Дополнительная образовательная программа "Юный актер"
рабочая программа (старшая группа)
Программа художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.progr_._yunyy_akter.docx | 62.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Золушка»
ПРИНЯТА решением совета Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка» Протокол от « »2019г. № | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Золушка» от « »2019 года № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
кружка художественно- эстетической направленности
«Юный актер»
Возраст обучающихся: 5- 6 лет
Срок реализации: 1год
Автор- составитель:
воспитатель Аминева И. А.
г. Когалым 2019 г.
Содержание
I.Целевой раздел
1.Пояснительная записка…………………………………………………
1.1 Принципы и подходы в организации образовательной деятельности...
1.2 Планируемые результаты освоения программы……………………
1.3 Методика обследования уровня развития детей………………….
II. Содержательный раздел
2.1 Учебный план образовательной программы………………………
2.2 Календарно- тематическое планирование………………………….
III.Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение…………………………….
3.2 График проведения занятий……………………………………….
3.3 Учебно- методическое обеспечение…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог (воспитатель) старшей и подготовительной к школе группе.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театральная деятельность и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование рабочей программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Настоящая Рабочая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным Рабочая программам, описанным в литературе.
Цель рабочей программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
- Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
- Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театре города Златоуста.
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Основные направления программы:
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
Планируемые качества освоения рабочей программы
Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила –чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – владеет навыками театральной культуры: знает театральные профессии, правила поведения в театре.
Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре; устройства театра; театральных профессиях (актер, гример, костюмер, звукорежиссер, декоратор и др.).
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы включает пять основных блоков
Блок 1. Театральная игра.
Блок 2. Культура техники речи.
Блок 3. Ритмопластика.
Блок 4. Основы театральной азбуки.
Блок 5. Основы кукловождения.
Следует отметить, что блоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии,
блок 4 – на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте);блок 5 – одном – двух занятиях в месяц.
Таким образом, в процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.
Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.
Именно на развитие эмоционального мира и артистических способностей ребенка – дошкольника путем приобщения его к театральному искусству и участия в театрализованной деятельности направлена Рабочая программа «Юный актер».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный план образовательной программы
Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением двух занятий в неделю во второй половине дня.
В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через театрализованную деятельность имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Нормативные сроки освоения рабочей программы с 01.11.2019г. по 31.05.2020 г. Трудоемкость рабочей программы: 27 недель.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | ноябрь | 12 | 15ч.30м. | Рассказ. Чтение. | 1 | Мир театра | группа | |
2 | ноябрь | 14 | 15ч.30м. | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр видео- ролика. | 1 | Кто работает в театре. «Закулисье» | группа | |
3 | ноябрь | 16 | 15ч.30м. | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика. | 1 | Как вести себя в театре. Сюжетно-ролевая игра «Театр» | группа | |
4 | ноябрь | 19 | 15ч.30м. | Чтение стихов, беседа, просмотр видео- ролика | 1 | Бабушка Забава | группа | |
5 | ноябрь | 26 | 15ч.30м. | Чтение, беседа, просмотр видео- ролика | 1 | В гостях у сказки | группа | |
6 | ноябрь | 28 | 15ч.30м. | Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья». | 1 | Наша дружба | группа | |
7 | декабрь | 4 | 15ч.30м. | Отгадывание загадок по содержанию сказки, беседа, просмотр видео- ролика. | 1 | Если с другом вышел в путь. | группа | |
8 | декабрь | 6 | 15ч.30м. | Рассказывание детьми сказки «Лучшие друзья». Музыкально-ритмическая композиция «Все мы делим пополам». | 1 | Все мы делим пополам. | группа | |
9 | декабрь | 10 | 15ч.30м. | Подготовка и драматизация сказки «Лучшие друзья». | 1 | Лучшие друзья | группа | |
10 | декабрь | 13 | 15ч.30м. | Показ, объяснение. Варежковый театр | 1 | Знакомство с варежковым театром | группа | |
11 | декабрь | 18 | 15ч.30м. | Куклы, костюмы героев сказки «Теремок», скороговорки, загадки | 1 | Мимика | группа | |
12 | декабрь | 20 | 15ч.30м. | Скороговорки, бубен. Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; | 1 | Сила голоса | группа | |
13 | декабрь | 24 | 15ч.30м. | Игры, загадки, атрибуты пальчикового театра | 1 | Знакомство с пальчиковым театром | группа | |
14 | декабрь | 26 | 15ч.30м. | Игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». | 1 | Пальчиковый театр | группа | |
15 | январь | 9 | 15ч.30м. | Плоскостной театр, атрибуты сказок «Рукавичка» и «Заюшкина избушка» | 1 | Знакомство с фланеграфовым театром | группа | |
16 | январь | 15 | 15ч.30м. | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» | 1 | Плоскостной театр | группа | |
17-18 | январь | 17 21 | 15ч.30м. | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики | 2 | Пантомима | группа | |
19 | январь | 23 | 15ч.30м. | Этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | 1 | Пантомима | группа | |
20-21 | январь | 29 | 15ч.30м. | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок» | 2 | Сила голоса и речевое дыхание | группа | |
22-23 | Январь-февраль | 31 4 | 15ч.30м. | Скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | 2 | Сила голоса и речевое дыхание | группа | |
24 | февраль | 6 | 15ч.30м. | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Самолет» «Мяч эмоций» | 1 | Культура и техника речи | группа | |
25 | февраль | 12 | 15ч.30м. | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки» | 1 | Чувства, эмоции | группа | |
26 | февраль | 14 | 15ч.30м. | Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания. «Хоровод зверей». | 1 | Музыкальная карусель. | группа | |
27 | февраль | 18 | 15ч.30м. | Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра. | 1 | Мастерская актера | группа | |
28-29 | февраль | 20 26 | 15ч.30м. | Слушание русской народной сказки «Рукавичка».Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию. Иллюстрации к сказке «Рукавичка» | 2 | Сказка зимнего леса. | группа | |
30 | февраль | 28 | 15ч.30м. | Выразительное рассказывание сказки детьми. Обсуждение характерных особенностей героев. Игра «Узнай героя сказки». | 1 | Зимовье зверей. | группа | |
31 | март | 4 | 15ч.30м. | Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в движениях образ героев. Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии. Игра «Снежинки», «Передай позу». | 1 | Карнавал животных | группа | |
32-33 | март | 6 12 | 15ч.30м. | Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции. Распределение ролей. Игровые упражнения для развития речи «Испорченный телефон», «Придумай рифму». | 2 | Мир игры. | группа | |
34-35 | март | 14 18 | 15ч.30м. | Побуждать детей к совместной работе; обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией Веселые диалоги. Упражнения на развитие выразительной интонации. Костюмы, маски. | 2 | Давай поговорим. | группа | |
36-37 | март | 20 25 | 15ч.30м. | Способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре. Рассказывание детьми сказки «Колобок» по ролям. Маски героев сказки. | 2 | Расскажи сказку. | группа | |
38 | март | 26 | 15ч.30м. | Индивидуальная работа над ролью колобка. Музыкальное сопровождение, шапочки героев. | 1 | Мир природы | группа | |
39-40 | март-апрель | 28 1 | 15ч.30м. | Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации. Сцена у домика на завалинке. Музыкальное сопровождение, шапочки героев. | 2 | У домика | группа | |
41 | апрель | 3 | 15ч.30м. | Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев. Заключительная сцена сказки диалог лисы и колобка Музыкальное сопровождение, шапочки героев. | 1 | Лиса-Патрикеевна | группа | |
42-43 | апрель | 9 11 | 15ч.30м. | Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми над текстом и выразительным исполнением своих ролей. Сказка «Колобок». Пантомимические и интонационные упражнения. «Голоса героев» Костюмы героев. | 2 | Музыкальный калейдоскоп | группа | |
44 | апрель | 15 | 15ч.30м. | Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке «Колобок». Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей. Домик. Атрибуты у домика. | 1 | Рисуем сказку. | группа | |
45 | апрель | 17 | 15ч.30м. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность. Генеральная репетиция сказки «Колобок». Декорация к сказке, музыкальное сопровождение | 1 | Репетируем сказку | группа | |
46-47 | апрель | 23 25 | 15ч.30м. | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Драматизация сказки «Колобок» Декорация к сказке, музыкальное сопровождение | 2 | Играем сказку | группа | |
48 | апрель | 29 | 15ч.30м. | Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок. Итоговое занятие театрального кружка «Мой любимый театр». | 1 | Мой любимый театр | группа |
2.2.Календарно-тематическое планирование
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение:
Для реализации программы в игровой комнате оборудовано специальное пространство для игры в шахматы.
Оборудование игровой комнаты:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (портреты выдающихся шахматистов, иллюстрации, фотографии);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная программа "Юный актер"
1.1. Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный актёр» Даная программа является актуальной, так как театра...
Рабочая программа дополнительного образования "Юный актер"
Рабочая программа "Юный актер" разработна для детей дошкольного возраста 3-4 лет и направлена на развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности. Будет интер...
«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»
laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности "Маленький актер"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Важнейшей задачей эстетического воспитания является ф...
Дополнительная образовательная программа "Юный актер"
Дополнительная образовательная программа "Юный актер" в подготовительной группе № 20...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...