Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по лепке
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Караваева Светлана Альфредовна

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности  по лепке (с использованием дополнительного материала)  для  детей  старшего дошкольного  возраста  с  задержкой психического развития                         «КОЛЮЧИЙ  ЁЖИК»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_ezhik.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35  компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад №35  компенсирующего вида Красносельского района СПб)

Конспект

совместной непосредственно образовательной деятельности

по лепке (с использованием дополнительного материала)

для  детей  старшего  дошкольного  возраста

с  задержкой психического развития                      

 «КОЛЮЧИЙ  ЁЖИК»

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Игровые технологии
  • Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
  • Технологии рефлексивного характера
  • Технология личностно-ориентированного обучения

Подготовила и провела:

воспитатель Караваева  С.А.

высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2020

ЦЕЛЬ: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, конструктивных умений и навыков в работе с пластилином, используя технологию пластилинографии.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии.
  2. Расширять у детей представления об используемых в процессе деятельности материалах и инструментах.
  3. Закреплять у детей навыки работы с пластилином: упражнение в создании полуобъёмного контура,  развитие умения раскатывать пластилин прямыми и  круговыми движениями.
  4. Совершенствовать у детей ориентировку на плоскости - умение располагать изображение.
  5. Развивать у детей познавательный интерес к природе, закреплять представления о диких животных.

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

  1. Совершенствовать у детей в процессе работы мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие, координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию. 
  2. Развивать у детей внимание, память.
  3. Развивать у детей речь в процессе деятельности, побуждать к высказыванию по поводу своей работы, посильно объяснять последовательность ее выполнения.
  4. Активизировать словарь детей: ёжик, ежата, лес, спячка, колючий, пыхтит, нюх, хищник, сворачивается, клубочек и др.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  1. Поощрять у детей проявление самостоятельности в процессе выполнения работы. 
  2. Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, заинтересованность в процессе деятельности и получении результата, умение радоваться успеху.
  3. Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.
  4. Поддерживать у детей интерес к лепке, развивать творчество, воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • подставки для лепки; стеки; набор пластилина;
  • плотный картон зелёного цвета;
  • контейнеры с половинками зубочисток; тарелочки с горохом;
  • набор иллюстраций с изображением ежа;
  • иллюстрации с изображением диких и домашних животных;
  • магнитная доска-мольберт, магниты.

                               

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  • Чтение детям коротких рассказов и стихотворений о диких животных.
  • Заучивание с детьми коротких стихотворений о диких животных.
  • Загадки о диких животных.
  • Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением диких животных, ежей.
  • Обследование с детьми разнообразного природного и бросового материала; игры и упражнения с ним;
  • Знакомство детей с техникой  пластилинографии;
  • Игровые упражнения на имитацию и звукоподражание, подвижные игры, речь с движением, пальчиковые игры по теме дикие животные.

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

Здоровьесберегающие технологии:

  • динамические паузы: речь с движением «Ёж  и  ежата»; «Ежик»;  
  • технология самомассажа – самомассаж кистей рук с использованием массажных мячиков.

Игровые технологии:

  • технология развивающей игры: развивающие игры на обобщение по определенным признакам, на развитие зрительного восприятия;
  • проблемно-игровая технология - элементы исследовательской деятельности.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности:

  • пластилинография.

Технологии рефлексивного характера:

  • актуализация личного опыта каждого участника образовательного процесса;
  • деятельностный подход использования диалогических форм речи;
  • поисковая активность.

Технология личностно-ориентированного обучения:

  • исследовательская - реализация педагогом модели «обучение через открытие».

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

I часть

Дети сидят на стульях полукругом.

Развивающая игра «Четвертый лишний»

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Кто живет в лесу?». Я выложу на магнитной доске четыре картинки, вам нужно будет выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор.  

Педагог проводит игру, а затем предлагает детям отгадать загадку.  

- А сейчас, ребята, попробуйте отгадать загадку?

Загадка

Он  живёт  в  лесу  дремучем,

Сам  он  круглый  и  колючий.

Угадайте,  это  кто  же?

Ну,  конечно,  это … (ежик)

- Да, ребята, это ежик.

Беседа педагога с детьми о ежике.

- Ребята, давайте  вспомним, как выглядит ёжик. (ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов; затем педагог обобщает и уточняет ответы детей)

- Мордочка  у  ежа  маленькая,  с  вытянутым  носом,  вся  покрыта  короткими  серыми  волосками, острые зубы.  Чёрные,  как  бусинки,  глаза  кажутся  очень  умными,  но  видит  ёжик  плохо,  а  вот  нюх  у  него  прекрасный.  Лапки  у  ежа  короткие,  с  маленькими  коготками.  Что  я  ещё  забыла? (ответы детей)

- Ну,  конечно  же,  иголки!  А  для  чего  они  ему  нужны? (ответы детей)

- Как  же  ёжику  без  иголок?  Это  средство  защиты  от  врагов.  Свернётся  ёжик  в  колючий  клубок,  ощетинит  свои  острые  иглы –  попробуй – ка,  съешь  его!

Элементы исследовательской деятельности

- Ребята, подойдите к столу, посмотрите и скажите, что здесь лежит? (ответы детей)

- Найдите колючие предметы, похожие на иголочки ежа. (дети обследуют предложенные предметы, показывают или называют колючие)

Самомассаж кистей рук с использованием массажных мячиков

- Посмотрите, наши массажные мячики очень похожи на маленьких колючих ежиков. Давайте с ними поиграем.

Самомассаж кистей рук с использованием массажных мячиков: прокатывание между ладонями прямыми и круговыми движениями, сжимание, перекладывание из руки в руку, удерживание подушечками пальцев и др.

- А давайте вспомним, чем  любит  лакомиться ежик, его повадки, образ жизни. (ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов; затем педагог обобщает и уточняет ответы детей)

- Ежи ловят  мышей, лягушек  и  даже  ядовитых  змей, еще они питаются разными  жучками,  червями,  ящерицами и любят молоко. Ежи – хищные звери. И, несмотря  на  свои  короткие  лапки,  на  охоте  ёж  проворен  и  ловок.  Это –  очень  полезный  зверёк:  он  избавляет  лес  от  многих  вредителей.

- Живут ежи в лесу, днем отдыхают – прячутся в укромных тенистых местах, а ночью выходят  на охоту.

- А что же ежик делает зимой? (ответы детей)

- Да, зимой ежи спят, совсем как медведи. А чтобы  не  спать  голодными всю  долгую  зиму,  они  стараются  летом  наесться  впрок  и  накопить  подкожный  жирок. Осенью ежи подбирают место для зимней  спячки, обустраивают  его.

- Послушайте шутливое стихотворение о том,  как еж это делает:

Стихотворение

Загорелись,  как  пожар,  на  рябине  кисти,

Катится навстречу  шар  из  осенних  листьев.

Ты  его  не  узнаёшь?  Приглядись-ка  –  это  ёж!

Золотым  клубочком  стал  хитрый  ёжик  колкий,

Листья  клёна  нанизал  на  свои  иголки.

Их  несёт  к  себе  домой,  стелет  на  кроватку,

Чтобы  долгою  зимой  спать  под  ёлкой  сладко.

Пусть  ему  навеют  сны  снежные  метели,

Пусть  проспит  он  до  весны  в  тёплой  колыбели.

- Ребята, а  как  зовут  детёнышей  ежа? (ответы детей)

- Весной  в  гнезде  ежа,  которое  он  обычно  устраивает  под  кустом  или  в  какой-нибудь  ямке,  появляются  малыши.  Они  родятся  слепыми,  и  иголок  на  них  сначала  нет.  Потом  иголки  появляются:  белые  и  мягкие,  позднее  они  темнеют,  становятся  твёрдыми  и  крепкими.  Мама  –  ежиха  очень  любит  своих  детей,  кормит  их  молоком,  а  если  чувствует  опасность,  то  перетаскивает  своих  детёнышей  в  другое  место,  более  безопасное.  Когда  ежата  подрастают,  ежи  – родители  учат  своих  малышей  искать  и  ловит  разных  насекомых.

- А хотите  побывать  в  лесу,  где  живут  ежи? (ответы детей)

Динамическая пауза – речь с движением «Ёж  и  ежата»  

Под  огромною  сосной,                

На  полянке,  на  лесной,

Куча  листьев,  где  лежит,

Ёж  с  ежатами  бежит.

Мы  вокруг  всё  оглядим,                    

На  пенёчках  посидим.                        

А  потом  все  дружно  спляшем,        

Вот  так  ручками  помашем.              

Помахали,  покружились

И  домой  заторопились.                      

Дети – ежата  бегают  за  воспитателем

Делают  повороты  головой  в  стороны

Приседают.

Дети  кружатся

Машут  руками

Убегают  на  свои  места.

II часть

- Ребята, садитесь за столы. (дети садятся за столы с подготовленными для работы инструментами и материалами)

- Сегодня  я  предлагаю  вам  изобразить  ёжика.  Воспользуемся  знакомым  приёмом:  мы  будем  рисовать  пластилином,  а  что-то  придётся  из  пластилина  и  слепить,  чтобы  дополнить  нашу  композицию.   Пластилин  мягкий  податливый  материал,   который  принимает  любую  форму,  какую  мы  ему  зададим.  

- Также  вместе  с  пластилином  будем  использовать  дополнительный  материал  –  колючие  палочки,  зубочистки,  которые  позволят  нам  отразить  природные  качества  ёжика  –  его  колкость.

Словесная инструкция, частичный показ педагогом выполнения работы, демонстрация формообразующих действий.

- Сначала на картоне рисуем карандашом  силуэт  ёжика:  туловище  в  форме  полукруга и мордочку  треугольной  формы.

- Раскатываем тонкие  колбаски  чёрного  цвета  и  выкладываем их по  нарисованному  контуру,  а затем заполняем  пластилином  середину  контура.

- Делаем мордочку - кусочек  серого  пластилина кладем в  середину  треугольного контура и  аккуратно  размазываем от  середины  к  краям.

- Затем лепим лапки – раскатываем две короткие колбаски серого цвета,  стекой  делим их на две  равные  части  и  крепим под  туловищем  на  месте  расположения  лап  ёжика.

- Оформляем  мордочку  ежа  маленькими  чёрными  горошинами  из  пластилина  –  носиком  и  глазом  (педагог  объясняет  детям,  что  ёж  стоит  боком  и  поэтому  один  глаз  не  виден).

- Заключительная часть работы: заполняем туловище  ежа  иголками  –  половинками   зубочисток: для этого их надо воткнуть в пластилин таким образом, чтобы острый кончик  оказался снаружи; выполнять эту работу нужно осторожно, не торопясь, чтобы не  уколоться.

- По желанию полученное изображение можно дополнить деталями: вылепить лесную  полянку, украсив ее земляникой,  травинками,  цветами, грибочками.

По ходу объяснения и демонстрации действий, педагог активно привлекает детей к выполнению элементов изображения.

- Вот какой колючий ежик у нас получается (показ детям полученного изображения). 

- А сейчас предлагаю и вам приступить к работе, вылепить каждому своего колючего ежика. Посмотрим, у кого какие зверьки получатся: грустные или веселые, добрые или сердитые – все зависит от вашей фантазии.    

Самостоятельное выполнение работы детьми (контроль со стороны педагога, помощь при выполнении работы детьми по необходимости, минимальная).    

                                     

III часть

Игровое упражнение «Расскажем о ежах»

- Ребята, давайте с вами с помощью картинок составим коллаж про ежей и расскажем по очереди, что сегодня вспомнили и узнали об этих забавных зверьках.

Обобщающая беседа педагога с детьми о еже с помощью наводящих вопросов и иллюстраций – ребенок крепит на магнитную доску картинку и рассказывает о ней.

Воспитатель приглашает детей подойти к столу с готовыми поделками и предлагает рассказать о последовательности выполнения работы, о своих поделках, обязательно положительная оценка педагогом детских работ.

- Сегодня  вы  поближе  познакомились  с  лесным  зверьком  – ежом,  узнали  о  нём  много  нового, интересного.

- Вы хорошо поработали:  ёжики  получились  замечательные,  они  очень  похожи  на  своих  лесных  братьев,  такие  же  забавные  и  колючие.  Ребята, мне кажется, что ёжику  не  всегда  нравились  его  колючие иголки, но однажды с ним произошла история, и он понял,  как  ему  необходима его колючая шубка. Послушайте, как об этом рассказывает в своем стихотворении  П. Воронько.

Динамическая пауза – речь с движением «Ежик»

Ёжик  маленький  сердит,  он  колючками  покрыт:

- У  других  пушок  и  шёрстка,  и  не  колко,  и  не  жёстко.

Почему  достались  мне  сто  колючек  на  спине?

Серый  волк  подкрался  сзади,

Но  с  клубком  не  смог  он  сладить:

Нос  и  губы  поколол,  и  голодный  в  лес  ушёл.

У  ежа  довольный  вид:  он  колючками  покрыт.

Топают, руки на поясе

Поглаживают ладошки

Разводят руки в стороны

Идут на носочках

Вращательные движения рук

Идут, топая

Пружинки

- Я  думаю, что с  такими  иголками  вашим  ежам  тоже не страшны  ни  волк, ни  лиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной непосредственно- образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Тема: «Город друзей»

Конспект совместной непосредственно- образовательной  деятельности по  реализации образовательной области «Познание» (для детей старшего дошкольного возраста)...

Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ

Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД) Образовательная область «Развитие речи» (подготовительная группа) Тема: «Осень» (обобщающее занятие)

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД)Образовательная область «Развитие речи»(подготовительная группа)Тема: «Осень» (обобщающее занятие)...

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы по лепке на тему «Друзья для гадкого утенка»

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию для детей старшей группы по лепке на тему «Друзья для гадкого утенка»...

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД) Образовательная область «Развитие речи»

Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности (СНОД)Образовательная область «Развитие речи»(подготовительная группа)Тема: «Осень» (обобщающее занятие)Образов...