же, это воздух. А как вы думаете, для чего нам с вами нужен воздух? (Ответы детей – мы им дышим). Правильно воздух нам нужен, чтобы дышать. Сделайте вдох, а затем выдохните.

Мы с вами говорим о воздухе, интересно, а где он. Я его не вижу, может он справа, слева или сзади.. Легкий он или может быть тяжелый? А чем пахнет воздух?

Как много возникло интересных вопросов. А так как мы с вами в лаборатории, проведем опыты и ответим на все эти вопросы.

Эксперимент «Можно ли почувствовать воздух?»

Показываю детям воздушный шарик и спрашиваю: «Что находится внутри шарика?»

Если кто-то из детей скажет, что внутри шарика ничего нет, я поддерживаю эту версию.

Действительно, ведь шарик кажется пустым, прозрачным, ничего там не видно. А может, проверим? Я развяжу шарик, а вы подставьте ладошки  скажите, почувствовали что-то или нет? (дети подставляют ладони под струю воздуха) Так есть в шарике что- то или нет? Ведь мы ничего не видим, что-то чувствуем. Что же это? (воздух)

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (струю воздуха).

Ребята, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: «Можно почувствовать воздух?» (да)  

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (при помощи шарики).

Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Воздух окружает нас вокруг. А вот интересно, есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?  Проверим?

Опыт  «Есть ли воздух внутри нас?»

Для этого нам понадобится стаканчики с водой и трубочки. Опустим трубочку в стакан с водой и тихо подуем.  Ой, посмотрите, что происходит с водой? (выходят пузырьки).

 Но как они там оказались? В стакане же была только вода. Откуда взялись пузырьки? Правильно, пузырьки – это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала через нос вдыхаем воздух, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Вывод: Внутри нас есть воздух, и увидеть мы его можем в виде пузырьков.

Опыт  «Какой воздух легче горячий или холодный?»

Обращаю внимание детей на картинку, на которой изображен воздушный шар.

А как вы думаете, почему воздушный шар может подняться в небо и улететь? Об этом мы узнаем, если сможем ответить на вопрос, какой воздух легче горячий или холодный?

Берем пластиковую бутылку, надеваем на нее воздушный шарик. (кому нужна помощь помогаю) Теперь будем поочередно опускать бутылочку в горячую, а затем в холодную воду.

Что происходит? В горячей воде шарик надувается. А как вы думаете почему? (предположение детей). Он надулся потому, что воздух от горячей воды расширился, а при охлаждении воздух сжимается, поэтому шарик в холодной воде не надувается.

Вывод: Горячий воздух легче, чем холодный.

Ребята, вам понравилось быть исследователями и проводить опыты? Зато, что вы справились со всеми заданиями, я хочу вручить вам медали.

Симка вручат детям медали.

Ребята, а какой опыт сегодня дома проведете с родителями? (ответы детей)

Симка: К сожалению мне пора возвращаться домой, ведь у меня так много дел. До свидание. (дети прощаются). Симка уходит.

Литература:

1.Тугушева Г.А.; Чистякова А.Е. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Спб., Детство-Пресс, 2015

2.Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов, М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. Учитель- 2020г

3.Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Конспект НОД по познавательному развитию в 1 младшей группе. Тема: «Для чего, и кому нужна вода».

Цель: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, не имеет вкуса и запаха);- уточнить ее значение для в...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Науки о природе «Юный исследователь» Тема проекта : «Вода и её свойства»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста через организацию опытно-экспериментальной деятельности. Развитие представлений о значении воды и ее свойствах, воспита...