Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по лепке (с использованием дополнительного материала) для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «КОЛЮЧИЙ ЁЖИК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района СПб)
Конспект
совместной непосредственно образовательной деятельности
по лепке (с использованием дополнительного материала)
для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
«КОЛЮЧИЙ ЁЖИК»
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
- Технологии рефлексивного характера
- Технология личностно-ориентированного обучения
Подготовила и провела:
воспитатель Караваева С.А.
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2020
ЦЕЛЬ: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, конструктивных умений и навыков в работе с пластилином, используя технологию пластилинографии.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии.
- Расширять у детей представления об используемых в процессе деятельности материалах и инструментах.
- Закреплять у детей навыки работы с пластилином: упражнение в создании полуобъёмного контура, развитие умения раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями.
- Совершенствовать у детей ориентировку на плоскости - умение располагать изображение.
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, закреплять представления о диких животных.
КОРРЕКЦИОННЫЕ:
- Совершенствовать у детей в процессе работы мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию.
- Развивать у детей внимание, память.
- Развивать у детей речь в процессе деятельности, побуждать к высказыванию по поводу своей работы, посильно объяснять последовательность ее выполнения.
- Активизировать словарь детей: ёжик, ежата, лес, спячка, колючий, пыхтит, нюх, хищник, сворачивается, клубочек и др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Поощрять у детей проявление самостоятельности в процессе выполнения работы.
- Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, заинтересованность в процессе деятельности и получении результата, умение радоваться успеху.
- Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.
- Поддерживать у детей интерес к лепке, развивать творчество, воображение.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- подставки для лепки; стеки; набор пластилина;
- плотный картон зелёного цвета;
- контейнеры с половинками зубочисток; тарелочки с горохом;
- набор иллюстраций с изображением ежа;
- иллюстрации с изображением диких и домашних животных;
- магнитная доска-мольберт, магниты.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Чтение детям коротких рассказов и стихотворений о диких животных.
- Заучивание с детьми коротких стихотворений о диких животных.
- Загадки о диких животных.
- Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением диких животных, ежей.
- Обследование с детьми разнообразного природного и бросового материала; игры и упражнения с ним;
- Знакомство детей с техникой пластилинографии;
- Игровые упражнения на имитацию и звукоподражание, подвижные игры, речь с движением, пальчиковые игры по теме дикие животные.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы: речь с движением «Ёж и ежата»; «Ежик»;
- технология самомассажа – самомассаж кистей рук с использованием массажных мячиков.
Игровые технологии:
- технология развивающей игры: развивающие игры на обобщение по определенным признакам, на развитие зрительного восприятия;
- проблемно-игровая технология - элементы исследовательской деятельности.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности:
- пластилинография.
Технологии рефлексивного характера:
- актуализация личного опыта каждого участника образовательного процесса;
- деятельностный подход использования диалогических форм речи;
- поисковая активность.
Технология личностно-ориентированного обучения:
- исследовательская - реализация педагогом модели «обучение через открытие».
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I часть
Дети сидят на стульях полукругом.
Развивающая игра «Четвертый лишний»
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Кто живет в лесу?». Я выложу на магнитной доске четыре картинки, вам нужно будет выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор.
Педагог проводит игру, а затем предлагает детям отгадать загадку.
- А сейчас, ребята, попробуйте отгадать загадку?
Загадка
Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну, конечно, это … (ежик)
- Да, ребята, это ежик.
Беседа педагога с детьми о ежике.
- Ребята, давайте вспомним, как выглядит ёжик. (ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов; затем педагог обобщает и уточняет ответы детей)
- Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом, вся покрыта короткими серыми волосками, острые зубы. Чёрные, как бусинки, глаза кажутся очень умными, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный. Лапки у ежа короткие, с маленькими коготками. Что я ещё забыла? (ответы детей)
- Ну, конечно же, иголки! А для чего они ему нужны? (ответы детей)
- Как же ёжику без иголок? Это средство защиты от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы – попробуй – ка, съешь его!
Элементы исследовательской деятельности
- Ребята, подойдите к столу, посмотрите и скажите, что здесь лежит? (ответы детей)
- Найдите колючие предметы, похожие на иголочки ежа. (дети обследуют предложенные предметы, показывают или называют колючие)
Самомассаж кистей рук с использованием массажных мячиков
- Посмотрите, наши массажные мячики очень похожи на маленьких колючих ежиков. Давайте с ними поиграем.
Самомассаж кистей рук с использованием массажных мячиков: прокатывание между ладонями прямыми и круговыми движениями, сжимание, перекладывание из руки в руку, удерживание подушечками пальцев и др.
- А давайте вспомним, чем любит лакомиться ежик, его повадки, образ жизни. (ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов; затем педагог обобщает и уточняет ответы детей)
- Ежи ловят мышей, лягушек и даже ядовитых змей, еще они питаются разными жучками, червями, ящерицами и любят молоко. Ежи – хищные звери. И, несмотря на свои короткие лапки, на охоте ёж проворен и ловок. Это – очень полезный зверёк: он избавляет лес от многих вредителей.
- Живут ежи в лесу, днем отдыхают – прячутся в укромных тенистых местах, а ночью выходят на охоту.
- А что же ежик делает зимой? (ответы детей)
- Да, зимой ежи спят, совсем как медведи. А чтобы не спать голодными всю долгую зиму, они стараются летом наесться впрок и накопить подкожный жирок. Осенью ежи подбирают место для зимней спячки, обустраивают его.
- Послушайте шутливое стихотворение о том, как еж это делает:
Стихотворение
Загорелись, как пожар, на рябине кисти,
Катится навстречу шар из осенних листьев.
Ты его не узнаёшь? Приглядись-ка – это ёж!
Золотым клубочком стал хитрый ёжик колкий,
Листья клёна нанизал на свои иголки.
Их несёт к себе домой, стелет на кроватку,
Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.
Пусть ему навеют сны снежные метели,
Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.
- Ребята, а как зовут детёнышей ежа? (ответы детей)
- Весной в гнезде ежа, которое он обычно устраивает под кустом или в какой-нибудь ямке, появляются малыши. Они родятся слепыми, и иголок на них сначала нет. Потом иголки появляются: белые и мягкие, позднее они темнеют, становятся твёрдыми и крепкими. Мама – ежиха очень любит своих детей, кормит их молоком, а если чувствует опасность, то перетаскивает своих детёнышей в другое место, более безопасное. Когда ежата подрастают, ежи – родители учат своих малышей искать и ловит разных насекомых.
- А хотите побывать в лесу, где живут ежи? (ответы детей)
Динамическая пауза – речь с движением «Ёж и ежата»
Под огромною сосной, На полянке, на лесной, Куча листьев, где лежит, Ёж с ежатами бежит. Мы вокруг всё оглядим, На пенёчках посидим. А потом все дружно спляшем, Вот так ручками помашем. Помахали, покружились И домой заторопились. | Дети – ежата бегают за воспитателем Делают повороты головой в стороны Приседают. Дети кружатся Машут руками Убегают на свои места. |
II часть
- Ребята, садитесь за столы. (дети садятся за столы с подготовленными для работы инструментами и материалами)
- Сегодня я предлагаю вам изобразить ёжика. Воспользуемся знакомым приёмом: мы будем рисовать пластилином, а что-то придётся из пластилина и слепить, чтобы дополнить нашу композицию. Пластилин мягкий податливый материал, который принимает любую форму, какую мы ему зададим.
- Также вместе с пластилином будем использовать дополнительный материал – колючие палочки, зубочистки, которые позволят нам отразить природные качества ёжика – его колкость.
Словесная инструкция, частичный показ педагогом выполнения работы, демонстрация формообразующих действий.
- Сначала на картоне рисуем карандашом силуэт ёжика: туловище в форме полукруга и мордочку треугольной формы.
- Раскатываем тонкие колбаски чёрного цвета и выкладываем их по нарисованному контуру, а затем заполняем пластилином середину контура.
- Делаем мордочку - кусочек серого пластилина кладем в середину треугольного контура и аккуратно размазываем от середины к краям.
- Затем лепим лапки – раскатываем две короткие колбаски серого цвета, стекой делим их на две равные части и крепим под туловищем на месте расположения лап ёжика.
- Оформляем мордочку ежа маленькими чёрными горошинами из пластилина – носиком и глазом (педагог объясняет детям, что ёж стоит боком и поэтому один глаз не виден).
- Заключительная часть работы: заполняем туловище ежа иголками – половинками зубочисток: для этого их надо воткнуть в пластилин таким образом, чтобы острый кончик оказался снаружи; выполнять эту работу нужно осторожно, не торопясь, чтобы не уколоться.
- По желанию полученное изображение можно дополнить деталями: вылепить лесную полянку, украсив ее земляникой, травинками, цветами, грибочками.
По ходу объяснения и демонстрации действий, педагог активно привлекает детей к выполнению элементов изображения.
- Вот какой колючий ежик у нас получается (показ детям полученного изображения).
- А сейчас предлагаю и вам приступить к работе, вылепить каждому своего колючего ежика. Посмотрим, у кого какие зверьки получатся: грустные или веселые, добрые или сердитые – все зависит от вашей фантазии.
Самостоятельное выполнение работы детьми (контроль со стороны педагога, помощь при выполнении работы детьми по необходимости, минимальная).
III часть
Игровое упражнение «Расскажем о ежах»
- Ребята, давайте с вами с помощью картинок составим коллаж про ежей и расскажем по очереди, что сегодня вспомнили и узнали об этих забавных зверьках.
Обобщающая беседа педагога с детьми о еже с помощью наводящих вопросов и иллюстраций – ребенок крепит на магнитную доску картинку и рассказывает о ней.
Воспитатель приглашает детей подойти к столу с готовыми поделками и предлагает рассказать о последовательности выполнения работы, о своих поделках, обязательно положительная оценка педагогом детских работ.
- Сегодня вы поближе познакомились с лесным зверьком – ежом, узнали о нём много нового, интересного.
- Вы хорошо поработали: ёжики получились замечательные, они очень похожи на своих лесных братьев, такие же забавные и колючие. Ребята, мне кажется, что ёжику не всегда нравились его колючие иголки, но однажды с ним произошла история, и он понял, как ему необходима его колючая шубка. Послушайте, как об этом рассказывает в своем стихотворении П. Воронько.
Динамическая пауза – речь с движением «Ежик»
Ёжик маленький сердит, он колючками покрыт: - У других пушок и шёрстка, и не колко, и не жёстко. Почему достались мне сто колючек на спине? Серый волк подкрался сзади, Но с клубком не смог он сладить: Нос и губы поколол, и голодный в лес ушёл. У ежа довольный вид: он колючками покрыт. | Топают, руки на поясе Поглаживают ладошки Разводят руки в стороны Идут на носочках Вращательные движения рук Идут, топая Пружинки |
- Я думаю, что с такими иголками вашим ежам тоже не страшны ни волк, ни лиса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/01/picture-358668-1385906420.png)
Конспект совместной непосредственно- образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Тема: «Город друзей»
Конспект совместной непосредственно- образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (для детей старшего дошкольного возраста)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/31/picture-453073-1401480630.jpg)
Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ
Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538923-1416940492.jpg)
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыка» для детей старше-подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы»
Цель: Развитие музыкальности и творческих способностей; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной природе....
Конспект. Совместная непосредственно-образовательная интегративная деятельность по образовательным областям "Познание", "Художественное творчество", в средней группе по теме"Аквариум"
Технологии: ИКТ (интерактивный экран), игровая ситуация, нетрадиционная техника рисования (монотипия)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-913064-1495107075.png)
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД) Образовательная область «Развитие речи» (подготовительная группа) Тема: «Осень» (обобщающее занятие)
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД)Образовательная область «Развитие речи»(подготовительная группа)Тема: «Осень» (обобщающее занятие)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/06/picture-1218195-1617693314.jpg)
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы по лепке на тему «Друзья для гадкого утенка»
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы по лепке на тему «Друзья для гадкого утенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/18/picture-913064-1495107075.png)
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД) Образовательная область «Развитие речи»
Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД)Образовательная область «Развитие речи»(подготовительная группа)Тема: «Осень» (обобщающее занятие)Образов...