Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых
статья

Елисейкина Юлия Владимировна

Cегодня воспитателю очень хлопотно организовывать трудовую деятельность детей, задача трудового воспитания не является приоритетной. Но, поскольку трудовая деятельность является основой социально-коммуникативного, познавательного, физического развития, в детском саду необходимо приобщать ребенка к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_deyatelnost_.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Досуговая деятельность в детском саду как средство формирования представлений о труде взрослых

В научной и методической литературе досуг имеет следующее определение: «Это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью» Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный и духовный уровень, какое место в обществе он занимает, каков его доход.Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы. Многое зависит от воспитания человека, культурных ценностей семьи, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, от того, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Атмосферу отношений родителей и родственников, их уклад семейной жизни он перенесет практически полностью в свою семью, которую создаст, став взрослым. А значит, и проводить досуг, внеся в него новшества, будет так же. Как правило, большинство людей проводят свое свободное время так, как это делали их родители.

Особое значение придается организации свободного времени в научных трудах отечественных педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.  А. Сухомлинского, Т.И.Осокиной, Н.П.Сакулиной, Н.А.Ветлугиной и др. Их исследования свидетельствуют о том, что продуманная организация свободного времени имеет большое значение для целостного развития ребенка в процессе разнообразных занятий, выбранных самим дошкольником или младшим школьником. У детей закрепляются навыки, умения, полученные на занятиях, формируются интересы, развивается творчество В ходе культурно-досуговой деятельности удовлетворяется детская потребность в общении. Через общение ребенок вступает в отношения с окружающим миром, со сверстниками, получает информацию, перерабатывает ее и использует в своей деятельности. В результате этого воспитываются любознательность, человеколюбие, сострадание и другие нравственные волевые качества, а также происходит освоение языка и культуры речи. Познавательная деятельность у детей направлена на овладение окружающим миром в повседневной жизни и на занятиях. Одним из основных путей совершенствования культуры познавательной деятельности является реализация педагогом личностно ориентированного подхода к процессу обучения и познания ребенком мира культуры через досуговую деятельность. В результате ребенок овладевает совокупностью знаний, умений и навыков в области культуры и различных наук, что подтверждает необходимость постоянного формирования познавательного компонента художественной компетентности.

Культурно-досуговая деятельность имеет в ДОО следующие виды: отдых самостоятельные занятия физическими упражнениями, работа на территории детского сада, спортивный отдых, игры со снегом, песком, водой, прогулки детей, непринужденные беседы со взрослым, игровая деятельность, просмотр иллюстраций в книжном уголке, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, чтение книг, просмотр фильмов и передач по ТВ; созерцание природы, атмосферных явлений, звезд, планет Солнечной системы, растительного и животного миров, произведений искусства разных видов; развлечения концерты, народные игры, познавательные вечера, спортивные, театрализованные представления, забавы; праздники международные, государственно-гражданские, народные, фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые; самообразование игры, коллекционирование, хобби, экспериментирование, самостоятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность, познавательные беседы, экскурсии, посещения; творчество в разных видах культурно-досуговой деятельности в ДОУ, семье, кружках и студиях.

Именно в рамках культурно-досуговой деятельности формируются представления о труде взрослых у дошкольников. Но в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними. Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различные действия медицинских работников, прачки, дворника и т.п.). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Таким образом, ознакомление детей с трудом взрослых является сложным видом трудового воспитания дошкольников и поэтому требует специально организованной деятельности, которую можно организовать и провести методически правильно именно в условиях детского сада.

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые, незаменимы в воспитании дошкольников. Они вносят элемент творчества в действия детей. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Рассмотрим некоторые моменты знакомства детей с трудом взрослых, особенностями профессий с помощью сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети. Она бывает длительной и кратковременной. Самостоятельность детей проявляется в активном и своеобразном воспроизведении окружающего мира. Это воспроизведение зависит от воображения, условий, знаний и от опыта жизненного и игрового. Самостоятельный характер игры дает внутреннее ощущение свободы. Творчество проявляется в перевоплощении ребенка в образ взрослого человека, роль которого он взял

Воспитателю необходимо создать условия для игры, чтобы она стала увлекательной деятельностью. В создание условий входит обогащение детей реалиями об окружающем: о предметах, явлениях, кроме того, дети должны знать о взаимоотношениях людей. Для достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о занятиях людей разных профессий с использованием фотографий, фильмов; инсценировки. Воспитатели при ознакомлении детей с трудом взрослых, как правило, пользуются наглядными способами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника. Своеобразие данного вида игр заключается в том, что дети берут роли и воспроизводят их в той последовательности, в какой они даны в произведении. Это творческая игра, так как ребенок передает образ по-своему. Структура сюжетно-ролевой игры и игры-драматизации сходна. Отличие заключается лишь в том, что в сюжетно ролевой игре сюжет из жизни, а в театрализованной – из книжки.

С целью знакомства детей с профессиями и деятельностью взрослых для драматизации подбираются небольшие произведения. Дидактическая игра – игра обучающая. Значение дидактических игр – способствовать усвоению, укреплению у детей знаний, умений, развитие умственных способностей. Дидактическая игра является средством всестороннего развития ребенка. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, к природе. Систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей[24, с. 72].

Таким образом, культурно-досуговая деятельность является важнейшим средством формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование представлений о труде взрослых у детей шестого года жизни через знакомство с профессиями. Проект "Все работы хороши"

Дети знакомятся с профессиями взрослых через проект "Все работы хороши ", что позволяет им усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, ин...

Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых.

"Воспитание, не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может бытьни достойной, ни счастлив...

"Игра как средство формирования представлений о труде взрослых"

Выявить уровень сформированности представлений о труде взрослых у детей среднего дошкольного возраста....

«Формирование представлений о труде взрослых как средство до профессионального самоопределения и ранней профориентации дошкольников»

Приобщение дошкольников к профориентированной направленности позволяет актуализировать знания и представления ребёнка о труде и формирует положительное отношение к нему....

Проект "Формирование представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности"

В данной публикации представлены материалы проекта, направленного на знакомство детей среднего дошкольного возраста с профессиями людей, работающих в саду....

«Народные игры, как средство досуговой деятельности в детском саду»

Мастер-класс «Народные игры, как средство досуговой деятельности  в детском саду»...